Технологии социальной работы с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:45, доклад

Краткое описание

Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей - переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе.

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с неполной семьей.docx

— 35.13 Кб (Скачать)

Следующая стадия и одновременно форма патронажной работы с неполной семьей — проблемный анализ и диагностика. На данной стадии диагностика семейной ситуации направлена на решение целого ряда важных вопросов: на каком этапе кризисного цикла находятся члены семьи; какое из их затруднений является наиболее важным, определяющим; с чего нужно начинать работу? Проблемный анализ требует сведений о социальной среде неполной семьи, об особенностях внутренней культуры, индивидуальных проблемах ее отдельных членов, ее воспитательном потенциале и пр.[12, с. 111-113]

На данном этапе специалист по социальной работе может пользоваться разными приемами. Если информация о сути проблем добывается в форме интервью, в ходе которого члены семьи излагают свое видение ситуации, реализуется «совместное исследование». Можно использовать и так называемое циркулярное интервью, в процессе которого один из членов неполной семьи отвечает на вопросы об отношениях внутри семьи.

Модель развития взаимоотношений  с семьей, которая включает следующие  этапы:

первый этап — установление контакта и ориентирование неполной семьи на совместную работу со специалистом;

второй этап — сбор информации о семье, решение вопроса «В чем проблема?»;

третий этап — осознание желаемого результата, ответ на вопрос «Чего бы вы хотели добиться, к чему хотите прийти?»;

четвертый этап - выработка альтернативных 
решений, которые можно обозначить «Что еще мы можем сделать в этом направлении?»;

пятый этап - обобщение специалистом результатов общения с неполной семьей в форме резюмирования.

Данная модель применима как  для выстраивания отношений на всем пространстве патронажной работы, так и для проведения отдельных встреч.

Пятой стадией является установление договорных отношений.

Договариваться можно о целях  предстоящей работы, о ключевых проблемах, которые будут решаться, о временных рамках совместной деятельности, о процедурах и методиках, которые предполагается использовать, об особых требованиях социального учреждения.

Шестой стадией является осуществление запланированных преобразований. Переход к исполнительной части патронажа связан с решение ряда задач: систематическое отслеживание ситуации и состояния неполной семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной деятельности; создание социально-психологических условий для преодоления неполной семьей конфликтов и кризисных состояний; создание специальных условий для оказания помощи и поддержки неполной семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы личностного и социального характера.

Итак, патронаж — одна из главных  форм социальной работы с неполными  семьями.

Патронаж неполных семей — это деятельность, в процессе которой противоречия и конфликты решаются с учетом конкретных особенностей внутренней жизни семьи, условий ее социального бытия, психологии ее членов, а также предъявляемых к ним требований со стороны социальной, нормативной среды. Патронажная деятельность неполных семей позволяет социальному работнику находить варианты приспособления социальной и семейной среды друг к другу.[12, 118]

Одно их направлений работы с  неполной семьей – является профилактика. Для проведения комплексной, системной  профилактики на базе отделений создаются  школы и клубы, объединяющие определенные категории населения. Под профилактикой  подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

-предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и 
групп риска;

-сохранение, поддержание и защиту  нормального уровня 
жизни и здоровья людей;

-содействие им в достижении  поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.[44, с 210-211]

Часто первичная профилактика требует  комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Объектами социально-профилактического  воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям  должна оказываться исходя из их социального  и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика. Выделяют следующие направления профилактики:

Одной из важнейших и наиболее сложных  задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:

- социально-экономические (низкий  материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные (вредные с точки  зрения экологии условия труда  и быта, хронические заболевания  родителей,плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

-социально-демографические (неполная  либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

-социально-психологические (деструктивные  отношения между родителями, между  родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);

-криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.)[44, с. 213].

Поэтому социальному работнику  необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:

На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по 
отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.

Расширение тем доверительных  бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

Утвердившиеся доверительные отношения  перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс). [43, с 12]

Консультирование – это работа с людьми, направленная на решение  различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная  беседа. Ее специфика заключается  не только во внешнем построении консультативного пространства и распределении консультативного времени, но и выполнении некоторых  важных задач как обязательных условий  оказания помощи.

В процессе консультирования должны быть достигнуты следующие результаты: переход клиента из состояния  внутреннего беспорядка к ощущению целостности (внутреннего порядка), обогащение одномерного видения  ситуации новыми точками зрения, принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним, за свою жизнь  и свои отношения с окружающими.

Семейное консультирование включает в себя следующие этапы: знакомство с клиентом и начало беседы; формулирование и проверка консультативных гипотез; психокоррекционные воздействие; этап завершения беседы.[38, с. 153]

Основными техниками консультирования являются: активное слушание, то есть поощрение  клиента к вербальному самовыражению (использует следующие приемы: повторение, уточнение, перефразирование и др.) и эмпатическое слушание, то есть «отражение чувств» клиента. Также иногда используется техника вопросов, которая заключается  в использовании разнообразных  вопросительных средств, для получения  новой информации о клиенте. [38,с. 154]

Необходимо подчеркнуть, что консультант  должен избегать прямых советов. Тем  не менее, некоторые рекомендации и  советы в мягкой форме допустимы. Следует лишь исключить жесткие  и директивные формулировки и  высказывать ненавязчивые предложения  и пожелания.

Вирджиния Сатир — в своей работе с семьями, ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышение самооценки и самоуважения членов семьи. Согласно Сатир, самооценка — основной движущий механизм развития человека. Такая самооценка вырабатывается еще в детстве и лежит в основе «неконгруэнтного» общения. А все нарушения в семейном гомеостазе происходят как раз тогда, когда общение «неконгруэнтно».

Различные нарушения в семье  вызывают не «плохие» люди, (а «плохие» правила. В процессе терапии очень важно смещать акцент с отдельного пациента и сводить к минимуму обвинения в его адрес и необходимо, чтобы члены семьи осознали знали свои ценности и семейные правила. Также терапевт должен помочь семье модифицировать те правила, которые являются неуместными для семьи и приводят к возникновению напряжения.

В терапии Сатир много занимается обучением, она предложила многие упражнения, техники и игры для семейной терапии. Ее терапия — это терапия опытом, обучает клиентов новым ролям  и стилям поведения.

В семейной психотерапии акцент перенесен  на видение симптома как обслуживающего систему — семью, частью которой является индивид. Семейная психотерапия — это нечто большее, чем просто набор техник для работы с семьей, а не с отдельным индивидом. Это также и другой взгляд на проблемы, предъявляемые клиентами. Системный подход предполагает переход от рассмотрения и решения индивидуальных проблем к пониманию личностных трудностей в плоскости семейного взаимодействия. Клиенты обычно обращаются с индивидуальными жалобами и проблемами. Описание проблемы в личностных терминах приведет к поиску решений, направленных на изменение индивидуумов. Единицей анализа выступают не отдельные члены семьи (элементы системы), а отношения и вязи между ними.[42,с. 76]

Одним из видов консультирования является групповое консультирование. Для  неполных семей создаются группы взаимопомощи. Такие группы предполагают комплекс мероприятий, целей и задач  по восстановлению функций семьи  и развитию ее жизненного потенциала.

Внимание группы сосредотачивается  на индивидуально- личностных характеристиках  родителей и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей семей и ее членов.Участники группы взаимопомощи могут получить рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; почувствовать внимание и поддержку со стороны других людей. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживающих подобные затруднения ( смерть супруги, развод, а также другие причины, связанные с необходимостью матери заниматься воспитанием ребенка). В группах, как правило, действует принцип «врачующей помощи», при котором всегда присутствуют взаимность и взаимообмен. Социальная работа по данному направлению представляется, прежде всего в организации групп само- и взаимопомощи. Взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем.

Число участников групп взаимопомощи может варьировать от 5 до 20 и более  человек.

Важным моментом является возможность  индивидуальных консультаций участников группы. Не каждый сможет рассказать о  своих душевных трудностях, о том, что, пережив трудную ситуацию, не хватает сил залечить глубокую рану.

Продолжительность каждого занятия 1,5-2часа. Группа само- и взаимопомощи предлагает длительный курс занятий, поэтому  полезна большая гетерогенность (по возрасту, образу, а также типу жизненных проблем).

Основная цель группы – установление положительной эмоциональной связи  между участниками. Каждая встреча  преследует определенную цель, достижение которой происходит не только в ходе встреч, но и в процессе жизнедеятельности  отца, цели группы могут модифицироваться и меняться на протяжении всего курса  группового опыта.[23, с. 31-32]

Задача руководителя группы заключается  в укреплении веры членов группы в  свои силы и развитии способностей самостоятельно решать проблемы. Ему, прежде всего, необходимо создать атмосферу  эффективного сотрудничества членов группы, а также контролировать соблюдение принятых внутри группы правил взаимодействия. Деятельность руководителя происходит при тесном сотрудничестве с лидером  группы

 


Информация о работе Технологии социальной работы с неполной семьей