Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей. Задачи исследования:
- определить цели и задачи социальной помощи неполной семье в России и за рубежом;
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные нормы поддержки семьи в России и Красноярском крае;
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41
Третья. Стратегия, ориентированная на поддержку всех семей с детьми, в том числе и неполных. В рамках данной стратегии неполным семьям оказывается дополнительная государственная поддержка, но основную помощь они получают за счет активной социальной поддержки семьи в целом.
Типичным примером такой политики является Франция. Здесь все семьи получают семейной пособие (как общее, так и зависящее от дохода), включая основное пособие, дополнительное, пособие на оплату жилья, специальное пособие матерям с детьми до 1 года, оплачиваемый матери (отцу) отпуск по уходу за ребенком. Такая политика отделяет тех, кто имеет несовершеннолетних детей, от тех кто их не имеет, обеспечивая первым минимальный уровень жизни. Пособие родителям до достижения ребенком 3 лет выплачивается вне зависимости от того, работают они или нет. Таким образом, у них есть выбор - либо оставаться в этот период дома, либо работать и платить за уход за ребенком. Одиноким матерям с низкими доходами в течение года после достижения ребенком 3 лет выплачивается небольшое пособие. Однако большинство матерей в это время уже выхолят на работу - 78% одиноких родительниц во Франции работают.
Четвертая. Стратегия, ориентированная на успешное сочетание одинокими родителями родительской и профессиональной ролей. Такая политика осуществляется в Швеции. В отличие от Великобритании или США она ориентирована не на «поддержание бедности», а на уменьшение неравенства. Поэтому в Швеции наряду с социальной политикой по отношению к семье активно реализуются программы, ориентированные на создание рабочих мест, стимулирующие получение образования, обучение, переобучение и занятость, в том числе и матерей с малолетними детьми. Одинокие матери получают специальные пособия, как и в Норвегии, но здесь они предназначены лишь для детей, а не для содержания неработающей матери. При этом государство обеспечивает не только рабочие места, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой матери для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми. Любой из родителей может использовать оплачиваемый годичный отпуск по уходу за ребенком; им оплачиваются дни болезни ребенка или же когда необходимо посетить школу; рабочий день для родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста, сокращается на несколько часов. Одинокие родители получают пособие на ребенка и на жилье наравне с другими семьями с детьми. В тех случаях, когда второй родитель не предоставляет материальной поддержки на ребенка, государство выплачивает одиноким матерям значительное дополнительное пособие.
Исходя из стратегий,
избранных зарубежными
Таким образом, опыт европейских стран в проведении активной социальной политики в отношении неполных семей свидетельствует о том, что женщины не рожают детей специально для того, чтобы воспользоваться социальными пособиями, а супружеские пары не разводятся ради этого. Более эффективной является политика, ориентированная одновременно на занятость одиноких родителей и на развитие всех форм социальной помощи, позволяющей совмещать профессиональную и родительскую роли (уход за детьми, гибкий или сокращенный график работы, бесплатное переобучение и др.). При этом всем малоимущим семьям с детьми выплачиваются денежные пособия на детей и на оплату и приобретение жилья, а одиноким родителям, не получающим помощи от второго родителя, дополнительное государственное пособие.
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России
В России неполная семья выделяется в отдельную категорию лишь формально. Социальная работа с такой семьей проводится на равных с другими категориями.
Социальное обслуживание осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов и учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
Преобладающая модель государственной социальной службы — территориальные центры социальной помощи семье и детям. Основная задача работников службы — помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы.
Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т. е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество. Большинство населения не располагает свободными средствами для обращения за платными социально-психологическими услугами. Предприятия и организации, коммерческие структуры, являющиеся учредителями таких служб, очень скоро охладевают к их нуждам. Поэтому большая часть коммерческих социальных служб или распалась, или работает не в полную силу.
Для поддержки семей с детьми, а в их ключе и неполным семьям, на основании разработанной концепции развития социальной службы, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы семьи (ТСС). ТСС оказывают комплекс социальных услуг нуждающимся {взрослым и детям) и включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб и учебные и научно-исследовательские заведения.
Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи семье и детям, центр реабилитационный для детей и подростков с ограниченными возможностями и социальный приют для детей и подростков.
Центр социальной помощи семье и детям имеет отделы: социальной реабилитации и профилактической работы; консультативной помощи; развития семейного предпринимательства и т. д..
Центр психолого-педагогической помощи семье и детям призван: оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье; повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями создается в целях: социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии; формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье; обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.
Социальный приют для детей и подростков организуется в целях: спасения беспризорных детей и подростков; предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи; решения задач их дальнейшего жизнеустройства. [10, с. 84]
Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.
Важную роль в осуществлении социальной работы с неполной семьей играют указы Президента Российской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты этой категории населения. Одна из задач на ближайшую перспективу – создание и укрепление специализированных учреждений, оказывающих помощь семье и подросткам в подготовке к семейной жизни, к сексуальным отношениям; осуществляющих профилактику, а в некоторых случаях и ликвидацию социальных болезней общества, таких как асоциальное, дезадаптированное поведение; употребление алкоголя; наркомания и т. д.
В целом же успехи в развитии социального обслуживания неполной семьи непосредственно зависят от преобразований в сфере труда и социально-трудовых отношений, от реального обеспечения конституционного права каждого члена общества на социальную защиту, от утверждения в обществе приоритета интересов семьи, ребенка.
Таким образом, в заключение главы можно отметить, что за рубежом социальная поддержка больше оказывается негосударственными учреждениями, тогда как в российской реальности помощь неполным семьям в большей степени ложится на учреждения социального обслуживания и обеспечения.
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей
Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. [11, с. 81]
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения» [191, с. 28].
Для работы с неполной семьей можно использовать все современные социальные технологии: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, терапию, коррекцию, консультирование, посредничество. Рассмотрим их.
Эффективность мер по решению какой-либо проблемы прежде всего зависит от объективности и точности ее оценки как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней. Иными словами, многое определяет правильный социальный диагноз. Анализируя неполную семью, социальную диагностику можно определить как комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. В рамках же изучения неполной семьи с детьми как малой группы, функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения [191, с. 68].
Принятые на основе социальной
диагностики решения и
Под социальной профилактикой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов» [173, с. 292]
Социальная профилактика в рамках работы с неполной семьей предполагает снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития проблем, возникших в результате распада семьи (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность ребенка из неполной семьи.
Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. Социальное посредничество — это «процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи» [173, с. 345]
Социальное посредничество в разрешении конфликтов может быть многовариантным. К основным его формам относятся:
- посредничество в
разрешении психологических,
- посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей;
- посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту помощь и поддержку [11, с. 83].
Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения [173, с. 351]
Несмотря на то, что исследуется неполная семья, в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. В неполных семьях проводятся:
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей