Социально – педагогическая работа с детьми улиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Краткое описание

В работе дается определение понятия "дети улицы", а также перечисляются этапы социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы.

Файлы: 1 файл

Социально.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Социально – педагогическая работа с детьми улиц 

     По  определению ЮНИСЕФ детьми улиц называются «дети, которые не общаются с собственными семьями и живут во временных  убежищах (заброшенных зданиях и  т. п.), или не имеют вообще постоянного  пристанища и каждый день ночуют где-нибудь, первоочерёдными их потребностями являются физическое выживание и поиск жилья; дети, которые поддерживают контакт с семьёй, но из-за бедности, перенаселённости, разных видов эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице; дети - воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам убежали из них и находятся на улице».

     Дети  улиц – одна из самых тревожных  проблем в России. По данным официальной  статистики, в нашей стране около 2-х миллионов беспризорных детей, и цифра эта весьма приблизительна, потому, что фиксирует только тех, кто задерживается милицией, либо попадает в специализированные социальные учреждения для беспризорных  и безнадзорных  детей.

     Рост  числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Россия в настоящее  время  «переживает  третью  волну  беспризорности  несовершеннолетних  после Гражданской и Великой Отечественной войн».

Наряду  с беспризорностью остро стоит  и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2–3 безнадзорных ребенка. В России насчитывается около 1 млн безнадзорных детей, у которых есть родители. Из них более 367 тыс. – в возрасте 6–17 лет – не учатся, более 200 тыс. – находятся в приютах, у 182 тыс. родители лишены родительских прав, около 30 тыс. безнадзорных находятся в приемниках-распределителях.

     В качестве  основной причины ухода  ребенка из семьи на улицу выступает  неблагополучная ситуация в семье. Данная ситуация является результатом девиантного поведения родителей. Чаще  всего  на  улицу  попадают  дети из неполных семей (четверо из каждых пяти). В большинстве случаев имеют место  жестокое  обращение  с  ребенком  в  семье,  алкоголизм родителей. Бедность, потеря жилья и другие материальные факторы жизни лишь косвенно влияют на принятие ребенком решения уйти из дома. Оказавшись на улице и освоив навыки выживания в таких условиях, ребенок продолжает связывать свои перспективы с возвратом в семью, питает надежду на решение семейных проблем.

     Основным    актом    законодательства по защите прав «детей улиц» РФ, является Федеральный  закон от  24  июня  1999  г.  №120-ФЗ  «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также  Федеральный  закон  от  24  июля  1998  г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

     В  процессе  социально-педагогической  работы  с  детьми  улицы предусматривается  создание  так  называемого   «реабилитационного пространства»  (РП)  для  несовершеннолетних  из  группы  риска.  Под ним понимается формирование  территориальной  системы  ведомств,  служб,  учреждений,  общественных инициатив,  осуществляющих  во  взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. 

     Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы

предусматривает  определенные  этапы:

     1-й  этап  —  контакт  и мотивирование.  Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В этот период:

—  при  необходимости ребенку оказывается  экстренная помощь и предоставляется  необходимая  защита;

—  определяются травмирующие факторы  и  возможности  их  преодоления;

—  изучается  сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются  причины его попадания на улицу;

—  выявляется  наличие у него родителей,  возможности  и  целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);

—  делается  прогноз,  где  и  в  каких  условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоциализацию;

—  пишется  на  него  социально-педагогическая  характеристика  и разрабатываются  первичные  рекомендации  по  социально-педагогической работе с ним;

—  решается  проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;

—  ребенок  направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).

     2-й  этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную  реабилитацию  (ресоциализацию)  несовершеннолетнего. В  зависимости  от  характера  социально-педагогической  проблемы такая  деятельность  может  осуществляться  в  специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности  включает:

— разработку индивидуальной программы социально-педагогической  работы  с  несовершеннолетним.  Эта  программа  предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной,  школьной  или  иной  среде,  ставшей  причиной  его ухода  на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического,  интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка;  возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств  и  форм  общения  и  другие  социально-педагогические  проблемы;

—  адаптацию  ребенка  в  новых  (изменяющихся)  условиях.  Это особенно  важно,  когда  ребенок  попадает  в  специальное  учреждение (реабилитационный  центр).  В определенной  степени он  нуждается в  такой  адаптации  и  помощи  для  снятия  стрессовых  явлений  из-за нахождения  в  новых,  непривычных  для  него  условиях,  которые  необходимы  ему для  смены  стереотипов уличной  жизни,  установок на выживание  в  агрессивных  социальных  средах  на  принятие  социальных  норм  и  стереотипов  поведения  в  новых условиях жизни  и  воспитания;

— реализацию индивидуальной и групповой программ социально-

педагогической  работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют  программы  социально-педагогической  работы  с  группой. Появление  нового  человека  не  требует  ее  изменения,  однако  могут иметь  место  определенные  корректировки,  которые  позволяют  либо

включать  его  в  воспитательный  процесс как соучастника, либо  предусматривать определенное влияние на него;

—  организацию  работы  с  ближайшим  окружением  ребенка,  с

целью  создания для  него  наиболее благоприятной  социально-педагогической среды;

—  вовлечение  по  возможности  в  социально-педагогическую  деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: родители   либо   лица,   их   заменяющие,   родственники,   в   случае   их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;

—  консультационную  деятельность.  Она осуществляется  с ребенком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осуществляющими  социально-педагогическую работу с  ребенком;

—  проведение иной деятельности,  связанной с  индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем,  где  необходимо  участие  социального  работника  (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).

     3-й  этап  — завершающая  реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружением.  Практически  речь  идет  о  реализации  результатов  первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта)  в  повседневной  жизни.  По  тому,  как  проходит  этот  этап, можно судить  о степени достижения социально-педагогической  цели в работе с ребенком и его окружением.

     В  процессе социально-педагогической  работы с ребенком  собирается  информация  о  том,  что  сделано  и  какие  получены  результаты. Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы  индивидуальной  работы,  дать  ей  количественную  и качественную  оценку,  фиксировать  промежуточные  результаты,  выявить, какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База данных  представляет  статистический  материал  по  проблеме  социально-педагогической  работы  с  детьми  улицы.  Такой  материал  необходим для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними. Данные  аналитической  работы  и  деятельность  по  выполнению программ  служат основанием для  изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законодательной  базы.

Информация о работе Социально – педагогическая работа с детьми улиц