Технологии социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с детьми.docx

— 30.35 Кб (Скачать)

Технологии социальной работы с детьми-сиротами 

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько  человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные  бедствия, другие причины приводили  к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения  родителей в силу нежелания или  невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или  устраняются от его воспитания. В  Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в  чужих семьях.

С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать  угрожающие масштабы, причем рост “отказничества”  наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены  матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

В последние годы в России все громче заявляет о  себе “скрытое” социальное сиротство. Снижение уровня жизни, увеличение числа  неблагополучных семей, падение  нравственности привело к тому, что  дети зачастую “вытесняются” на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей  стране назвать вряд ли возможно. Основные причины современного сиротства  состоят в следующем: во-первых, это  добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения — в легальной  или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, “забытые” в клиниках или  проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных  бедствий, которые вынуждают население  к хаотической миграции.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Понятие “сиротство”. Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который  временно или постоянно либо лишен  своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении  и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный  закон “О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей” использует несколько понятий  детей-сирот.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).

Дети, оставшиеся без  попечения родителей, — лица в  возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного  или обоих родителей. К этой категории  относят детей, у которых нет  родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение  в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).

Лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые  остались без попечения единственного  или обоих родителей.

Нормативно-правовая база и механизмы ее реализации. Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными  ею международными документами. Основными  из них являются: “Декларация прав человека и гражданина” (1948); “Декларация  прав ребенка” (1959); “Конвенция о правах ребенка” (1989). В частности, в принятой ЮНЕСКО “Конвенции прав ребенка”, направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: “Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который в его  собственных интересах не может  оставаться в таком окружении, имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники  в соответствии со своими национальными  законами обеспечивают замену ухода  за таким ребенком” (ст. 20).

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей  сирот является Конституция Российской Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека), Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная  поддержка обеспечивается Федеральным  законом РФ “Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации”, который определяет систему  социальных служб, принципы, на которых  основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и  качеству социальных услуг, порядку  их предоставления.

Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей” (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие  принципы, содержание и меры государственной  поддержки детей. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы” (1992), “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” (1993), “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” (1993).

В целях практического  исполнения названных указов была, например, утверждена федеральная целевая  программа “Дети России” (1992, с  дополнениями 1996, 1998, 2002 гг.). В рамках этой программы существует целевая  программа “Дети-сироты”, направленная на создание благоприятных условий  для подготовки детей, лишившихся попечения  родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства  Российской Федерации, например, “Об  утверждении типового положения  об образовательном учреждении для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1995). Это  Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных  учреждений. Для негосударственных  образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет  функции примерного. Важную роль в  осуществлении социальной помощи детям-сиротам  играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и  т. д.), а также правовые акты субъектов  Российской Федерации.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении  жильем. Реализация этих задач возлагается  на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности  по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в  трехдневный срок со дня получения  сообщения провести обследование условий  жизни ребенка и обеспечить его  защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при  отсутствии такой возможности в  соответствующие учреждения для  детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные  условия для его социализации, воспитания и развития.

Основные субъекты, и формы оказания социальной помощи. Социальная помощь детям-сиротам и  детям, оказавшимся без попечения  родителей, осуществляется разветвленной  системой, которая включает в себя несколько уровней: государство  как основной субъект организации  помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую  помощь; смешанные службы — государственные  и коммерческие структуры, ориентированные  в основном на оказание социально-психологической  помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и  другими организациями как благотворительные  центры. Усилия каждого из названных  субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию  их поведения, которая связана с  формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого  детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение  и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социальной помощи детям-сиротам  и детям, оказавшимся без попечения  родителей.

Передача детей-сирот  и детей, оказавшихся без попечения  родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные  учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для  детей дошкольного и. школьного  возраста, специализированные интернаты  для детей с физическими и  умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных  детей и подростков. В России каждый пятый детский дом — это  учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: решение  соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение; направление  в учреждение, выданное учредителем  или ведомством, в ведении которого находится учреждение;

свидетельство о  рождении (подлинник), а при его  отсутствии — заключение медицинской  экспертизы, удостоверяющее возраст  ребенка; медицинские документы  о состоянии здоровья; документы  об образовании (для детей школьного  возраста); акт обследования условий  жизни ребенка; сведения о родителях  или лицах, их заменяющих (копии свидетельства  о смерти родителей, приговора или  решения суда, справка о болезни  или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность  воспитания ими своих детей); справка  о наличии и местожительстве  братьев, сестер и других близких  родственников; опись имущества, оставшегося  после смерти родителей, сведения о  лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении жилой  площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия  решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).

Несмотря на то, что  в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в  условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской  заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться  симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым  последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной  среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом  для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике  ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных  учреждениях, в своем большинстве  отстают от сверстников в психофизическом  развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских  учреждений могут учиться по программам массовых школ. Отечественная система  воспитания в сиротских учреждениях  основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и  том же учреждении. Эта “прикованность”  к одному месту, изолированность  детских домов усиливают зависимость  детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков:

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-сиротами