Технология социальной работы с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей. Задачи исследования:
- определить цели и задачи социальной помощи неполной семье в России и за рубежом;
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные нормы поддержки семьи в России и Красноярском крае;
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Технология СР с неполной семьей.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

В категорию бедности попадают семьи с большой иждивенческой нагрузкой: многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, а также семьи безработных, мигрантов, работников бюджетной сферы, которым длительно задерживают выплату заработной платы.

В неполных семьях воспитывается  каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей  есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

Основными причинами возникновения неполных семей являются: развод родителей, внебрачные рождения, смерть одного из родителей, расширенные неполные семьи. Рассмотрим их.

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %. Развод — частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо воссоединяется с родительской семьей. В последнем случае также может образоваться неполная семья, если в родительской семье нет брачной пары.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака. В 60 —70-е годы эта доля, поданным Госкомстата РФ, составляла 10-12%. В 1989 г.- 13,2%, в 1994 г.- 19,6%, в 1995 г. - 21,1 %, в 1996 г.-23,0%.

Каждый 5-й ребенок  рождается вне брака своих  родителей. Около 40 % детей, рожденных  вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

С 80-х годов весь мир  захлестнула новая эпидемия —  беременность женщин, не достигших 20 лет, 40 % которых в России рожают вне брака; основная масса женщин имеет неполное среднее или специальное среднее образование. С 1990 по 1994 г. доля рождений у матерей до 20 лет возросла с 13,9 до 18,2%, в том числе у матерей в возрасте 15— 17 лет — с 2,7 % до 4 %. В РФ несовершеннолетние ежегодно делают 35 — 40 тыс. абортов. Среди 15— 17-летних женщин отмечена беспорядочная сверхранняя половая жизнь. 22,5 % девочек (43,7 % мальчиков) в возрасте 14—17 лет уже имеют опыт сексуальных отношений, при этом увеличивается разрыв между началом половой жизни и вступлением в брак.

При внебрачных рождениях  семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми, в то время как неполные семьи, образовавшиеся вследствие развода или овдовения, могут состоять также из отца с детьми.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин. Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Главное же — овдовевшие детные мужчины значительно чаще вступают в новый брак, чем овдовевшие детные женщины.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

По данным Госкомстата  РФ, в самые тяжелые для страны годы – 1990-1996 гг., 3,8 млн. детей и подростков остались без одного из родителей.

По данным микропереписи 1994 г., 12,9% составляли неполные семьи, причем более 0,9 % таких семей — молодые матери с малолетними детьми. Доля многодетных семей упала с 5,7 до 5,2 % и занимает незначительную долю в общей структуре семей. Доля неполных семей с тремя и более несовершеннолетними детьми составляет 0,5 % от общего числа семей. В таких семьях проживает 1,9 % от общего числа детей до 18 лет. [1, с. 27]

В городах преобладают  неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличился с 15,1% в 1989 г. до 18,6% в 1994 г. С 1992 г. в России число населения уменьшилось на 4,5 млн. человек, на начало 1995 г. насчитывалось 147 млн. россиян. [1, с. 28]

Нестабильность выражается также в возрастании числа  разводов и опасности развода для каждой семьи. Уровень разводов очень высок, на каждые три вновь заключенных брака в год совершается два развода (1993 г.). Если число разводов нарастает плавно, то снижение брачности имеет крутопадающий характер: с 1989 по 1993 г. число вновь заключенных браков сократилось на 280 тыс., что привело к увеличению неполных семей.

До сих пор речь шла о неполных семьях, находящихся  на ранних стадиях развития, выполняющих функцию воспитания, социализации молодою поколения. Лишь по чисто формальному признаку эти семьи; можно объединить в один тип с семьями, где и родители, и дети — взрослые люди. Эта вторая группа представлена семьями, где – либо все члены находятся в активном трудоспособном возрасте, либо представители   родительского поколения нуждаются в помощи близких, либо представители    обоих    поколений нетрудоспособны   и   нуждаются   в уходе   и   заботе.  

Такие  неполные семьи  старшего возраста являются или результатом  постарения молодых поколений семей, или результатом развода, или естественной стадией угасания полной семьи, когда умирает  один  из  супругов.   Нравственно-психологические и эмоциональные связи в неполных семьях, где   все   взрослые,   принципиально иные,   чем   в   молодых   неполных семьях. Они свободны от отношений опеки взрослого над несовершеннолетним, от воспитательных функций и  связанных  с ними элементов  и поощрения, и принуждения, от авторитарной позиции старших по отношению   к   младшим.   В   неполных семьях,    состоящих    из    взрослых людей, не возникают, следовательно, многие проблемы и трудности, которых   не   удается   избежать   в молодых    неполных    семьях.    Но сохраняется и остро ощущается в неполных семьях взрослых дефицит тех форм общения, которые способно дать только супружество.

Таким образом, семья  – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций. Это устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

 

Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом  и в России

 

2.1  Методы социальной  работы с неполной семьей за  рубежом

 

Изучив литературу по проблеме неполных семей можно отметить, что европейские страны являются примером проведения единой социальной политики в отношении неполной семьи  вне зависимости от причин ее формирования. В отличие от европейских стран, в США государство не оказывает значительной помощи неполным семьям, хотя их доля среди семей с детьми достаточно велика - 26%. В США также нет общей для всех системы поддержки семей с детьми. Одиноким родителям не выплачивается пособия на жилье. Дети разведенных родителей не получают гарантированного минимума в тех случаях, когда живущий отдельно родитель не оказывает материальной поддержки. Кроме того, в США не так, как в Европе (или в России), развиты внесемейные формы ухода за детьми. [6, с. 148]

И все же, государственная помощь неполным семьям в США оказывается в рамках федеральной программы «Помощь семьям с детьми». Причем, если до начала 70-х годов эта помощь была ориентирована на «поддержание бедности», то впоследствии, когда стали создаваться программы по стимулированию занятости (курсы подготовки, содействие в поиске работы), пособие в рамках данной программы автоматически стали получать лишь матери, воспитывающие ребенка дома до 6-ти летнего возраста. Одиноким же матерям, чьи дети старше, для получения такой помощи необходимо зарегистрироваться как «ищущим» работу или обучающимся на курсах для получения специальности.

Помощь неполной семье  чаще оказывается в рамках программ на уровне отдельных штатов либо на уровне социально-территориальных сообществ (коммун). Однако специальных агентств, занимающихся проблемами «взрослой» неполной семьи, а не одиноких матерей-подростков, кране мало. Большинство данных проблем решается на уровне сообществ в рамках консультативной помощи семье в целом либо при работе с семьями, имеющими низкие доходы. Одно из наиболее известных агентств - «Центр ресурсов для оказания для одиноких родителей». Это независимое неприбыльное агентство предоставляет непосредственные услуги одиноким родителям, оказывает техническую поддержку территориальным программам Нью-Йорка, непосредственно обслуживающим эту категорию, а также выступает в качестве юридического защитника при решении проблем неполной семьи на всех уровнях (города, штата, федерации). Службы этого агентства предоставляют одиноким родителям информацию, наводят нужные справки, дают советы и при необходимости выступают в качестве адвоката. В нем были разработаны две специальные программы для бездомных одиноких родителей и одиноких матерей, находящихся в тюрьме.

Свои специфические  особенности социальной работы с неполными семьями существуют в Австралии, где доля неполных семей составляет 15 %. Одинокие родители, в том числе и отцы (с 1977 г.), получают государственную помощь в рамках программ «Пособие для поддержки родителя», причем размер этого пособия зависит от их заработка. В 1989 г. создан специальный государственный фонд, в который перечисляется фиксированный процент от заработка второго родителя, не выплачивающего алименты, и из которого разведенные одинокие родители (если им не платит бывший супруг) получает пособие на ребенка независимо от собственной зарплаты. Особые категории пенсий получают вдовы с несовершеннолетними детьми и те, которым уже исполнилось 50 лет.

