Особенности социальной работы с детьми из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

цель данной работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей
предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей
задачи- изучить литературу, раскрыть понятие неполной семьи,проаналзировать тенденции и факторы роста числа неполных семей.

Файлы: 1 файл

курсовая андрея.docx

— 73.58 Кб (Скачать)

     Неполная  семья – форма семейного жизнеустройства, которая встречается в современном  мире все чаще и чаще. За последние  двадцать лет число неполных семей  увеличилось. Все больше детей рождаются  вне брака. Эта тенденция негативно  сказывается на уровне жизни населения  в целом. Члены неполной семьи  нуждаются в защите и постоянной поддержке. Государство разрабатывает  новые пути решения этой проблемы. Создание специальных учреждений, разработка различных программ, непрерывная  деятельность специалистов по социальной работе в поиске решения проблем  неполной семьи обеспечивают максимальную поддержку членам неполной семьи. Именно специалист по социальной работе призван  помогать нуждающимся категориям населения, к которым относится неполная семья.

     Проведя эмпирическое исследование, мы предложили  новые способы решения проблем  неполной семьи, которые  должны максимально  улучшить положение семьи в обществе и закрепить за семьей статус одного из самых важных институтов общества, без которого дальнейшее развитие общества немыслимо. 
 
 

Список  литературы 
 

  1. F.Hollis and M.E.Woods, Casework. A psycho-social therapy // New York. –1981.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи  // М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»). – 2006. – С. 304 с.
  3. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи // М.: Наука и техника. 2007.
  4. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования. – 2001. – №11.
  5. В. В. КозловскийЖурнал социологии и социальной антропологии. –2008. – Т. 11. – № 3. – С. 210 – 214.
  6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи // Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений // М.: «Академия» . – 2008г. – С. 75.
  7. Интернет ресурс http://psylist.net/pedagog/00003.htm.
  8. Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.
  9. Интернет ресурс http://soc-work.ru/ article/791
  10. Интернет ресурс http://www.psyparents.ru/index
  11. Интернет ресурс www.izh.ru/izh/info/i25944.html.
  12. Интернет ресурс www. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat.
  13. Интернет ресурс: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rashitova_101_288_292.pdf.
  14. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. – 2007. – 2 февраля. – С. 18.
  15. Крайг Г. Психология развития // СПб.: Питер. – 2006.
  16. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // Основы безопасности  жизни. – 2003. – №2. – С. 52 – 53.
  17. Маркович Д. Общая социология // Пер. с серб.-хорв // Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. – 2007 . – С. 272.
  18. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Пер. З.Матейчик // М.: Прогресс. – 1980.
  19. Медведева Г.П. Этика социальной работы // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2009. – С. 208.
  20. Методика и технологии работы социального педагога // Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева // М.: «Академия» . – 2007. – С. 192.
  21. Нарыкова И.Н., Волохова А.Е. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра // Работник социальной службы. – 2001 г. – №1. – С. 78 – 82.
  22. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье // Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов // М: Владос. – 2006.
  23. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // М.: «Дашков и Ко». – 2004.
  24. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений  // Дис. доктора философских наук Л.М. Панкова // С.-Петербург. – 2003.
  25. Психология социальной работы // О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М.А. Гулиной // СПб.: Питер. – 2007 г. – С. 352.
  26. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ // М.: Норма. – 2006 г. – С. 343.
  27. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей // Л.К. Рашитова. – 2007.
  28. Рикер П. Конфликт интерпретаций // Очерки о герменевтике// М. – 1995.
  29. Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. – 2006. – №1 (8–9). – С. 20 – 22.
  30. Сартр Ж.П. Проблемы метода // М. – 1994.
  31. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
  32. Смелзер Н. Социология // пер. с англ // М.: Феникс. – 2009 г. – С. 688.
  33. Социальная политика переходного периода // Общественные науки и современность. – 1994. – № 6.
  34. Социальная работа // Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова // Ростов-на-Дону. – 1999.
  35. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ) // М.: РАН. – 1992.
  36. Социальные ориентиры изменяющегося общества // Сб. статей РАН // М.: – 1993.
  37.   Социологические исследования. – 2001. – № 11. – С. 108 113.
  38. Спицкая А. Социальная история и социальная работа как общественная практика // Теория и методология социальной работы // М. – 1994.
  39. Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. – 2007 г. – 7 марта. – С. 1 – 6 .
  40. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. – 1998. –№2.
  41. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
  42. Указ Президента РФ №2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
  43. Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».
  44. Фролова И.П. Философский словарь // М.1980.
  45. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования.1986.№3.
  46. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: методическое пособие для студентов // М.: Юристь.2001.
 
 

ПРОГРАММА 

ПО ОКАЗАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ  "СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ" 

  

Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям. 

Задачи:  

- повышение социальной  компетенции неполных семей; 

- изучение и  диагностика характера семейного  неблагополучия; 

- формирование  социальных навыков; 

- оказание социальных  услуг неполным семьям; 

- активизация  эффективности социально ролевого  поведения в процесс построения  детско-родительских, деловых, гражданских  отношений; 

- формирование  установок на ведение здорового  образа жизни и развитие способов  саморегуляции; 

- обеспечение  отдыха, оздоровления и медицинского  обслуживания; 

- оказание психолого-педагогической  помощи в рамках индивидуального  психореабилитационного пространства  для неполных семей. 

         Основные функции программы заключаются  в следующем: 

1.   Аналитико-информационная  функция, которая предполагает  сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.  

