Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей. Задачи исследования:
- определить цели и задачи социальной помощи неполной семье в России и за рубежом;
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные нормы поддержки семьи в России и Красноярском крае;
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41
В процессе работы с неполной семьей специалист по социальной работе выявляет проблемы несовершеннолетних; определяет характер и объем необходимой социальной помощи; способствует улучшению взаимоотношений между детьми, родителями и их окружением, тем самым определяя социальный диагноз.
Для оказания квалифицированной помощи неполной семье зав.отделением совместно со специалистами центра - психологом, юристом, методистом -нарабатывают необходимые меры по разрешению конфликтных ситуаций в неполной семье и проблем каждого отдельно взятого члена семьи, ходатайствуют о помещении детей в стационарное или дневное отделения центра.
Исходя из практики, центром
разработана схема социальной диагностики,
которая позволяет изучить
Данная схема включает следующие этапы:
4 этап - выявление основных проблем несовершеннолетних и их семей, причины возникновения этих проблем. Это самый сложный этап диагностики, т.к. необходимо правильно выделить основные проблемы неполной семьи, определить, какие из них являются причиной, какие – следствием.
5 этап - выработка решений, составление индивидуальной программы реабилитации неполной семьи. В процессе выработки решений, кроме специалиста по социальной работе, участие принимают: юрист представители инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, социальные педагоги школ, сотрудники центра занятости, работники здравоохранения.
Это позволяет вырабатывать единый подход к работе с конкретной семьей и составить индивидуальную программу реабилитации семьи;
6 этап - реализация индивидуальной
программы. Поставленный
7 этап - конечная оценка
результатов. При
Дадим некоторые разъяснения по проведению поэтапной работы.
Итак, первым этапом, кроме получения сигнала о неблагополучии, может стать и какой-либо другой вариант. Например, обращение самой неполной семьи за помощью по определенному вопросу.
В любом случае производится социальное обследование неполной семьи и оформление социального паспорта, выявление социального запроса, составление программы помощи и организации ее выполнения, последующий анализ результатов и социальный патронаж неполной семьи. Эта работа обозначена как второй этап.
Третий этап. Практически самый важный, самый трудоемкий этап -вхождение в семью. Здесь важно создать и поддерживать мотивацию к выходу из кризиса. В своей работе социальный работник исходит из простой истины, что каждый человек хочет хорошего.
Дети, так же, как и взрослые, устроены сложно, у них есть свои эмоциональные травмы и переживания, кратковременные и долговременные планы, привязанности и связи, и помочь им можно только с помощью кропотливой работы по переориентации их установок, круга общения, восстановления семьи. Понятно, что сделать неполную семью неполной семьей социальный работник не в силах, речь идет о моральном облике.
Социальный работник должен помочь сначала оформить имеющийся позитивны и потенциал неполной семьи в планы и намерения самих членов неполной семьи, а затем помочь воплотить эти планы и намерения в реальные действия, поступки, последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса. Вопрос создания и поддержания на должном уровне мотивации семьи к работе очень важен.
В основе мотивов к работе лежат:
Сама специфика работы
социального работника
Этап четвертый. Анализ информации о неполной семье осуществляется с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи, наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом важно взаимодействие социального работника с администрацией приюта. Здесь работник предоставляет имеющуюся у него информацию, а сам постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
В сети взаимодействия для решения проблем конкретных неполных семей, кроме контактов, необходимых для решения проблем семей, имеются контакты:
- с коллегами из других организаций по обмену информацией о работе с семьями и подросткам;
- научные учреждения
– информация для аналитико-
- учебные заведения - взаимодействие с молодыми психологами и другими специалистами на предмет прохождения практики и трудоустройства, обучение сотрудников;
- контакты со спонсорами - финансирование работы с неблагополучными семьями;
Социальный патронаж - форма, наиболее плотного взаимодействия с семьей. Социальный педагог находится в распоряжении семьи-24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, находится в курсе всего происходящего в семье, оказывает существенное влияние на направление и темп происходящих перемен. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более 2-х семей. Одновременно под наблюдением социального педагога могут находиться семьи, натренированные им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и эпизодически подключается к решению отдельных проблем этих семей.
Консультирование – сопутствует социальному патронажу и является самостоятельным методом работы с социально-адаптированными семьями, обращающимися в Центр для решения отдельных проблем, связанных с семейными отношениями и воспитанием детей. Цель консультирования - краткосрочная рациональная психотерапия, предоставление необходимой информации.
Тренинговые группы для родителей и детей - проводятся с целью расширения коммуникативных возможностей и представлений патронируемых.
В лице Центра Комиссия приобретает механизм осуществления своих решений, что особенно важно в наши дни, когда основной груз ответственности за воспитание несовершеннолетних лег на семью, и в отношении дисфункциональных семей, дети в которых являются фактически социальными сиротами.
Принципиальная позиция Центра состоит в изменении ситуации семьи таким образом, чтобы она смогла сама себя обеспечить и не нуждалась в материальной помощи извне. Оказание материальной помощи один из способов установления контакта с семьей. Оказание материальной помощи идет по нескольким направлениям.
В решении этого вопроса социальный педагог сталкивается со многими трудностями:
При оказании материальной помощи Центр, располагая скромными средствами для работы с семьями, во многом рассчитывает на жителей города, которые передают в малообеспеченные семьи предметы мебели, бытовой техники, одежду, обувь и другие вещи не новые, но еще годные к употреблению.
Программа реабилитации неполных семей корректируется совместно с социальным работником и специалистами центра ведут обработку данных диагностики и их анализ.
Перед коллективами социальных учреждений стоит множество задач. Многое делают государственные деятели и работники социальных служб для решения проблемы семьи и детства. Но встает вопрос: кто заставит нерадивых родителей любить своих детей? Что бы такие сюжеты ушли из реальной жизни, чтобы дети были одеты, обуты, накормлены, и, конечно же, были любимы, прежде всего, нужно укрепить институт семьи.
Заключение
Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга и на свою основную ячейку – семью. Именно на нее возлагаются важнейшие функции: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Через семью должны обеспечиваться сбережение, обогащение, передача все новым и новым поколениям многих духовных ценностей, традиций, норм морали, житейского опыта. В ней угасает старшее поколение и зарождается, крепнет, мужает новое. Совместная жизнь двух-трех поколений в семье — это важное условие для поддержки старших ее членов и воспитания младших. В своем бесконечном развитии каждая индивидуальная семья проходит ряд последовательных стадий.
Место неполных семей в этом циклическом процессе развития может быть различным в зависимости от возраста ее членов. Общее же состоит в том, что неполная семья, как явствует из самого этого термина, всегда лишена одной из существенных черт семьи. В семье, где представлены дети и родители, при естественном ходе развития родительское поколение должно быть представлено супружеской парой. В неполной же семье родительское поколение представлено только одним человеком. Такое отклонение от нормального типа семьи означает не просто формальное отличие, а нарушение целостной гармоничной системы отношений между людьми. Это означает несбалансированность между двумя группами членов семей — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке, защите, и тех, кто обеспечивает удовлетворение этой потребности. Такая несбалансированность чревата перегрузками, возникающими у второй, активной части членов семьи. Не менее важно то, что отец и мать, мужчина и женщина, не взаимозаменяемы в деле воспитания детей, особенно воспитания духовного, эмоционального.
В настоящее время
все большее внимание уделяется
фактору психологической
Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей, чаще отца. Дети из неполной семьи, как правило, более ранимы, закомплексованы, чем дети из полной семьи. В неполной семье мать часто невротизирована своим социальным положением разведенной женщины или матери-одиночки. Действительно, трудно сохранять душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа или кто папа.
Хотя в наше время юридическое положение одиноких матерей вполне защищено и общественное мнение к ним вполне лояльно, сущность их психологического статуса остается весьма и весьма осложненной: мать не имеет психологической поддержки от отца ребенка, ей не с кем разделить ответственность за своего малыша. Она взваливает все проблемы на свои плечи. В результате - депривированный ребенок, депривированная мама. Такая мать не может быть уравновешенной: она то ласкает своего малыша, то срывает на нем свою досаду за неустроенную, неблагополучную жизнь.
Ребенок между тем нуждается в близком друге - мужчине (это может быть его родной дед, дядя, кто-то еще из близких или далеких родственников; может быть хороший мамин знакомый). Важно, чтобы взрослый мужчина установил дружеские, доверительные отношения с ребенком и не изменял этим отношениям, не путал их с отношениями к маме. Взрослый мужчина в качестве друга нужен и мальчику, и девочке - ведь правильная половая идентификация ребенка будет осуществляться только в том случае, если он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины.
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей