Система подготовки специалистов по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
2
1 Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе…………………………………………………
3
1.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе…………………………………………………………………………
3
1.2
Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе……
5
2 Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России………………………………….....
13
2.1 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе…………………………………………………………………………
13
2.2 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ…………………………………………………………………………….
20
3 Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России…………..
24

Заключение……………………………………………………………..
33
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы……………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Система подготовки специалистов по социальной работе, курсовая работа.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

2
1 Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе…………………………………………………  
3
1.1 Общепринятые  требования к подготовке специалистов по социальной работе…………………………………………………………………………  
3
1.2

Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе……

5
2   Анализ системы  подготовки специалистов  по социальной  работе в России………………………………….....  
13
2.1 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе…………………………………………………………………………  
13
2.2  Проблемы  подготовки специалистов по социальной  работе в РФ…………………………………………………………………………….  
20
3 Рекомендации  по совершенствованию  подготовки специалистов по социальной работе в России…………..  
24
 

Заключение……………………………………………………………..

33
  Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы……………………………………. 35

     Введение

 

     Социальная  работа - сложная, эмоционально нагруженная  деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.

     В современных условиях возникает  необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного  пожизненного образования, с помощью  которой человек может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки которые позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.

     Перед нашим обществом все острее стоит  проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры  играют главную роль в менеджменте  социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.

     Глубинным для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью. Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовка специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур.

     Проблемой является несовершенство системы подготовки специалистов по социальной работе в России. Исходя из данной проблемы цель – усовершенствовать эту систему. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     Определить  набор требований подготовки специалистов по социальной работе и круг проблем, которые делают систему несовершенной.

     Проанализировать  опыт подготовки специалистов за рубежом  и в России

     Наметить  рекомендации по усовершенствованию подготовки специалистов по социальной работе

     Реализация данных задач позволит достичь цели курсовой работы.  
Глава 1. Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе

     1.1 Общепринятые требования к подготовке  специалистов по социальной работе

 

     Единого международного набора требований к  обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.

     Для начала, остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление  молодежи в учебное заведение  для получения профессии социального  работника. Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника.

     В Норвегии, например, от соискателей  требуется соответствующий уровень  знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения, дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебные заведения.

     В Дании высок уровень безработицы  среди социальных работников, поэтому  критерии отбора поступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз.

     В Италии и Испании нижняя возрастная граница - 18 лет, и многие абитуриенты  приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.

     В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возраст поступающих - 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам.

     В Греции предпочтение также отдается мужчинам.

     В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняет  психологическую пригодность и  мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучших людей для обучения профессии социального работника.

     В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов  школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать  два официальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать; предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.

     Лишь  в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников имеются широкие возможности выбора будущей карьеры.

     Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к  претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

     Общими  условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.

     В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных  требований. Каждый желающий пройдя вступительные  экзамены, может приобрести данную специальность.

     Рассмотрим  содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня допрофессиональной подготовки и четыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра.

     На  профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).

     Несмотря  на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня курса подготовки в программу иногда включается информация о методах оценки социальных программ и социальной практики.

     Разногласия относительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этих планов характерны для многих стран.

     Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерный академизм, что, по их мнению, увеличивает  разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.

     Западная  модель преподавания социальной работы, особенно североамериканская, оказывает  существенное влияние на учебные  программы многих стран. Однако не все  преподаватели приветствуют такое  влияние. Они сомневаются в целесообразности применения западной модели в тех странах, где культурные традиции, социальная структура и экономические условия кардинально отличаются от западных.

     В отдельных странах предпринимались  попытки преподавать социальную работу, ориентируясь на собственную ситуацию. Кое-где попытались сориентировать программы на социальное развитие, а где-то приступили к изучению права и экономики. Тем не менее, споры о степени западного влияния и, в частности, влияния США на преподавание социальной работы в развивающихся странах, продолжаются до сих пор.

     Выяснив, что единого набора требований к  подготовке специалистов по социальной работе не существует, каждое государство  само определяет этот набор, но как  проблема существует влияние западной модели преподавания социальной работы, что не приветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе.

     1.2 Зарубежный опыт подготовки специалистов  по социальной работе

 

     Зарубежный  опыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многолик. До определённого времени лидером  в области составления программ по подготовки специалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты  Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.

     Практическое  обучение в американских учебных  заведениях социального профиля  представляет собой экспериментальную  форму преподавания и учения, при  которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

     Практическое  обучение социальных работников оценивается  как сложный, многослойный процесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим  обучением и практическими занятиями, для того чтобы новый социальный работник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специальных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличить профессионального наставника от непрофессионала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений.

Информация о работе Система подготовки специалистов по социальной работе