Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей. Задачи исследования:
- определить цели и задачи социальной помощи неполной семье в России и за рубежом;
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные нормы поддержки семьи в России и Красноярском крае;
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41
[Введите текст]
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе
исследования неполной семьи………
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы
с неполной семьей за рубежом……
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной
семьей………………………………………………………………
3.2 Профилактика как основная
технология социальной работы
с неполной семьей…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Семья играет большую
роль как в общественном развитии,
так и в жизни каждого
От уровня развития семьи, нравственных ценностей, которые развиваются ею в ребенке, от наличия или отсутствия в семье родителей или одного из них во многом зависит начальный этап формирования личности ребенка. Неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, поэтому вхождение ребенка из неполной семьи в социальную среду усложняется и деформируется.
Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.
Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемые в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравления, производственные травмы, военные действия и др.). Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей) также является важнейшим источником формирования неполных семей.
Изменение социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных.
Проблемы неполных семей рассматриваются такими учеными, как М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, П.Д.Павленок, А.Л.Чернецкая, Л.А.Байбородова и др.
В связи с приоритетностью семьи как основной ячейки общества, правительством создаются нормы для ее социальной и экономической поддержки, законодательно определены адресная социальная помощь для семей, имеющих детей и поддержка молодых семей и др. Согласно этим законам проводится обеспечение семей с детьми льготами, пособиями, жильем. Кроме того, социальные службы предлагают семьям с детьми одежду и обувь, иную материальную и гуманитарную помощь.
В связи с вышеизложенным, для исследования выбрана тема «Технология социальной работы с неполной семьей».
Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей.
Задачи исследования:
- определить цели и
задачи социальной помощи
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные
нормы поддержки семьи в
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.
Объект исследования
– социально-психологическая
Предмет исследования – технологии социальной работы с неполной семьей.
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия
в вопросе исследования
Согласно понятиям словаря русского языка, семья – это группа живущих вместе близких родственников [8, с. 143].
Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Разрушающие процессы приводят к термину «неполная семья», относительно которой существует несколько трактовок.
В кратком словаре семейного воспитания: неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти родителя или их раздельного проживания. [12, с. 113]
Т.А.Гурко к неполной семье относит ту семью, где с несовершеннолетними детьми проживают только мать или только отец. [13, с. 26]
Среди неполных семей, - пишет Ганн М.П., - есть такие, в которых супруги оформляют брак, но проживают раздельно. Есть семьи, где партнеры фактически состоит в семейных отношениях, но не регистрируют свой брак. [4, с. 39]
Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшей причиной нарушения личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными так и отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная — неполная семья».
Нуклеарная семья, состоящая из пары супругов с детьми или без них, наиболее распространенный тип (67 %). Такая семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми (таких семей около 13 %). Семья становится неполной в результате либо развода, либо овдовения одного из супругов или рождения ребенка у женщины, не состоявшей в браке. Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, то речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.
Неполные семьи как
категория включены в дисфункциональные
и считаются содержащими
Социолог У.Дж. Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».
Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж. Гуду:
Существование семьи в форме неполной может быть очень кратковременным, а может длиться и несколько десятилетий. Семьи перестают быть неполными по ряду причин: вступление в брак, отделение взрослых детей, смерть. Неполные семьи, в которых все взрослые, чаще всего состоят из одних женщин: женщины в среднем дольше живут, среди них больше не состоящих в браке, чем среди мужчин. [6, с. 271]
При наличии не одного, а нескольких несовершеннолетних детей у женщин перспективы создания новой семьи всегда ограниченны. Мужчины же в подобной ситуации, испытывая затруднения с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, не откладывают надолго вступление в новый брак, а найти подходящего брачного партнера мужчине значительно легче, чем женщине. Это подтверждается статистическими данными. Например, в 1985 г. в возрастной группе 35—39 лет из каждой тысячи мужчин неженатых в среднем было 120 человек, а из каждой тысячи женщин 198 — незамужних. Аналогичное положение и в более старших возрастах.
Распространенность неполных семей зависит от нескольких условий. Поскольку по принятой Госкомстатом классификации к неполным относятся семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми независимо от возраста детей, то группа неполных семей оказывается крайне неоднородной. К примеру, сюда относятся и молодая мать-одиночка с грудным ребенком, и две старушки — мать с дочерью, обе пенсионерки.
Следовательно, доля неполных семей среди общего числа семей зависит от:
1) частоты разводов и овдовений;
2) частоты повторных браков;
3) распространенности внебрачных рождений;
4) уровня детности семей (в многодетных семьях большая вероятность того, что мать или отец будут жить не отдельно, а вместе с не состоящими в браке детьми);
5) уровня средней
6) сложившейся тенденции раннего или, напротив, более позднего выделения взрослых детей из родительской семьи;
7) уровня жилищной
обеспеченности, стимулирующего или
сдерживающего раздельное
Одни из этих факторов действуют в направлении роста числа неполных семей, другие сдерживают этот рост. Как свидетельствуют данные статистики, в городах неполные семьи встречаются несколько чаще, чем на селе.
Для молодых неполных семей достаточно реальной является перспектива превращения в полную семью, т. е. заключения брака. Но все же у большей части молодых неполных семей никаких изменений не происходит, одинокие матери (или отцы) продолжают воспитывать своих детей, дети взрослеют и наконец бывшая молодая неполная семья превращается в неполную семью, состоящую только из взрослых людей. Бывает и такой вариант перехода семьи в другую стадию развития, как смерть матери (отца), реже — смерть детей.
Судьбы неполных семей, состоящих из взрослых, достаточно типичны. Наиболее распространенными являются следующие два типа перехода семьи в новую стадию своего развития:
1) взрослые дети отделяются, а мать (или отец) становится «одиночкой», т. е. живет отдельно от детей;
2) взрослые дети вступают в брак, образовавшаяся молодая семья живет вместе с матерью (отцом).
Более редкими являются два других варианта смены стадии развития семьи:
1) неполная семья становится полной благодаря вступлению матери (или отца) в брак;
2) у дочери появляется
ребенок, т. е. возникает
Материалы ряда исследований показали, что у людей, воспитанных в неполных семьях, чаще складываются свои неполные семьи, чем у тех, которые выросли в полной семье. Причина этого вполне понятна — неполная семья не способствует подготовке молодых людей к браку и, к сожалению, не воспитывает у них целого ряда таких качеств, которые помогают в создании и сохранении семьи.
Таким образом, относительно вышесказанного, неполной семьей можно назвать такую, в которой соблюдены форма и нормы семьи, но в связи с половинчатостью, изменяется ее сущность и тогда она не выполняет в полной мере заложенных в ней потенциалов. В результате неполная семья ущербна тем, что не выполняет всех жизненно необходимых функций.
1.2 Категории неполных семей, их типология и причины возникновения
Отсутствие регистрации брака отнюдь не означает, что всегда действительно отсутствует супружеская пара. Около 40% детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке, признаются отцами и регистрируются органами загса по совместному заявлению отца и матери. Поэтому многие семьи, в которых рождения по учету загса являются внебрачными, по данным Всесоюзной переписи населения учтены как полные, т. е. имеющие в своем составе брачную пару, ибо перепись ведется по фактическому брачному состоянию, независимо от официальной регистрации браков и разводов.
Тем не менее, неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. Неполная семья также относится к категории семей социального риска, т.к. социальное функционирование их затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т. е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей