Взаимодействие специалиста по социальной работе с несовершеннолетними детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

В работе описываются специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы и особенности реабилитационной работы специалистов с несовершеннолетними

Оглавление

Введение
1. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы
2. Особенности реабилитационной работы специалистов с несовершеннолетними
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

                                                    Содержание

Введение _________________________________________________________________3

1.Специфика  работы социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних  как субъекта социальной работы__________________8

1.1.Социальный  портрет ребенка, находящегося  в социально-реабилитационном центре  для несовершеннолетних____________________8

5. Социальная  педагогика: учебник для студ. вузов  / Под ред. В.А.Никитина. 2008

Заключение______________________________________________________16

Список литературы________________________________________________17

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

          Работа по решению проблем  детской безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях. Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей - улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные центры помощи семье и детям.

 Данные центры  осуществляют меры контроля и  социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.

Главная задача центра - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения  курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.

В связи с  этим специалисты Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям

 

- традиционная  форма патронажа и социального  контроля семей социального риска  для создания условий более плотного взаимодействия;

 

- проведение  тематических бесед и лекций  для детей и подростков;

 

- клубная и  кружковая работа, задачами которой  является реабилитация и социальная  адаптация детей с девиантным  поведением, т. е. профилактика  дальнейшего отклонения в поведении подростка;

 

- комиссия общественного  воздействия, задачи которой состоят  в выявлении причин и условий,  способствующих девиантным проявлениям  детей и подростков, в защите  прав детей в неблагополучных  семьях;

 

- работа по  индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;

 

- работа в  отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности  и правонарушений несовершеннолетних  и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;

 

- организационная  работа по улучшению уровня  взаимодействия различных служб  на территории микрорайона, с  целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.

 

Социальный  патронаж - форма наиболее тесного  взаимодействия с семьей. Этот метод  работы имеет цель создания в семье  оптимальных условий для всестороннего  развития личности ребенка, а также  подразумевает установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности. В центре также работает отделение дневного (вечернего) пребывания детей, которое действует в течении года. В процессе деятельности реабилитационной группы происходит выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, содействие развитию творческих способностей детей.

 

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

Разными путями попадают подростки в приюты и  центры: после рейдов, проводимых социальными  работниками в местах, где собираются беспризорные дети; их приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:

 

1 - ребенок возвращается  в семью, что возможно только  лишь при соответствующей адекватной ситуации в работе с родителями и детьми;

 

2 - создание  семейно-воспитательных групп. Этот  путь предложен социально-реабилитационным  центром для несовершеннолетних. Специалисты считают, что "в  идеальном варианте каждый воспитанник  приюта должен пройти через семейную группу, полагая, что это один из реальных и эффективных путей реабилитации дезадаптированных детей, при котором происходит восстановление утраченных детьми социальных, нравственных и духовных связей с окружающим миром".

По мнению специалистов центра социального здоровья основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные жизненные ситуации, поэтому не приобрели адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для приобретения подростками социального опыта выделяют несколько принципов:

 

1. включение  рефлексии, т.е. приобретение навыков  рефлексивного анализа ситуации  и собственного поведения в  ней;

 

2. безоценочность  в подходе к анализу поведения подростков;

 

3. создание условий  для успеха подростков в учебной  или иной деятельности;

 

4. убеждение  детей в эффективности предлагаемых  им способов действий.

 

Таким образом, поддержка и помощь детям "группы риска" осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров, территориальных центров социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью. Территориальные центры социальной помощи семье и детям определяют одну из приоритетных задач своей деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних на отдельно взятой территории. Однако в целом вся работа в межведомственных структурах характеризуется своей разобщенностью, нескоординированностью функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Специфика  работы социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних  как субъекта социальной работы

 

1.1. Социальный  портрет ребенка, находящегося  в социально-реабилитационном центре  для несовершеннолетних

 

      Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого  отсутствует вследствие неисполнения  или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или его законных представителей. Безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства, считается беспризорным. Бездомные дети - наиболее социально незащищенная часть общества.

В психологической  литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма  подростка. Именно в этом возрасте подростки  характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное.

При изучении личных дел, а также актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, проведенных специалистами можно придти к выводу, что среда, в которой воспитывалось большинство детей, характеризуется как неадекватная для нормальной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Из всего  выше указанного можно составить  обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  реабилитационной работы специалистов  с несовершеннолетними.

 

       Социальная  работа с подростками как деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в современных методах ориентирует нуждающихся в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом. Поддержка и помощь детям и подросткам "группы риска", основную массу которых составляют беспризорные, реализация их интересов и разрешение их проблем эффективно осуществляется социально-реабилитационными учреждениями.

В отличие от детских интернатных учреждений, детских домов, характерным для социально-реабилитационных центров является то, что они призваны играть роль механизма быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, т.к. часто речь идет об оказании ребенку экстренной помощи, а это предполагает работу по принципу "открытых дверей", когда ребенок сам может обратиться в учреждение и его беспрепятственно туда помещают, не требуя каких-либо документов, официальных направлений. Реабилитационная работа ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение.

Организация реабилитационного  процесса в социально-реабилитационном центре осуществляется комплексно. Комплексный  подход реабилитации основывается на ряде принципов: выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка; выделение приоритетного направления реабилитации; дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий; последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.

        Реабилитационная работа с ребенком  в учреждении строится по следующим  основным этапам: подготовительный - это сбор информации: знакомство  с ребенком, с семьей, социальным  окружением и условиями среды,  обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы; практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.

На подготовительном этапе специалисты собирают как  можно больше информации о ребенке, о социальной ситуации, о семье, родственниках  и т.д. Полученная информация фиксируется, для того чтобы в дальнейшем ее можно было проработать. На этом этапе с каждым воспитанником составляется карта социальных связей, в которой ребенок указывает всех людей, играющих ту или иную роль в его жизни. Благодаря этой карте специалисты имеют возможность, с учетом интересов и желания ребенка, определить план мероприятий для составления индивидуальной программы реабилитации.

Информация о работе Взаимодействие специалиста по социальной работе с несовершеннолетними детьми