Технология социальной работы с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение современных технологий социальной работы с семьей. Задачи исследования:
- определить цели и задачи социальной помощи неполной семье в России и за рубежом;
- изучить неполную семью как категорию и объект социальной работы;
- выявить основные проблемы неполной семьи;
- изучить законодательные нормы поддержки семьи в России и Красноярском крае;
- исследовать современные технологии социальной работы с неполной семьей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика неполной семьи
1.1 Основные понятия в вопросе исследования неполной семьи……….5
1.2 Виды и категории неполных семей…………………………………..9
Глава 2 Решение вопросов социальной помощи неполной семье за рубежом и в России
2.1 Методы социальной работы с неполной семьей за рубежом…….14
2.2. Модели социальной работы с неполной семьей в России………..22
Глава 3 Технологии социальной работы с неполной семьей
3.1. Современные технологии социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………………….23
3.2 Профилактика как основная технология социальной работы с неполной семьей…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………......39
Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Технология СР с неполной семьей.doc

— 214.50 Кб (Скачать)
  • социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;
  • социально-правовое консультирование, позволяющее неполной семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка;
  • медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня жизнедеятельности членов неполной семьи [11, с. 84].

Коррекция и терапия  — тесно связанные технологические  социальные процедуры, применение которых  необходимо на этапе профилактической работы с семьями «группы риска».

Социальная  коррекция — это «деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам» [173, с. 316]

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагают воссоздание тех качеств социального объекта (в данном случае неполной семьи), которые преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта положительными [102, с. 316]

Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.

Технологии семейной терапии и коррекции многочисленны. Их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, таких как социальные адаптация и реабилитация, с учетом их взаимодействия с процедурами диагностики, профилактики, консультирования, терапии, коррекции.

Компенсация — один из важных видов адаптационной реакции организма на повреждение, которая заключается в том, что не пострадавшие непосредственно системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функций. В работе с неполной семьей, под компенсацией его деструктивных последствий нами понимается возмещение тех характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены, разрушены. Хотя компенсацию нельзя отождествлять со всем комплексом реакций ребенка на отсутствие одного их родителей, следует иметь в виду, что психолого-педагогические, материальные, медицинские и другие последствия родительского разрыва могут обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием так называемых вторичных дефектов, которые, в свою очередь, могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Как следствие, можно говорить о долговременном негативном влиянии. С другой стороны, происходит перестройка функций детского организма, привычек, образа жизни, социальных связей ребенка, обеспечивающая процесс адаптации организма в этой стрессовой ситуации, включающая резервные возможности организма и т. п., т. е. происходит компенсация в широком смысле.

Отсюда, специалисты выделяют этапы срочной и долговременной компенсации. Общей закономерностью развития процесса компенсации является формирование срочной (но несовершенной) ее разновидности и ее переход в устойчивую долговременную компенсацию. Особенности протекания компенсационных процессов и степень совершенства компенсации зависят от ряда условий, например от возраста ребенка, тяжести проблемы, реакции личности несовершеннолетнего на него и др. Легче и быстрее происходит компенсация вторичных дефектов, устранение которых, в свою очередь, облегчает компенсацию первично нарушенных функций и отношений [11, с. 87].

Под адаптацией понимают «процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую, стадию» [173, с. 298].

Специфика человеческой адаптации в том, что она связана  с социализацией человека. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального и территориального перемещения, либо при изменении социальных условий [179, с. 298].

Относительно членов неполной семьи, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

  1. общество (макросреда) — адаптация личности к той системе норм, ценностей, отношений и т. д., которая сложилась в том или ином обществе;
  2. социальная группа (микросреда) — адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой — ближайшим окружением (производственный коллектив, родственники и пр.);
  3. сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

Социальная адаптация  личности ребенка в неполной семье  направлена на восстановление норм, социально  полезных отношений с социальными субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивном плане общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в данном случае есть усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок личности ребенка и разведенных родителей с ожиданиями социальной среды [11, с. 88].

Эффективная социальная адаптация детей из неполных семей  будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны  социальных служб. Речь идет прежде всего  о социально-реабилитационных формах их деятельности.

Социальная реабилитация — «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо причинам» [173, с. 307].

Будучи общей технологией  социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, психологического равновесия, уверенности в себе.

В рамках социально-реабилитационной деятельности с детьми из неполных семей выделяют следующие направления: социально-психологическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-бытовое, социально-правовое.

Между тем уровень  социально-реабилитационной работы невысок. Практика показывает, что практическое решение проблем перестройки  социально-реабилитационной работы затрудняется тем, что в настоящее время в социальной практике сложилось положение, когда, с одной стороны к участию в данной деятельности привлечено большое число социальных институтов и общественных организаций, с другой — наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решен ряд вопросов организационно-управленческого, методического, правового и кадрового обеспечения [11, с. 89].

В современных условиях вряд ли можно представить жизнь  неполной семьи без социальной поддержки  со стороны государства. Но мы очень далеки от мнения, что государственная поддержка и защита семьи, материнства и детства является единственно верным и реально эффективным методом, способствующим росту благополучия, семейному счастью, стабильности отношений и ожидаемой результативности в деле социализации подрастающего поколения.

Во многих странах, включая  Россию, родители верят, что только государство с помощью своей  системы социальной защиты избавит семью от многих проблем. Люди верят и ждут помощи от государства. Однако более внимательное рассмотрение взаимосвязи, с одной стороны, институтов семьи и родительства, а, с другой — института государства, показывает, что государственная система социальной защиты не решает глубоких социальных проблем семьи и родительства. Государство просто приняло на себя роль отца, обеспечивающего безопасность матери и детей и предоставляющего средства на воспитание потомства. Сравнивая взнос в семейный бюджет со стороны государства с результатами социального урона, можно выразить сомнения, что оно является адекватным заместителем отцов, так как они не только обеспечивают своих детей ресурсами, но и еще играют роль в социализации и воспитании [11, с. 90].

Таким образом, профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с неполными семьями. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны в некоторой степени снижение и нейтрализация деструктивных последствий. Наиболее приемлемой технологией социальной работы с неполной семьей мы считаем профилактику.

 

3.2 Профилактика как  основная технология социальной  работы с неполной семьей

 

Социальная работа с неполной семьей для использования технологии практически ничем не отличается от полной. Как указывает М.В.Фирсов, условно технологии практики социальной работы с семьей можно определить как социально-организационные и социально-терапевтические технологии. [16, с. 317]

Среди отличительных  факторов социально-организационных  технологий можно выделить:

- представление о клиенте;

- специфику диагностики  проблемного клиента;

- особенность целеполагания;

- специфику технологических  практик. [16, с. 317]

А вот подходы к  социальной терапии с семьей в  теории и практике социальной работы в настоящее время однозначного решения еще не имеют. Одна группа ученых  считает, что это мультидисциплинарная область практики с мало представленными  в ней социальными работниками, другая группа считает, что семейная терапия является областью практики социальных работнков. [16, с. 327]

Л.И.Савинов выделяет определение социальной технологии: это совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты. [11, с. 81]

Также Л.И.Савинов предлагает свою классификацию технологий социальной работы: профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с детьми в разведенных семьях. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики (включающая первичная и вторичная профилактика), социального посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможно в некоторой степени снижение и нейтрализация деструктивных последствий родительского разрыва для несовершеннолетних. [11, с. 81]

Для применения технологий социальной работы служба социальной помощи населению предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и др.); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Это означает, что по отношению  к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно. Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлён­ного дня» (в таких спецшколах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».

Специалисты, исследуя все  аспекты социальной ситуации, в которой  находится неполная семья, организуют и проводят консультации психологов, юристов, устанавливают связи с  ведомствами и организациями  для решения проблем клиента.

Для результативности реабилитации неполной семьи необходима различная  информация, поэтому на каждую семью  составляется социальный паспорт. Для  оказания квалифицированной помощи семье специалистами разработаны  индивидуальные программы реабилитации.

Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей