Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.............................................................................................4
Семья как объект социологического исследования...............................................................................4
Типы и функции семьи
..................................................................................................................8
Глава 2. Проблема неполных семей ............................................................................................................................14
2.1. О семьях с одним родителем..........................................................14
2.2. Негативные факторы воспитания.....................................................................................................19
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28
Московский Авиационный
Институт
(Государственный Технический Университет)
Курсовая работа по социологии
на тему: «Проблема неполных
семей»
Выполнила: студентка группы 10-202 Зеленцова
М.Н.
Приняла: Доцент кафедры «Социологии,
психологии и социального менеджмента»
Коломоец Е.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Общая роль семьи
в современном обществе......................
Глава 2. Проблема неполных
семей ..............................
2.1. О семьях с одним
родителем.....................
2.2. Негативные факторы воспитания....................
2.3. Пути выхода из
сложившейся ситуации......................
Заключение....................
Библиография..................
ВВЕДЕНИЕ
Брачно-семейные отношения как одна
из наиболее значимых сфер в функционировании
общества на протяжении веков изучалась
многими исследователями. Э. Дюркгейм,
К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин
объясняли семью как социальную
структуру, являющуюся первоосновой
общества. Разные социальные школы развивали
сформировавшиеся представления о тех
или иных аспектах семьи как социального
института и малой группы. Затем эти представления
о семье превратились в стереотипы, которые
препятствуют выявлению новых тенденций
и закономерностей в развитии института
семьи.
Целью
моей курсовой работы является раскрытие
понятия эволюции брачно-семейных отношений
и места неполных семей в современном
обществе.
Задачи
работы определить, какое значение вкладывается
в термин «семья» в настоящее время, выделить
и провести анализ основных функций современной
семьи, на основе этого выделить наиболее
актуальную проблему наших дней – проблему
неполных семей и найти пути выхода из
сложившегося положения.
Я считаю нужным освятить эти проблемы,
так как в последние десятилетия XX века
и, особенно в начале нового тысячелетия
они стали восприниматься обществом как
само собой разумеющееся. В конце концов,
неминуемо произойдет распад семьи как
социальной системы, и я считаю, что надо
уже сейчас начинать делать все возможное,
чтобы этого не произошло.
Глава 1. Общая роль
семьи в современном обществе
В этой главе я раскрою
понятие семьи в целом, но сначала надо
определиться, что же представляет этот
институт как объект социологического
исследования.
1.1.Семья как объект
социологического исследования: структура,
жизнедеятельность, тенденции и проблемы
Примерно до середины XIX века семья рассматривалась
как изначально моногамная ячейка общества.
Философов античности, средневековья
и отчасти Нового времени семья интересовала
не как социальный институт, а интересовало
только ее отношение к социальным порядкам
и к государству. Идеологи феодализма
считали неотъемлемым качеством семьи
патриархальность. Буржуазные философы
видели «естественную» связь между семьей
и собственностью. Гегель писал: « Семья
в качестве лица имеет свою внешнюю реальность
в некоторой собственности; в собственности
она обладает наличным бытием своей субстанциальной
личности лишь как в некотором имуществе.
В сказаниях об основании государства
или, по крайней мере, нравственно упорядоченной
общественной жизни введение прочной
собственности появляется в связи с введением
брака».1
Таким образом, в процессе исторического
развития отношения семьи и общества,
семьи и личности изменялись в зависимости
от характера производства в данном обществе
и культурных традиций данного общества.
Резко возрос интерес к проблемам семьи
в конце XX века. Это связано с происходящими
кардинальными изменениями в экономической
и социокультурной сфере жизни общества,
которые оказывают огромное влияние на
жизнедеятельность человека : на его положение
на работе, в быту, в семье.
Такие изменения Э. Тоффлер1 определил
как переход к информационному обществу.
Он говорил о том, что до индустриальной
революции формы семьи были неодинаковы.
Когда господствовало сельское хозяйство,
люди обычно жили в больших семьях под
одной крышей и работали вместе как производственная
ячейка («общая семья» в Индии, «задруга»
на Балканах, «большая семья» в Восточной
Европе). И семья тогда была неподвижной
– она своими корнями уходила в землю.
Во время индустриальной революции семьи
испытали стресс от перемен: внутри каждой
такой семьи столкновение между традиционными
устоями и прогрессом выражалось в форме
конфликтов, падения патриархальных авторитетов,
изменений в отношениях между детьми и
родителями, в новых понятиях о собственности.
С развитием технического прогресса семья
утратила возможность работать вместе
как производственная ячейка. Постепенно
и болезненно структура семьи начала меняться.
Так называемая малая (нуклеарная) семья,
состоящая из отца, матери и нескольких
детей, стала стандартной, социально признанной
«современной» моделью во всех индустриальных
обществах.
Начиная с 70-х годов XX века, прежняя нуклеарная
семья, характерная для индустриального
общества, оказывается в кризисном положении.
Ослабляются внутрисемейные и распространяются
внебрачные связи, возрастает количество
неполных семей, при общем уменьшении
рождаемости увеличивается число детей,
рожденных вне брака. В 1997 г. В России родилось
в незарегистрированном браке 25,33% от общего
числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. –
27,93%1.
Таким образом, можно выделить три основные
структурные составляющие современной
семьи:
Соотношение удельного веса между
этими видами семей в России по
структурному признаку следующее:
Что же все-таки понимается под термином
«семья» на новом этапе развития
человечества? А.Г. Харчев определял семью
как «малую социальную группу, члены которой
связаны браком или кровным родством,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью
и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве
населения. Семья есть отношение, через
которое и благодаря которому осуществляется
воспроизводство человека, общественный
механизм этого воспроизводства».1
Но в последние два десятилетия в области
семейно-брачных отношений наблюдается
ряд негативных тенденций, которые не
могут дать этому определению реализовать
себя в полной мере. Они выражаются в следующем:
В связи с этим, состояние семьи
как социального института
Несмотря на все изменения, которые претерпела
семья за все свое существование, неизменными
остались две ее характеристики: а) семья
как социальный институт общества. Следовательно,
общество заинтересованно в качестве
семьи и организации этого социального
института; б) семья как малая социальная
группа и, следовательно, ее члены заинтересованы
в ее организации на протяжении всей жизни.
Но нельзя говорить о том, что кризиса
института семьи нет, он есть и, самостоятельно,
без помощи государства и других социальных
институтов, семье не подняться.
1.2.Типы и функции семей
В п.1.1. мы определились с тем, какой смысл
понимается под термином «семья» в современном
обществе и выделили структурные составляющие
семьи. Теперь обозначим типы и функции
семьи.
Типы семей.
Основаниями для разграничения семей
на типы могут служить: наличие одной или
нескольких брачных пар и их возраст, наличие
в семье несовершеннолетних детей, число
поколений в семье, наличие родственников
по боковой линии (братья, сестры, племянники
и т.д.). При классификации семей исходят
из сочетаний видов семей, описанных в
п.1.1.
И так, определимся с типами семей:
1. Семьи с одной брачной парой с детьми
и без детей.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми
и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачной парой с детьми
и без детей с одним из родителей супругов.
4. Семьи с двумя или более брачными парами,
с детьми и без детей, с одним из супругов
(или без него) и с другими родственниками
(или без них).
5. Семьи, состоящие из матери с детьми.
6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.
7. Семьи, состоящие из матери с детьми
с одним из родителей матери (отца).
8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с
одним из родителей отца (матери).
9. Прочие семьи.1
Основными в России являются семьи, обозначенные
в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные
(см. стр. 6)
Функции
семьи. Семья выполняет различные
функции. Функции семьи связаны с потребностями
общества и личности. Знание функций семьи
чрезвычайно важно. Через функции, с одной
стороны, можно понять сущность семьи
как социального явления и тем самым определить
характер взаимосвязи семьи и общества,
с другой можно проанализировать деятельность
семьи как малой социальной группы, и тогда
проявляется роль функции как главной
составляющей стабильности брака.
Функциональный подход к анализу семьи
был и остался ведущим, т.к. функция производна
от потребности.
Функции семьи можно подразделить на две
группы: 1) как социального института общества;
2) как малой социальной группы. Только
успешно осуществляя функции на уровне
малой группы, семья может обеспечить
и успешную реализацию своих функций как
социального института.
В зависимости от приоритетов того или
иного общества, периодов их исторического
развития, менялся как характер исполнения
функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности
современной семьи, прежде всего, приобретают
основное значение функции, связанные
с общением и эмоциями, имеющими место,
как между супругами, так и детьми и родителями.
В зависимости от типа семья выполняет
следующие функции:
С точки зрения общества функция
деторождения – это воспроизводство
следующего поколения, производство рабочей
силы. Сколько же в семье должно
быть детей, чтобы функцию деторождения
считать выполненной? Первый ребенок
нужен супругам для самоутверждения,
для завоевания определенного социального
статуса в обществе, для укрепления
брака и, наконец, просто для создания
семьи. Но для пользы самой же семьи
желательно иметь несколько детей,
чтобы внимание родственников и
родителей не концентрировалось
лишь на одном ребенке. Иначе, таким
образом, можно воспитать нахлебника
и вымогателя.
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во
всем мире) наблюдается процесс массового
снижения детности семьи.
Динамика детности
семьи: суммарный коэффициент рождаемости
на одну женщину в 1945-1997 гг. (город - село)1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе данных этой таблицы можно
утверждать, что на одну женщину
в 1997 году приходилось примерно по одному
ребенку, тогда как в послевоенный
период этот коэффициент составлял
более двух детей. Суммарный коэффициент
рождаемости не обеспечивает простого
воспроизводства населения.
Понятно, что современная семья по преимуществу
малодетная. Средний состав российской
семьи сегодня составляет 3,2 члена, т.е.
сегодня в семье есть отец, мать и один,
реже два ребенка.1
Отсюда можно сделать вывод, что важнейшую
свою функцию современная семья не выполняет.
Панкова Л.М. говорит, что «с точки
зрения общества функция воспитания
сводится к социализации личности,
к подготовке определенного, заданного
эпохой типа личности с определенным
набором личных качеств, необходимых
для реализации личности в этом обществе.
С точки зрения семьи как малой
социальной группы функция воспитания
– это весь процесс взращивания
ребенка в семье, создание условий для
его гармонического развития, объединение
трех поколений в ходе самого воспитания,
это наращивание опыта взросления с учетом
традиций прошлого». Семьей создается
нравственная основа будущей жизни подрастающего
поколения. Ребенок – явление социальное.
Отношение ребенка к среде, в которой он
живет, и среды к ребенку проявляется в
переживаниях и деятельности самого ребенка.
В связи с этим воспитательная деятельность
семьи – это, прежде всего, создание условий
для взращивания ребенка: материальные
основания, эмоциональный фон, духовный
мир. Воспитательная деятельность определяет
все другие виды деятельности. Она тесно
связана с хозяйственно-экономической
функцией.
В настоящее время хозяйственно-
Семья связана с распределением материальных
благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать
содержание детей, поддержание стариков,
ведение домашнего хозяйства. Как социальный
институт, осуществляя хозяйственно-экономическую
функцию, семья вплетается в экономическую
структуру общественного производства,
становится ее подсистемой.
Как малая социальная группа, осуществляя
хозяйственно-бытовую функцию, семья берет
на себя часть обязанностей общества по
обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание
часто осуществляется посредством семьи,
в рамках семьи, за счет семьи (стирка,
уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).
Без осуществления семьей этой функции,
невозможно было бы осуществить ни одну
из указанных функций в том виде, который
они сейчас из себя представляют.
Функция общения состоит из постоянных
эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки,
взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая
личности психологический комфорт.
Общение в семье – это жизнь самой семьи.
Без общения семья не может существовать.
Таким образом, подводя выводы по главе,
мы можем сказать, что положение института
семьи в современном обществе очень нестабильно,
т.к. происходит процесс дифференциации
семьи и общества в целом. Изменения затрагивают
все стороны общественной жизни, в том
числе и брачно-семейные отношения. Меняется
и роль семьи в обществе: семья начинает
рассматриваться не как производственная
ячейка, а как совокупность функционирования
социально-экономического, воспитательного,
духовного и других факторов, влияющих
на жизнедеятельность человека.
Глава 2. Проблема
неполных семей
Эта глава будет
полностью посвящена проблеме неполных
семей. Я особенно выделю негативные факторы
воспитания детей в неполной семье, влияющие
на развитие личности ребенка, а также
обозначу пути и способы предотвращения
развития этого вида семей. Но сначала
надо понять, что представляет собой семья
с одним родителем.
2.1. О семьях с одним
родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому,
что в них сосредоточена значительная
часть того населения, у которого не сложились
естественные, заложенные в самой природе
семейно-брачных отношений условия жизни.
Это дети, без отца (или матери), взрослые
люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие
жить вместе с родителями. Такое положение
не только усложняет большинству из них
материальную сторону жизни, но и лишает
их полноценной духовной жизни, которую
могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья – малая группа с частичными,
неполными связями, где нет традиционной
системы отношений: мать – отец, отец –
дети, дети – бабушки и дедушки.1
Такие семьи называют еще "материнскими",
а женщину, воспитывающую ребенка (детей)
без отца - "одинокая мать".
Совокупность неполных семей многообразна
и крайне неоднородна. Источниками их
возникновения традиционно считались
разводы, овдовение (смерть одного из родителей),
внебрачная рождаемость.
Модель неполной семьи объективно более
соответствует постиндустриальному обществу
с его социальной мобильностью, высоким
уровнем развития научных и промышленных
технологий, информатизации, а значит,
и большим значением профессионализма,
трудно совмещающимся с выполнением семейных
обязанностей.
Переписи населения последних десятилетий
фиксируют рост числа неполных семей в
общей численности семей в России. Так,
в 1979 г. доля неполных семей составляла
14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись
1994 г. выявила в составе всех российских
семей 16,6% неполных.2
Неполные семьи - сегодня уже реальность,
на которую трудно закрыть глаза. Число
их не только не снижается, но и имеет постоянную
тенденцию к росту. Причины, по которым
кто-то из родителей (в большинстве случаев
мать) вынужден воспитывать ребенка один,
могут быть самыми разными.
Основными причинами увеличения неполных
семей являются: