Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:45, доклад
Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе.
Технологии социальной работы с неполной семьей.
Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе. Если специалисту социальной работы не удается распознать природу маргинальности неполной семьи, то существует риск оказать медвежью услугу, предоставляя помощь и поддержку на чисто формальном уровне, которая не в состоянии достичь поставленных целей.
Социальная работа, направленная на
предотвращение распада семьи и
предоставление необходимых ресурсов
для их выживания, не препятствует расторжению
брака, если вред, наносимый семейными
раздорами и родителями, и детям
превышает ценность сохранения брака.
Решение о разводе
Интерес представляет тот факт, что до 90-х годов ХХ века в центре внимания работников социальных служб и судебных инстанций было привлечение мужчин к участию в жизни их внебрачных детей и вынесения решения об отцовстве для защиты их прав. Сегодня интерес работников социальных служб фокусируется на проблеме психологического манипулирования детьми со стороны разведенных матерей во имя достижения весьма определенной цели - воздействовать на бывшего супруга через ребенка.
Социальная работа в отношении
неполных семей предполагает затрату
специальных усилий на просвещение,
сохранение здоровья, повышение культурного
уровня и социальной компетенции
их членов. В то же время совершенно
очевидно, что их социализация в
нынешних изменившихся условиях должна
быть сориентирована на расширении сферы
их социального участия и
Основные условия практической социальной работы, помогающей неполной семье в ситуации жизненного кризиса, должны быть направлены на общие состояние всех ее членов. При построении теоретического фундамента этой работы различают соматический подход (связанный с удовлетворением самых насущных, первичных потребностей человека), психологический, социальный и духовный. Соматический заключается в том, чтобы избавить семью от элементарных материальных лишений. Социальная помощь включает обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группы дневного пребывания социального учреждения, на периодическое лечение в санаторий, летние лагеря и т.д. Однако до тех пор, пока безработица, бедность и все их последствия остаются вне сферы компетенции социального работника и отдельной социальной службы, самой реальной остается психологическая и психотерапевтическая помощь.
Методы социальной работы с неполными семьями, адекватные существующим у них проблемам, могут быть психотехническими. Это означает, что ситуация семьи как предмет изучения и воздействия берется как человеческая чувственная деятельность, практика, куда активно прежде всего включены члены семьи, и вместе с ними все, кто пытается им помогать. Как и весь комплекс проблем неполных семей, эти методы, с теоретической и практической стороны, являются делом многоаспектным, междисциплинарным. Одни психологи неспособны, охватить эти проблемы целиком и полностью. Но поскольку в задачи социальной работы с неполными семьями входит внесение позитивных изменений в их жизнь, то содержанием их практического решения в первую очередь должно быть творческое созидание собственной мотивации на изменение к лучшему, жизненно важных ценностей, ориентиров, выявление потенциала и ресурса личности каждого из ее членов, способностей наполнять осмысленностью свою жизнь даже при самых тяжелых кризисах.
Конечно же, определение целей социальной
работы с неполными семьями, ее стратегий,
тактик, технологий, их воплощение в
жизнь – не одномоментный акт.
Это процесс, затрагивающий интересы
представителей всех заинтересованных
ведомств, вовлекающих в себя органы
государственной, региональной и местной
власти, общественные организации, социальные
и территориальные сообщества. Что
касается конкретных программ помощи,
то это всегда компромисс между устремлениями
семьи и социальных работников, а
также различными научными концепциями.
Поэтому разработка адекватных технологий
как механизмов поиска такого компромисса,
согласование разнонаправленных и
часто противоположных
В современных социально-
На фоне отмеченных неблагоприятных
тенденций возрастает роль различных
программ, направленных на профилактику
тех или иных отклонений в развитии.
При комплексных центрах
Систему комплексного, междисциплинарного и непрерывного сопровождения семьи могут обеспечить такие учреждения, как Центр социальной помощи семье и детям, Комплексный центр социального обслуживания населения, Центр психолого-педагогической помощи населению.
Социальный патронаж можно образно представить в виде работы команды специалистов, объединенной общими целями, строго и последовательно реализующих ту или иную стратегию действий в отношении семьи.
Патронаж неполной семьи — это индивидуальная социально-педагогическая деятельность с семьей путем вмешательства в семейную ситуацию с намерениями произвести в ней какие-либо изменения к лучшему.
Следует всегда помнить, что вмешательство в семейную ситуацию возможно при условии, если социальный работник владеет достоверной информацией о семье; есть добровольное желание семьи. Семья суверенна, поэтому она сама вправе решать, прибегать или не прибегать к помощи социального педагога. Исключения составляют лишь случаи, когда возникает угроза жизни и здоровью детей или их родителей.
В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:
-экстренный — осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 —4 раза в неделю);
-срочный — осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 — 3 раза в неделю);
-обычный — осуществляется при активности
самого клиента, когда проблема требует
от социального педагога корректирующего
направляющего содействия, и посещения
семьи сводятся до одного раза в неделю.
-контрольный — осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.
Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:
-информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;
-прямое вмешательство в ситуацию;
-заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
-непосредственная поддержка
-контроль, оценка и завершение работы с семьей.
Общие рекомендации по выстраиванию последовательности и системности социального патронажа семьи можно применить в отношении неполной с учетом ее особенностей.[2,с. 26]
Несколько по-другому предлагают работать с неполными семьями в системе патронажа Л.С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков.
Первой стадией при взаимодействии с неполной семьей выступает постановка социального диагноза. До непосредственного знакомства с неполной семьей социальный работник уже готовится к оказанию помощи: определяет круг проблем, которыми ему, возможно, предстоит заниматься, решает вопросы о целесообразности и средствах вовлечения неполной семьи в процесс осуществления необходимых изменений, способах установления контакта с ней или же о передаче ее другому специалисту данного учреждения либо в сферу влияния иных организаций и ведомств.
Оценка неполной семьи — необходимая часть обследования. Ее следует рассматривать не как формальную процедуру, а как заинтересованный поиск информации о сути имеющихся трудностей. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор информации о неполной семье — первый шаг к организации работы в системе патронажа.
Поначалу информация, полученная из разных источников, может быть неполной, несистематизированной и противоречивой. В дальнейшем ее следует пополнять и уточнять. Но и то, что уже получено, используется как основание для выхода на неполную семью и начала работы с ней.
Обоснованная оценка неполной семьи на базе исходной информации нацеливает специалиста на более тщательное изучение ее специфических особенностей и потребностей в целях оказания необходимой адресной помощи.
Как правило, первичный диагноз неполной семьи носит психосоциальный характер, который задает цели именно социального патронажа.
Для него необходимы следующие данные:
общие сведения о неполной семье и их анализ;
характеристика межличностных
отношений
неполной семьи и ее взаимодействие с
социальным окружением;
факторы, определяющие все отношения неполной семьи.
Необходимо помнить, что избыточность информации свидетельствует о бесполезной трате времени. Поэтому целесообразно сосредоточиться на получении лишь необходимых данных, раскрывающих следующие вопросы:
Каковы демографические
Какие проблемы больше всего беспокоят неполную семью, ее окружающих, близких родственников?
Каким образом проблемы неполной семьи выражаются внешне, кто и когда это заметил?
· Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и общие стрессовые факторы, мешающие неполной семье адекватно функционировать и обусловливающие необходимость ее социальной поддержки?
— Каковы первоочередные цели на пути решения проблем неполной семьи? Что нужно и можно сделать не откладывая?
— Насколько готова неполная семья сотрудничать с социальной службой, отдельным ее работником? Есть ли у нее мотивация на принятии помощи со стороны?
Какими возможностями
семья для налаживания отношений, контактов?
Какова взаимосвязь
семьи и социальных условий, в которых
она находится? Насколько они согласуются
с целями, которые стоят перед службой
в плане оказания помощи?
Объем и характер искомой информации варьируется в зависимости от специфики социально-педагогической деятельности, которую служба планирует проводить с данной семьей: ее целей, структуры, организации, а также теоретической ориентации специалистов.
Второй стадией является вмешательство в семейную ситуацию. Разнообразие процедур и приемов включения неполной семьи в патронажную деятельность выражается некой условной шкалой и зависит от класса семейных проблем:
тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни членов семьи;
резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться;
глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной субкультуре.
Вмешательство в системе патронажа — это действия и предписания, посредством которых социальный работник осуществляет интервенцию в семейную ситуацию с намерением произвести в ней какие-то изменения к лучшему.
Задача социального
Третья стадия заключается в работе над мотивацией неполной семьи. Среди семей объективно нуждающихся в патронаже, большинство являются немотивированными или слабо мотивированными к взаимодействию с социальными службами. При слабой мотивации контакты с сотрудниками социальных учреждений легко прерываются, небольшие успехи остаются незамеченными. Наиболее сильной мотивацией на помощь обладают женщины; мужчины полагают, что проблемы надо решать в семье, не привлекая посторонних.
Информация о работе Технологии социальной работы с неполной семьей