Теория социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Закономерности социальной работы……………………………5
Глава 2. Принципы социальной работы…………………………………..8
Глава 3. Факторы и подходы в социальной работе……………………....9
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.28 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Закономерности социальной работы……………………………5

Глава 2. Принципы социальной работы…………………………………..8

Глава 3. Факторы и подходы  в социальной работе……………………....9

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим структурным элементом  социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности.

Особенность реальной практики социальной работы заключается в  том, что закономерности в ней  проявляются в комплексе.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией  социальной политики с больших групп  населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна  также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем  развития социальной работы. Хотя указанные  цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать  вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение  приоритетов социального обслуживания, которое начиналось по преимуществу как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам  и престарелым, а в последнее  время развивается так же, как  система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и  подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные  затруднения, свидетельствует о  начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.

Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

Для управленческих элементов  системы социальной защиты населения  федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп  специалистов, наделенных определенными  полномочиями, имеющих фиксированные  права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и  завершенности системы органов  социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость  результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между  социальной работой и непротиворечивостью  ближайших и долгосрочных целей  социальной защиты населения и т.д.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Закономерности социальной работы

 

Важнейшим структурным компонентом  научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и  функционирования социальных служб, научной  обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при  работе с людьми, непосредственными  и опосредованными связями и  взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов  поведения человека в различных  жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в  интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей. Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых  зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной  теории в целом, ученых и практиков  в области социальной работы в  частности. Следует заметить, что  закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих  место в науке. Дело в том, что  в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в  теории наше мышление благодаря способности  абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в «чистом виде».

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования  понятийного аппарата и исследовательской  технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей  место в реальной практике социальной работы. Следует также заметить, что закономерности социальной работы как логические формы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный  характер социальной работы, необходимость  статистической обработки огромного  количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений —  все это усложняет выявление  и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые  позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов  социальной защиты федерального и регионального  уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп  специалистов, управленческие отношения  детерминируются следующими закономерностями:

• зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности  системы органов управления и функционирования;

•      зависимость  результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

•      зависимость  результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей  социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей  социальной работы на непосредственно  контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

•      общая  заинтересованность социального работника  и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

•      целостность  воздействия специалиста социальной работы на клиента;

•  соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

•  соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный  опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными  и практиками, носят объективный  характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может  проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и  влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и  полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее его  деятельность.

Вместе с тем следует  заметить, что само по себе знание указанных  закономерностей еще не гарантирует  их использование в повседневной практике социальной работы. Специалист-практик  не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с  закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с  клиентом. Поэтому на практике он руководствуется  лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

 

 

 

 

Глава 2. Принципы социальной работы

 

Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент  логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические  положения непосредственно соотносятся  с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного  состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе  общественных отношений, включающих в  себя экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения, социальная работа непосредственно  участвует в их регулировании, осуществлении  функций, обеспечивающих жизнедеятельность  как отдельного человека, так и общества в целом.

Социальные работники  участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения  от деградации и социальных рисков и создания достойных условий  для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных  сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 

 

 

 

 

Глава 3. Факторы и подходы  социальной работы

 

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в  системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

•      методологические;

•      организационно-распорядительные;

•      психолого-педагогические;

•      социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического  подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы — это:

•      социально-технологическая компетентность кадров;

•      стимулирование;

•      контроль и проверка исполнения;

•     функциональная определенность;

•      единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических  средств психолого-педагогического  воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

•   комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

•      индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

•      целенаправленность и адресность социальной работы;

•      такт и  терпимость при общении с клиентами  социальных

служб и др.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные  зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

•      государственный  подход к задачам, решаемым в социальной работе;

•      гуманизм и демократизм содержания и методов  социальной

работы;

•   учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов

 социальной работы;

•      законность и справедливость действий социального работника.

Знания об окружающей нас  действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные  закономерностями, принципами и постулатами  следствия, выводы, технологические  алгоритмы и логические операции, способствующие решению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как  наука, как интегративная, целостная  теоретическая система знаний может  быть структурно представлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отражающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб  и специалистов социальной работы в  форме систематизирующих, описывающих  и обобщающих знаний, и подсистемы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к  абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о  структуре социальной работы как  науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функциональный аспект. Дело в том, что любое системное  образование выполняет целый  ряд функций, который, однако, не адекватен сумме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением. Так, практическая деятельность социальных служб и учреждений, практика социальной работы являются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся результатом теоретических положений, представляют собой логический инструментарий превращения идеального в материальное, преобразования социального статуса клиента социальной работы.

Информация о работе Теория социальной работы