в Австралии подавляющее  большинство матерей не имеют  высшего образования, поэтому в начале 70-х годов была создана специальная государственная программа, стимулирующая поступление одиноких матерей в высшие учебные заведения. Их принимают туда при условии прохождения специальных тестов, при чем наряду с государственным пособие они получают и стипендию. В университетах, в свою очередь, созданы специальные группы для студентов старше 25 лет. Специалисты высоко оценивают результаты этой программы как с точки зрения психологического самочувствия и дальнейшей профессиональной карьеры матерей, так и в отношении воспитания детей, их будущего.

В разных странах существуют свои традиционные формы работы с  этой группой повышенного риска. В докладе исследовательской  группы ВОЗ по проблемам молодежи в свете стратегии достижения здоровья для всех в 2000 году (Женева, 1987) получили одобрение формы решения медико-социальных проблем среди подростков, в т.ч. и оказания помощи юным матерям. [1, с. 30]

Интересен опыт оказания помощи матерям-подросткам на Ямайке. Началом осуществления этой программы, разработанной Центром по делам женщин, послужило решение о том, чтобы беременным девушкам в возрасте от 12 до 16 лет была дана возможность продолжать свое образование в школе, занятия в которой они, как правило, были вынуждены прекращать из-за резко отрицательного отношения к ним со стороны общества. Здесь придается большое значение вопросам практического обучения навыкам жизни в семье и всячески поощряется групповая дискуссия и участие предполагаемых отцов в мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Его задачей является    помощь молодым мужчинам страны лучше осознавать свою роль и ответственность в семейной жизни.

В Англии Ассоциация планирования семьи ввела в действие экспериментальную  программу «Виноградная лоза» в двух районах Лондона, где уровень рождаемости внебрачных детей в 2 раза превосходит средний показатель по стране. Для оказания помощи тем молодым людям в возрасте 16-30 лет, которые , как правило, не обращаются за помощью к обычным службам, используется сеть коммуникаций других служб, а также методы устной пропаганды. Они участвуют в реализации программ профилактики заболеваний и полового воспитания. Многие молодые люди работают в качестве добровольцев, причем каждый Из них специализируется на каком-либо конкретном виде работы (например, работа в барах, молодежных клубах, на улицах или на телефоне). [6, с. 185]

Итак, можно выделить четыре основные стратегии, преобладающие  в политике социальной помощи семье за рубежом.

Первая. Стратегия помощи малообеспеченным. Примером такой модели является Великобритания. Здесь половина всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». При этом одинокая родительница может оставаться дома до достижения ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. В рамках этой стратегии одиноких матерей не стимулируют работать или получать какую-то профессию. Налоговая политика и система социального обеспечения таковы, что они не заинтересованы работать даже в режиме неполной занятости. Работать же полный рабочий день матери с маленькими детьми не могут, так как в стране не развиты внесемейные формы ухода за детьми. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья.

Вторая. Стратегия социальной помощи одиноким родительницам. В Норвегии, например, одиноким матерям предоставляется специальная материнская помощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком Шлет. В течение указанного времени они получают специальное пособие для одиноких родительниц (пособие переходного периода). Неполные семьи получают также пособие (общее для всех, специальное пособие на детей), если второй родитель не платит алименты, пособие на оплату жилья, бесплатную медицинскую помощь и различные льготы в налогооблажении. В рамках этой стратегии все одинокие матери живут выше уровня бедности, но хуже, чем полные семьи. В результате такой политики одинокие матери работают гораздо реже, чем замужние, а после достижения ребенком 10 лет и, соответственно, окончания выплаты пособия испытывают трудности в связи с необходимостью поступить на работу (утрата квалификации, привычки к труду и др.).

Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей