Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.............................................................................................4
Семья как объект социологического исследования...............................................................................4
Типы и функции семьи
..................................................................................................................8
Глава 2. Проблема неполных семей ............................................................................................................................14
2.1. О семьях с одним родителем..........................................................14
2.2. Негативные факторы воспитания.....................................................................................................19
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................24
Заключение.........................................................................................28
Развод – частая причина появления
неполных семей. Поскольку дети, как
правило, остаются с матерью, то у
матери образуется неполная семья, а
отец либо становится одиночкой, либо
вступает в новый брак, либо возвращается
к своим родителям.
Фактор развода в современных условиях
стал механизмом, понижающим ценность
брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается
сокращение доли мужчин и женщин, состоящих
в браке, рост численности разведенных
и повторно не вступивших в брак женщин.
О динамике нестабильности браков свидетельствует
таблица:
Динамика нестабильности
браков1
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1997 году на каждые 100 вновь заключенных
браков приходилось около 60 разводов.
По сравнению с 1992 годом улучшилось
соотношение (на 1000) расторгаемых и
заключенных браков. Однако можно
отметить, что тенденция к расторжению
брака растет, и будет расти
за счет вероятности развестись в
течение одного года супружества.
За период 1990-1997 гг. в России было расторгнуто
более 2 460 000 браков, таким образом, остались
без отца и реже – без матери 2 150 000 детей,
жизнь которых может оказаться вследствие
этого ущербной. Интересно, что чем меньше
в семье детей, тем выше вероятность развода.
Так, 35,9% разведенных семей были бездетными,
43% имели одного ребенка, 20,3% - двух детей.2
В социологии ситуация развода в семьях
с детьми рассматривается как частный
случай ситуации социальной. Ее теоретический
анализ осуществляется в двух плоскостях:
а) применительно к обществу, где развод
выступает как социальный институт и социокультурное
явление; б) для характеристики развода
в семье с детьми как малой социальной
группе.
Сам развод из явления в прошлом запретного,
исключительного трансформировался и
стал массовым. Высокий уровень разводимости
характерен для многих современных государств.
Однако, Россия на протяжении последних
десятилетий занимает второе место (после
США) в мире по этому показателю, существенно
опережая другие державы.
Если в конце 50-х годов число разводов
в нашей стране составляло менее 1 на 1000
населения, то в дальнейшем оно неуклонно
возрастало, о чем свидетельствует диаграмма:
Коэффициенты разводимости
в РФ (на 1000 населения)1
Отмечая рост уровня разводимости в России,
нужно учесть, что в 1965 году были облегчены
юридические условия для развода и поэтому
к фактическому их числу добавились браки,
давно распавшиеся, но своевременно не
оформленные юридически. Влияние этого
фактора на коэффициент разводимости
продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране
сменился стабилизацией, но на высоком
уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости
брачно-семейных отношений по-прежнему
актуальны для многих российских семей.
При внебрачных рождениях семья
изначально является неполной, ребенок
с первых дней своей жизни воспитывается
только матерью, без отца. Такая семья
всегда состоит из матери с детьми.
Современная семья
Статистика последних десятилетий показывает,
что неблагоприятное развитие брачно-семейных
отношений в России, прежде всего, проявляется
в росте внебрачной рождаемости. В России
по сравнению с 1970 годом в 1998 году число
внебрачных рождений увеличилось больше,
чем в 1,5 раза (с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если
в 1970 году было 10,6% внебрачных детей (от
общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%,
в 1998 г. – уже 27%.2
Можно выделить 3 категории женщин, решивших
родить ребенка без мужа:
Если раньше рождение внебрачных детей
происходило в силу непредвиденных
обстоятельств, то к концу XX в. –
началу XXI в. все больше женщин рожают
«вне брака» сознательно, чтобы реализовать
свои потребности в материнстве.
Среди семей, ставших неполными из-за
смерти одного из супругов, больше матерей
с детьми, чем отцов с детьми.
Причина в том, что смертность
мужчин несколько выше, следовательно,
вдов оказывается больше, чем вдовцов.
Именно по этому исследователи уделяют
большое внимание изучению вдов. Но стоит
заметить, что в более уязвимом положении
оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы.
К тому же именно вдовцы чаще стремятся
жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство
является разнокачественным, т.е. существуют
две переменные, которые задают специфику
вдовства: «естественность»
или искусственность вдовства. В первом
случае причиной является смерть одного
из супругов от естественных причин (старости
и сопровождающих ее болезней), во втором
– вследствие несчастных случаев, пагубных
пристрастий, внезапных заболеваний и
т.п.
Таким образом, вдовство является серьезным
испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего
супруга и его родственников, включая
детей.
2.2. Негативные факторы
воспитания
Среди проблем неполных семей особенно
острой предстает проблема ее функционирования
как института воспитания и социализации
детей. Сегодня в каждой пятой семье с
несовершеннолетними детьми отсутствует
один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще,
призвана выполнять такую важную функцию,
как воспитательную. Именно через воспитание
демонстрируется ценность пословицы:
«Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания в неполной семье обычно
деформирован. Дети из неполных семей
испытывают острую потребность в определенном
социальном статусе, хотят иметь обоих
родителей. При разрыве отношений, родители
часто занимают противоположные позиции
в деле воспитания, что, несомненно, сказывается
на детях. Воспитательные позиции родителей
могут существенно расходиться, что вызывает
у ребенка чувство растерянности и неполноценности,
т.к. оба родителя являются для него значимыми
другими. Такие дети обычно хуже адаптируются
в социальной среде. Н. Соловьев говорил,
что «отец по своим потенциальным возможностям
не менее одаренный воспитатель, чем мать.
К своей воспитательной функции он так
же, как и мать, подготовлен природой и
обществом. Во-первых, у отца уравновешенная
нервная система. Он меньше отдает распоряжений
детям и меньше отменяет их. Во-вторых,
воспитателю необходимо обладать достаточно
большим объемом разнообразной информации.
Объем подобной информации у него чаще
всего не меньше, чем у матери, а нередко
и больше. В-третьих, для воспитания детей
необходимо время, которое воспитатель
может уделить непосредственно воспитуемому.
Такого времени у отца часто гораздо больше,
чем у матери».1 Таким образом, можно
сказать, что воспитание ребенка без отца
неполноценно.
Одна из проблем неполных семей – совмещение
профессиональной и родительской ролей,
что, при режиме полной занятости, существенно
снижает время, которое могло бы быть использовано
матерью для совместного времяпрепровождения
с ребенком, минимизируя, таким образом,
воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не
получает помощи по уходу за ребенком
и воспитанию его со стороны родственников,
ей крайне трудно работать в режиме полной
занятости. Согласно данным исследования,
проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей
получают такую помощь от родителей, 7%
помогает мужчина, с которым они поддерживают
близкие отношения, 4% - подруги, коллеги
по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца
ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной
части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком
и по его воспитанию практически никто
из близких не оказывает. Только 7% из них
в момент опроса не работало, большинство
матерей (68%) работали полный рабочий день.1
В неполных семьях остро стоит проблема
надзора за детьми, потому женщина бывает
вынуждена оставлять детей одних или малознакомым
людям. Из-за стремления сохранить уровень
материальной обеспеченности, что требует
дополнительного времени и сил, матери
приходится перекладывать исполнение
воспитательной функции на других людей,
лишая себя саму и своих детей возможности
посвящать друг другу достаточное количество
времени.
Можно выделить шесть наиболее распространенных
ошибок, возникающих в процессе воспитания
детей в неполной семье:
Из этого можно сделать вывод,
что дети, растущие без отца, вероятнее
всего оставят школу; будут страдать
от бедности; будут жить на пособие;
рано женятся (выйдут замуж); будут иметь
внебрачных детей; разведутся; будут
правонарушителями; пристрастятся
к наркотикам и алкоголю.
Употребление алкоголя
и курение подростков, проживающих в различных
типах семей ( % )2
|
| |||||||||
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализируя данные таблицы можно
сказать, что уровень девиации у
мальчиков (независимо от типа семьи) выше,
чем у девочек. Это связано, вероятно,
с желанием соответствовать стандартам
«мужественности», сформировавшимся в
нашем обществе. По данным этой таблицы
можно заметить, что более неблагоприятные
показатели свойственны девочкам из
семей с отчимами (сводных) – они
чаще курят. Мальчики из сводных семей
лишь чаще выпивают в сравнении с
мальчиками из материнских семей. Дети,
растущие без отца или матери, на
общем фоне проявляют меньший
уровень девиации.
Уместно сказать, что порой неполная семья
более полезна для ребенка, чем неполноценная,
хотя и полная (например, когда в семье
отец-пьяница). Здесь очень важно очертить
границы, когда полная семья перестает
быть полезной для ребенка: когда имеет
место насилие со стороны отца к членам
семьи. Но нередко и то, когда, разрывая
отношения с отцом, матери не задумываются
о том, что жизнь станет очень сложной
без него. В результате этого процесс воспитания
оказывается нарушенным, и те трудности,
которые испытывает неполная семья, оказываются
гораздо более серьезными, чем те, которые
испытывала полная семья.
Издержки воспитания в неполной семье
связаны, прежде всего, с воздействием
негативных экономических факторов. Преобладающее
большинство неполных семей имеют характеристики
«бедных» и «зависящих от пособий». Неполные
семьи имеют серьезные материальные проблемы,
поскольку они в целом в большей степени
зависимы от социальной поддержки государства.
Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков
Москвы подтвердило приведенные выше
выводы. Подростки из неполных семей в
сравнении с ровесниками из полных отметили
серьезные материальные трудности, испытываемые
семьей: соответственно 30 и 15%.1
Неполнота семьи увеличивает риск того,
что дети, выросшие в неполной семье, не
смогут создать собственную полноценную
семью. По различным оценкам от 38,5% до 63%
матерей-глав неполных семей сами воспитывались
в таких семьях. Потому, несмотря на огромное
желание создать семью, гармоничное супружество
таких детей в будущем часто не реализовывается.2
Следует также отметить, что все неблагоприятные
факторы, сказывающиеся на родителях,
такие как плохое жилье, материальные
проблемы, частая смена места жительства,
плохое физическое и психическое здоровье
неблагоприятно сказываются и на детях.
Таким образом, издержки воспитания в
неполной семье являются, прежде всего,
следствием ограниченных материальных
ресурсов и низкого социального статуса
такой семьи и лишь косвенно связаны с
отсутствием в ней второго супруга.
2.3. Пути выхода из сложившейся
ситуации
Как говорилось раньше, проблема увеличения
численности неполных семей в нашей стране
назревает уже давно, но в последнее десятилетие
она стоит особенно остро. Нашей властью
не до конца осознается масштабность и
глубина кризиса семьи и не ведется полноценная
дискуссия о поиске выхода из сложившейся
ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись
гораздо раньше. В США существуют организации,
которые занимаются проблемой разводов,
вдовства и расставанием родителей. Их
главная цель – помочь приспособиться
к новым условиям жизни: программы помощи
включают психологическую, юридическую
и социальную поддержку. В нашей стране
такая система помощи только начинает
создаваться и, следовательно, еще не распространена
так, как в Америке.
Наше государство на всех этапах своего
существования проявляло заботу об одиноких
матерях, имеющих несовершеннолетних
детей. Конечно, формы и масштабы такой
помощи не оставались неизменными.
В Кодексе о браке и семье указано, что
государство проявляет заботу о семье
путем предоставления пособий и льгот
одиноким матерям (наряду с другими мерами
охраны прав и интересов семьи).
Наиболее общей формой помощи, которой
пользуются практически все неполные
семьи с несовершеннолетними детьми, является
государственное ежемесячное пособие
одиноким матерям (не состоящим в браке)
на содержание и воспитание детей в размере
минимальной заработной платы.
Государственные пособия, установленные
для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются
также вдовам, имеющим детей, но не получающим
на них пенсии по случаю потери кормильца.
Предусмотрена еще одна важная форма помощи
одиноким матерям: одинокая мать может
поместить ребенка в детское учреждение
на воспитание, и имеет право забрать его
оттуда.
Но нельзя рассматривать только материальную
сторону выхода из этой ситуации. Прежде
всего, надо задуматься, почему же так
происходит? Можно ли возродить нуклеарную
семью? Ответ на вопрос кроется в самом
обществе.
Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную
семью, предлагает восстановить культурное
значение добровольной пожизненной моногамии.
Вот более эффективные меры:
3) Усилить внимание культуры к
детям:
Но все-таки не следует забывать,
что лучшая борьба с проблемой
– это ее профилактика. Система
профилактики по сокращению численности
неполных семей должна включать в
себя: