Взаимодействие специалиста по социальной работе с несовершеннолетними детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

В работе описываются специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы и особенности реабилитационной работы специалистов с несовершеннолетними

Оглавление

Введение
1. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы
2. Особенности реабилитационной работы специалистов с несовершеннолетними
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Модель организации  психолого-педагогической работы в  учреждении строится по принципу психолого-педагогического  сопровождения. Одна из форм сопровождения  ребенка - социально-реабилитационный консилиум. Консилиум позволяет объединить усилия специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, медиков и всех других субъектов реабилитационного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Консилиумы - это организационный этап реабилитационной деятельности. Первый консилиум проходит через 10-14 дней после поступления ребенка в учреждение. Основным документом для работы консилиума является "Индивидуальная программа работы с воспитанником учреждения", куда заносятся результаты обследования ребенка специалистами. Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками, воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др. В программе реабилитации отражается обобщенная информация о подростке, содержащая следующие сведения: состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков; степень общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.

Цель работы специалистов по социальной карте реабилитации - это привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.

Состояние детей  и подростков, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи, с чем большое внимание уделяется медицинской реабилитации. Основные компоненты медицинской реабилитации - это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.

Широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. " Внимание к состоянию здоровья детей создает благоприятную почву для изменений отношений с окружающими: уменьшается раздражительность, реже проявляется агрессивность".

Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения  в ходе развития ребенка, работа с  микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности ("От я до Я"), программа по восстановлению толерантного сознания ("Жить в мире с собой и другими"), программа по профилактике психического здоровья ("Счастливый подросток") и др.

Специальной формой обучения общению являются социально-психологические  тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях СРЦН и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.

В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям , вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное "Я" (чувства, мысли, переживания и поступки), т.к. игра - естественное для ребенка средство коммуникации.

Составляющим  элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для  организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.). При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.

 Серьезное  внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.

Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации  и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих. Специалистами реабилитационных центров для несовершеннолетних уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

Во многих случаях  реабилитировать подростка - значит снять у него страх перед школой, восстановить и укрепить общие навыки, способность к волевому усилию, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить у него желание быть учеником. Полученные навыки для части подростков могут стать основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повысить уровень их социально-бытовой адаптации, расширить возможности их трудоустройства, что является основой в определении активности и самостоятельности в дальнейшей жизни

Основополагающим  моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

Большую роль в  социальной реабилитации воспитанников  центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к  самостоятельной жизни.

Систематическое участие ребенка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи и ответственности. Общественно-полезная деятельность может быть организована как в стенах социально-реабилитационного центра (организация хозяйственно-бытовой работы и досуга воспитанников), так и вне его (в микрорайоне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

На основании  вышеизложенного, можно сделать  вывод, что специалисты центров  социального обслуживания населения  позволяют обеспечить территориальную  доступность социальных услуг для  семей с несовершеннолетними детьми и детей, попавших в социально опасное положение, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, использовать новые формы работы с семьей и социальные технологии, такие, как "интенсивная семейная терапия на дому", мобильные выездные бригады, работа с сетью социальных контактов, служба уличных социальных работников.  Акцент в работе социозащитных учреждений делается на раннем выявлении семейного неблагополучия и социальном сопровождении семей с целью развития их внутреннего потенциала для самообеспечения. В данных учреждениях реализуются программы по реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Во всех учреждениях созданы реабилитационные клубы для несовершеннолетних с целью сохранения и возврата подростков к семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Используемая литература

1. Аванесов Г.А.  Криминология и социальная профилактика. М, 2005г.      

2. Антология социальной  работы./Ин-т психосоциальной работы. Сос. М.В.

Фирсов. М.: «Сварогъ-НВФ СПТ», 2005г. т.2

3. Вайзман Н. Реабилитационная  педагогика. М., 2006г.

4. Василькова Ю.В., Василькова  Т.А. Социальная педагогика. М., AKADEMA, 2007г.

2.Особенности  реабилитационной работы специалистов  с несовершеннолетними_____________________________________________10


Информация о работе Взаимодействие специалиста по социальной работе с несовершеннолетними детьми