Технологии социальной работы с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:45, доклад

Краткое описание

Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе.

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с неполной семьей.docx

— 35.13 Кб (Скачать)

Технологии социальной работы с  неполной семьей.

Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить  акцент в ее определении, научиться  понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой  конструируются обществом, а вся  тяжесть переживаний ложится  на плечи женщин и детей. Специалисты  по социальной работе должны учитывать  этот факт, анализировать социально  – политический и социально –  психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи  – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе. Если специалисту  социальной работы не удается распознать природу маргинальности неполной семьи, то существует риск оказать медвежью услугу, предоставляя помощь и поддержку на чисто формальном уровне, которая не в состоянии достичь поставленных целей.

Социальная работа, направленная на предотвращение распада семьи и  предоставление необходимых ресурсов для их выживания, не препятствует расторжению  брака, если вред, наносимый семейными  раздорами и родителями, и детям  превышает ценность сохранения брака. Решение о разводе рассматривается  в этом случае социальным работником как смелый, независимый выбор, способный  привести к самообновлению. Позиция  социальных работников в случае развода  семьи основывается на том, что семья  должна адаптироваться к жизни после  развода, и учиться с этим жить. Вместе с психологами они должны помогать и матери, и детям осознать разрыв супружеских взаимоотношений и сохранять при возможности желание контактировать с отцом и бывшим супругом, настраивать на новый тип отношений, особенно с теми из отцов, которые, оказавшись за пределами бывшего семейного очага, обладают достаточно высоким потенциалом для того, чтобы участвовать содержании, воспитании и развитии ребенка.

Интерес представляет тот факт, что  до 90-х годов ХХ века в центре внимания работников социальных служб и судебных инстанций было привлечение мужчин к участию в жизни их внебрачных детей и вынесения решения  об отцовстве для защиты их прав. Сегодня интерес работников социальных служб фокусируется на проблеме психологического манипулирования детьми со стороны  разведенных матерей во имя достижения весьма определенной цели - воздействовать на бывшего супруга через ребенка.

Социальная работа в отношении  неполных семей предполагает затрату  специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного  уровня и социальной компетенции  их членов. В то же время совершенно очевидно, что их социализация в  нынешних изменившихся условиях должна быть сориентирована на расширении сферы  их социального участия и формирование активной жизненной позиции.

Основные условия практической социальной работы, помогающей неполной семье в ситуации жизненного кризиса, должны быть направлены на общие состояние  всех ее членов. При построении теоретического фундамента этой работы различают соматический подход (связанный с удовлетворением самых насущных, первичных потребностей человека), психологический, социальный и духовный. Соматический заключается в том, чтобы избавить семью от элементарных материальных лишений. Социальная помощь включает обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группы дневного пребывания социального учреждения, на периодическое лечение в санаторий, летние лагеря и т.д. Однако до тех пор, пока безработица, бедность и все их последствия остаются вне сферы компетенции социального работника и отдельной социальной службы, самой реальной остается психологическая и психотерапевтическая помощь.

Методы социальной работы с неполными  семьями, адекватные существующим у  них проблемам, могут быть психотехническими. Это означает, что ситуация семьи  как предмет изучения и воздействия  берется как человеческая чувственная  деятельность, практика, куда активно  прежде всего включены члены семьи, и вместе с ними все, кто пытается им помогать. Как и весь комплекс проблем неполных семей, эти методы, с теоретической и практической стороны, являются делом многоаспектным, междисциплинарным. Одни психологи неспособны, охватить эти проблемы целиком и полностью. Но поскольку в задачи социальной работы с неполными семьями входит внесение позитивных изменений в их жизнь, то содержанием их практического решения в первую очередь должно быть творческое созидание собственной мотивации на изменение к лучшему, жизненно важных ценностей, ориентиров, выявление потенциала и ресурса личности каждого из ее членов, способностей наполнять осмысленностью свою жизнь даже при самых тяжелых кризисах.

Конечно же, определение целей социальной работы с неполными семьями, ее стратегий, тактик, технологий, их воплощение в  жизнь – не одномоментный акт. Это процесс, затрагивающий интересы представителей всех заинтересованных ведомств, вовлекающих в себя органы государственной, региональной и местной  власти, общественные организации, социальные и территориальные сообщества. Что  касается конкретных программ помощи, то это всегда компромисс между устремлениями  семьи и социальных работников, а  также различными научными концепциями. Поэтому разработка адекватных технологий как механизмов поиска такого компромисса, согласование разнонаправленных и  часто противоположных интересов  неполных семей и социальных сил, старающихся или обязанных приходить  им на помощь, становится важнейшей  частью разработки этих технологий и  внедрение их в жизнь.

В современных социально-экономических  условиях падает престиж с семьи  как института, обеспечивающего  воспитание и первичную социализацию подрастающего поколения. Уменьшается  число официально зарегистрированных браков, растет число разводов, снижается  рождаемость и материнский возраст, увеличивается численность матерей  и отцов- одиночек, а также социальных сирот, наблюдается рост иждивенчества. Нарушение воспитательной, досуговой, культурно-психологической функции семьи приводит к росту числа проблемных семей.

На фоне отмеченных неблагоприятных  тенденций возрастает роль различных  программ, направленных на профилактику тех или иных отклонений в развитии. При комплексных центрах социального  обслуживания населения создаются  отделения, призванные осуществлять профилактическую деятельность, оказывая поддержку, обеспечивая  своевременную социальную помощь семьям с детьми.

Систему комплексного, междисциплинарного и непрерывного сопровождения семьи  могут обеспечить такие учреждения, как Центр социальной помощи семье  и детям, Комплексный центр социального  обслуживания населения, Центр психолого-педагогической помощи населению.

Социальный патронаж можно образно  представить в виде работы команды  специалистов, объединенной общими целями, строго и последовательно реализующих  ту или иную стратегию действий в  отношении семьи.

Патронаж неполной семьи — это  индивидуальная социально-педагогическая деятельность с семьей путем вмешательства в семейную ситуацию с намерениями произвести в ней какие-либо изменения к лучшему.

Следует всегда помнить, что вмешательство  в семейную ситуацию возможно при условии, если социальный работник владеет достоверной информацией о семье; есть добровольное желание семьи. Семья суверенна, поэтому она сама вправе решать, прибегать или не прибегать к помощи социального педагога. Исключения составляют лишь случаи, когда возникает угроза жизни и здоровью детей или их родителей.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

-экстренный — осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 —4 раза в неделю);

-срочный — осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 — 3 раза в неделю);

-обычный — осуществляется при активности 
самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

-контрольный — осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:

-информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;

-прямое вмешательство в ситуацию;

-заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

-непосредственная поддержка клиента  патроната (патронатное воспитание);

-контроль, оценка и завершение работы с семьей.

Общие рекомендации по выстраиванию последовательности и системности  социального патронажа семьи можно применить в отношении неполной с учетом ее особенностей.[2,с. 26]

Несколько по-другому предлагают работать с неполными семьями в системе патронажа Л.С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков.

Первой стадией при взаимодействии с неполной семьей выступает постановка социального диагноза. До непосредственного знакомства с неполной семьей социальный работник уже готовится к оказанию помощи: определяет круг проблем, которыми ему, возможно, предстоит заниматься, решает вопросы о целесообразности и средствах вовлечения неполной семьи в процесс осуществления необходимых изменений, способах установления контакта с ней или же о передаче ее другому специалисту данного учреждения либо в сферу влияния иных организаций и ведомств.

Оценка неполной семьи — необходимая  часть обследования. Ее следует рассматривать не как формальную процедуру, а как заинтересованный поиск информации о сути имеющихся трудностей. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор информации о неполной семье — первый шаг к организации работы в системе патронажа.

Поначалу информация, полученная из разных источников, может быть неполной, несистематизированной и противоречивой. В дальнейшем ее следует пополнять и уточнять. Но и то, что уже получено, используется как основание для выхода на неполную семью и начала работы с ней.

Обоснованная оценка неполной семьи  на базе исходной информации нацеливает специалиста на более тщательное изучение ее специфических особенностей и потребностей в целях оказания необходимой адресной помощи.

Как правило, первичный диагноз  неполной семьи носит психосоциальный  характер, который задает цели именно социального патронажа.

Для него необходимы следующие данные:

общие сведения о неполной семье  и их анализ;

характеристика межличностных  отношений 
неполной семьи и ее взаимодействие с социальным окружением;

факторы, определяющие все отношения  неполной семьи.

Необходимо помнить, что избыточность информации свидетельствует о бесполезной трате времени. Поэтому целесообразно сосредоточиться на получении лишь необходимых данных, раскрывающих следующие вопросы:

Каковы демографические характеристики неполной семьи, на какой стадии развития она находится?

Какие проблемы больше всего беспокоят  неполную семью, ее окружающих, близких родственников?

Каким образом проблемы неполной семьи  выражаются внешне, кто и когда это заметил?

·  Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и общие стрессовые факторы, мешающие неполной семье адекватно функционировать и обусловливающие необходимость ее социальной поддержки?

— Каковы первоочередные цели на пути решения проблем неполной семьи? Что нужно и можно сделать не откладывая?

— Насколько готова неполная семья  сотрудничать с социальной службой, отдельным ее работником? Есть ли у нее мотивация на принятии помощи со стороны?

Какими возможностями располагают  служба и 
семья для налаживания отношений, контактов?

Какова взаимосвязь характеристик  неполной 
семьи и социальных условий, в которых она находится? Насколько они согласуются с целями, которые стоят перед службой в плане оказания помощи?

Объем и характер искомой информации варьируется в зависимости от специфики социально-педагогической деятельности, которую служба планирует проводить с данной семьей: ее целей, структуры, организации, а также теоретической ориентации специалистов.

Второй стадией является вмешательство в семейную ситуацию. Разнообразие процедур и приемов включения неполной семьи в патронажную деятельность выражается некой условной шкалой и зависит от класса семейных проблем:

тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни членов семьи;

резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться;

глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной субкультуре.

Вмешательство в системе патронажа  — это действия и предписания, посредством которых социальный работник осуществляет интервенцию в семейную ситуацию с намерением произвести в ней какие-то изменения к лучшему.

Задача социального вмешательства  состоит в смягчении воздействия стрессового фактора — события, чрезвычайного обстоятельства — путем оказания экстренной социальной помощи, снятия эмоционального напряжения и мобилизации усилий семьи на преодоление собственных проблем и кризисов.

Третья стадия заключается в работе над мотивацией неполной семьи. Среди семей объективно нуждающихся в патронаже, большинство являются немотивированными или слабо мотивированными к взаимодействию с социальными службами. При слабой мотивации контакты с сотрудниками социальных учреждений легко прерываются, небольшие успехи остаются незамеченными. Наиболее сильной мотивацией на помощь обладают женщины; мужчины полагают, что проблемы надо решать в семье, не привлекая посторонних.

Информация о работе Технологии социальной работы с неполной семьей