2.   Прогностическая  функция, позволяющая на основе  анализа имеющейся информации  составить медико-социальные и  другие прогнозы, дающие возможность  научно обоснованного планирования, создания и апробации современных  социальных проектов. 

3.   Социально-бытовая  функция, которая заключается  в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке  и адаптации неполных семей,  осуществлении социальной помощи  и поддержке.  

4.   Социально-профилактическая  функция, которая заключается  в социальном оздоровлении неполной  семьи, в современном выявлении  и оказании социально-правовой, медико-психологической  помощи неполным семьям. 

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального  и личностного развития ребенка  в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и  внутрисемейной диагностики. 

Работа программы  по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:  

1.   Принцип  ответственности, предполагающий, что  каждый специалист ответственен  за последствия своего влияния  на личность. 

2.   Принцип  компетенции: каждый специалист  решает проблему только в рамках  своей компетенции. 

3.   Принцип  конфиденциальности, предполагающий  требование сохранения тайны  полученной информации. 

4.   Принцип  работы по методу междисциплинарных  команд, который гарантирует решение  проблем путем преодоления профессиональных  ограничений. 

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными  этапами являются: 

1.   Подготовительный  или организационный (1 день). 

2.   Ориентировочный  или диагностический (2-4 дня). 

3.   Основной  или реабилитационный (5-22 дней). 

4.   Заключительный  или аналитический (23-24 день). 

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют  медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе. 

Программа состоит  из семи блоков, каждый блоки имеет  свою цель, задачи, формы и способы  реализации. Представим структуру программы  в виде таблицы 1. 

Таблица 1 – Структура  программыОсновные направления  программы 

Количество  

часов в день

Социально-правовой блок "Мы и наше общество" 1час 20 минут

Социально-медицинский  блок "Мы и наше здоровье" 2 часа

Социально-психологический  блок "Мы и наш брак" 1 час

Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" 1час 20 минут

Социально-трудовой блок "Мы и наша работа" 1 час

Социально-бытовой  блок "Мы и наш дом" 1 час

Социально-досуговый  блок "Мы и наше свободное время" 1час 
 

Рассмотрим более  подробно содержание каждого блока  программы по оказанию комплексной  социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье".   

1.         Социально-правовой блок "Мы и  наше общество" 

ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях. 

ДЕЙСТВИЯ:  

- сбор информации  и ее анализ, определение социального  статуса семьи, диагностика наличия  форм девиантного поведения у  членов неполной семьи; 

- работа с  почтовым ящиком "Ваши вопросы"; 

- беседа юридического  консультанта " Неполная семья  и закон"; 

- библиотечная  выставка "Негативное влияние  неполной семьи на воспитание  детей"; 

- консультация  специалиста по социальной работе "Социальные гарантии неполной  семье"; 

- викторина для  подростков "Поступки и проступки". 

2.         Социально-медицинский блок "Мы  и наше здоровье" 

ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого  ее члена. 

ДЕЙСТВИЯ: 

- анализ сопровождающих  документов, первичный медицинский  осмотр; 

- ежедневная  консультация терапевта, стоматолога,  педиатра, физиотерапевт; 

- курс занятий  в зале лечебной физкультуры  "В здоровом теле"; 

- сеансы ручного  и электромассажа; 

- водные процедуры,  сауна, бассейн; 

- курс сеансов  аромофитотерапии "В море запахов"; 

- медицинский  всеобуч для родителей  "Здоровья  всей семьи": 

* современная  семья, медицинский аспект: 

         - мониторинг здоровья; 

         - экология среды обитания; 

         - потенциал здоровья неполной  семьи; 

* здоровья ребенка  в руках его родителей: 

         - современные болезни детей; 

         - как уберечь ребенка от простуд? 

         - народная медицина на страже  детского здоровья; 

*  здоровье  девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины): 

         - женский (мужской) организм; 

         - женские (мужские) болезни; 

         - опасные привычки; 

* первая помощь  при несчастных случаях: 

         - бытовые ожоги; 

         - травмы и ушибы; 

         - бытовые отравления; 

- валеология  для самых маленьких "Сказки  о здоровом образе жизни". 

3.         Социально-психологический блок "Семейные  отношения" 

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье. 

ДЕЙСТВИЯ:  

- построение  психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных  отношений; 

- психологическая  консультация по проблемам семейных  отношений в неполной семье; 

- курс "тренинг  личностного роста" (коммуникативные  проблемы, одиночество, ценностные  ориентации); 

- "семейный  клуб" (помощь в укреплении  внутрисемейных отношений); 

- беседа семейного  консультанта  "Азбука семейных  отношений"; 

- ток-шоу "Моя  семья"; 

- выступление  агитбригады "Чья очередь мыть  посуду?"; 

- литературно-музыкальная  композиция "Поговорим о любви". 

4. Социально-педагогический  блок "Мы и наши дети" 

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия  гармоничного развития личности ребенка.  

ДЕЙСТВИЯ:

- психолого-педагогическая  диагностика детско-родительских  отношений; 

- лекции для  родителей "Я и мой ребенок  – поиск взаимоотношений": 

         *кризис трех лет; 

     * кризис семи лет;    

     *подростковый  кризис: 

         - " период бурь и страстей";  

         - семья, как одна из причин  отклоняющего поведения подростков; 

         *Эмоциональный контакт с близкими  людьми – источник полноценного  развития ребенка;  

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми из неполных семей