Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Наряду с этим дальнейшая разработка методов социальной работы обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т. е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи.
Основная задача
социальной работы на рубеже тысячелетий
— дальнейшее развитие и совершенствование
имеющихся форм, методов, способов и
приемов деятельности, используемых
специалистом для решения социальных
проблем клиентов, стимулирование активизации
их сил для изменения неблагоприятной
жизненной ситуации.
Наряду с этим дальнейшая разработка методов
социальной работы обусловлена и необходимостью
научно-исследовательских изысканий со
стороны специалистов, как в рамках общества,
так и в масштабах малых групп. Особенно
важно отметить, что развитие этой деятельности
осуществляется в процессе непосредственной
практической работы, т. е. в процессе оказания
адресной, комплексной и своевременной
помощи.
Совокупность приемов и методов деятельности
субъектов социальной работы, рассматривающих
социальные проблемы клиентов как способ
стимулирования развития их сил, конструктивной
деятельности в социуме с целью изменения
неблагоприятной жизнен ной ситуации
способствует достижению понимания клиентом
зависимости и взаимообусловленности
личных и общественных проблем, активизации
его участия в солидарных действиях по
разрешению возникающих проблем, конфликтных
ситуаций.
Теории, созданные путем исследования
многообразной работы социальных работников
с клиентом и всех социальных институтов
в их коммуникативной взаимообусловленности,
являются как эмпирически контролируемыми,
так и предметно ориентируемыми.
Методы профессиональной социальной работы
многообразны. Они классифицируются:
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы:
Классификация
методов позволяет, с одной стороны,
использовать их в общенаучном плане
(в качестве основании методологии
исследования проблемы теории социальной
работы), а с другой — выявить методы самой
социальной работы. Существуют, как известно,
разные основания для классификации методов:
сбор информации, ее обработка; эмпирические
исследования; теоретическое моделирование.
С другой стороны, существуют методы, которые
используются для решения социальных
проблем клиентов, стимулирования развития
их собственных сил и деятельности в целях
изменения неблагоприятной жизненной
ситуации. И те и другие методы чрезвычайно
важны для теории и практики социальной
работы.
Рассмотрим методы социальной работы,
классифицированные по ее объектам
Метод индивидуальной работы представляет
собой непосредственную помощь субъекту
путем личного взаимодействия в процессе
его адаптации к новым условиям жизни.
Этот метод предусматривает не только
планирование помощи, но и проведение
необходимых процедур для выявления оптимального
взаимодействия (консультирование, социальная
терапия, психосоциальная реабилитация).
В процессе работы социальный работник
должен:
Метод социальной
работы с группой предполагает работу
как в целом с группой клиентов
(семьей), так и в группе — с
каждым из ее членов отдельно. В этом
случае изучаются различные области
человеческой деятельности, что способствует
более эффективному разрешению возникших
проблем и трудностей.
Групповая работа может проводиться и
с объединенными группами (семьями), имеющими
схожие проблемы или однородные задачи.
Существует несколько теорий, регулирующих
методы социальной работы с группой:
К групповым
методам могут быть отнесены совместная
работа над определенными проблемами
и задачами, диагностические и
коррекционно-групповые
Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:
Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:
Групповая социальная
работа ориентируется на социальную
задачу и жизненную ситуацию и
предполагает расширение пространства
индивидуума (малой группы или семьи),
его умение решать личные проблемы с помощью
группы. Опора на цели (постредничество,
обмен, самосознание, доступность, реалистичность,
адресность и восприимчивость) и этапы
(целенаправленность, процесс, коммуникация,
оознанная необходимость) предполагается
как при индивидуальных методах, так и
при групповой работе.
Методы социальной работы в общине (социальная
работа в микросоциальной среде).
Социальная община – это относительно
устойчивая совокупность, характеризующаяся
более или менее одинаковыми условиями
и образом жизни, общностью массового
сознания, социальных норм и интересов.
Социальная общность – это форма совместной
жизнедеятельности людей, человеческого
общежития, которая складывается исключительно
под воздействием объективного хода общественного
развития совместного характера человеческой
жизнедеятельности.
Социальная работа в общине представляет
собой профессиональную помощь индивидуумам,
группам, коллективам, проживающим на
одной территории и имеющим общие проблемы,
При этом основными методами работы являются:
Главная цель социальной
работы в общине — добиваться кооперации
и создания организационной базы
для деятельности региональных специалистов,
а также активизации различных
групп на селения, коммун или сообществ.
Социальная работа в общине строится по
территориальному принципу и охватывает
многие целевые группы. Более того, микросоциальная
среда выдвигает особые требования к социальной
работе с семьей как основной ячейкой
нашего общества, так как здесь в качестве
пациента выступает вся семья.
Социальный работник должен помнить, что
трудное для пони мания или даже странное
поведение члена семьи может быть обусловлено
его скрытым страданием, душевной болью,
с чем необходимо считаться, если социальный
работник действительно хочет помочь
семье и нормализовать в ней обстановку.
Разрабатывая и внедряя методы социальной
работы в общине, необходимо учитывать
изменения, связанные с инновационными
процессами, происходящими в нашем обществе.
При этом одной из главных задач является
внедрение наукоемких социальных инноваций,
соединение науки и практики, объединение
гуманитарных и технических знаний. Повышение
качества самого социально го пространства,
постоянное обновление методов, расширение
их функциональности должны осуществляться
с учетом накопленного опыта.
Особое место отводится еще одному методу
социальной работы — дальнейшему совершенствованию
технологизации; здесь объектом является
социальное пространство.
Все, что обеспечивает защиту социальных
интересов, в том числе и методы работы
с людьми, семьями и сообществами, обладает
рядом свойств:
Проанализируем
методы социальной работы, которые
используются и на индивидуальном,
и на групповом, и на общинном уровнях.
Биографический метод (или метод изучения
личных документов) позволяет исследовать
субъективные стороны общественной жизни.
В процессе индивидуальной работы с клиентом
социальный работник обязан учитывать
его права (каждый клиент имеет право на
эмоциональное выражение своих чувств,
на сочувствие социально го работника;
кроме того, он вправе ожидать, что социальный
работник имеет достаточную компетенцию).
Различные формы биографического метода
— интервью, свидетельства родственников,
различного рода переписка, фотографии,
автобиографические фрагменты, рассказ
о своей жизни в целом (или о каких-то ее
этапах, или жизни своей семьи, родственников)
и т.д. — с разной степенью глубины и обобщенности
позволяют выявить специфику жизненного
опыта человека, характер реализации его
жизненных сил в процессе взаимодействия
с другими людьми, с различными социальными
группами. Кроме того, они способствуют
определению характера, степени и специфики
дистанции индивидов в группе, выявлению
свойств характера, кото рые помогают
раскрыть его позитивные индивидуальные
способ ности.
Французские исследователи Д. Берто и
И. Берто-Вьям предлагают в качестве нового
инструментария использование биографического
метода как метода «истории семей». По
их мнению, «всякая семейная история уникальна,
лишь отчасти она обнаруживает не сколько
общих моментов для многих других историй
и много общих моментов для нескольких
других семейных историй. «Общее» может
быть найдено не только в больших числах,
его следует открывать в частных случаях».
Изучение истории семей позволяет яснее
понять внутренние факторы, влияющие на
становление и реализацию жизненных сил
человека. Семья как один из институтов
социализации обладает богатым спектром
жизненных ресурсов, которые в дальнейшем
обусловливают различия в образе жизни
и реализации индивидуальной и социальной
субъектности человека. Метод «истории
семей» позволяет выделить механизмы
трансляции любых компонентов процесса
социализации (стиля, уровней, моделей
поведения, ценностных ориентации, жизненных
позиций и т.д.).
Для теории социальной работы особое значение
имеет исследование способности человека
к трансляции жизненных ресурсов семьи,
выявление случаев, когда эта способность
«блокируется», искажается, не реализуется.
Нам представляется, что методы, о которых
упоминают Д. Берто и И. Берто-Вьям, являются
формами про явления метода «социальных
биографий», а тот междисциплинарный союз,
к которому они призывают, осуществляется,
главным образом в рамках теории социальной
работы, интегрирующей все аспекты использования
биографического метода разными социальными
науками и придающей ему целостность.
Организационные методы — приемы и способы
деятельности, используемые для решения
организационных задач в области социальной
работы, — подразделяются на:
Они закрепляют
права, полномочия, обязанности, ответственность
различных звеньев управления, органов
социальной защиты, социальных служб за
конечный результат.
Педагогические методы направлены на
оказание социальной помощи человеку
как отдельно взятому индивиду и как члену
социума, в котором происходит процесс
социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности
(понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации познавательной,
практической деятельности и поведения
(поручения, задания, упражнения, создание
специальных воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности
и поведения индивида (оценка, поощрение,
порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит
в том, что они применяются, как правило,
в определенных сочетаниях и направлены
на развитие личности, ее социализацию,
одновременно влияя на ее сознание, деятельность
и поведение.
Эффективность методов во многом определяется
наличием у специалистов определенных
знаний и умений, на что клиент вправе
рассчитывать.
Социально-психологические методы — это
комплекс методов (способов, приемов взаимодействия
с объектами социальной ра боты), условно
разделяемых на несколько групп:
1. Методы психологического исследования: