Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:14, реферат
В работе дается определение понятия "дети улицы", а также перечисляются этапы социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы.
Социально
– педагогическая работа с детьми
улиц
По определению ЮНИСЕФ детьми улиц называются «дети, которые не общаются с собственными семьями и живут во временных убежищах (заброшенных зданиях и т. п.), или не имеют вообще постоянного пристанища и каждый день ночуют где-нибудь, первоочерёдными их потребностями являются физическое выживание и поиск жилья; дети, которые поддерживают контакт с семьёй, но из-за бедности, перенаселённости, разных видов эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице; дети - воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам убежали из них и находятся на улице».
Дети улиц – одна из самых тревожных проблем в России. По данным официальной статистики, в нашей стране около 2-х миллионов беспризорных детей, и цифра эта весьма приблизительна, потому, что фиксирует только тех, кто задерживается милицией, либо попадает в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей.
Рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Россия в настоящее время «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн».
Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2–3 безнадзорных ребенка. В России насчитывается около 1 млн безнадзорных детей, у которых есть родители. Из них более 367 тыс. – в возрасте 6–17 лет – не учатся, более 200 тыс. – находятся в приютах, у 182 тыс. родители лишены родительских прав, около 30 тыс. безнадзорных находятся в приемниках-распределителях.
В качестве основной причины ухода ребенка из семьи на улицу выступает неблагополучная ситуация в семье. Данная ситуация является результатом девиантного поведения родителей. Чаще всего на улицу попадают дети из неполных семей (четверо из каждых пяти). В большинстве случаев имеют место жестокое обращение с ребенком в семье, алкоголизм родителей. Бедность, потеря жилья и другие материальные факторы жизни лишь косвенно влияют на принятие ребенком решения уйти из дома. Оказавшись на улице и освоив навыки выживания в таких условиях, ребенок продолжает связывать свои перспективы с возвратом в семью, питает надежду на решение семейных проблем.
Основным актом законодательства по защите прав «детей улиц» РФ, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных.
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы
предусматривает определенные этапы:
1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В этот период:
— при
необходимости ребенку
— определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
— изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;
— выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);
— делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоциализацию;
— пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;
— решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;
— ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:
— разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;
— адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;
— реализацию индивидуальной и групповой программ социально-
педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо
включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;
— организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с
целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;
— вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: родители либо лица, их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;
— консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
— проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).
3-й этап — завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты. Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База данных представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними. Данные аналитической работы и деятельность по выполнению программ служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законодательной базы.
Информация о работе Социально – педагогическая работа с детьми улиц