Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как
центры культурно-досуговой
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян. В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах. В 1895 году в России в связи с введением винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные нома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома Введениский народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге.
Значительную роль в открытии народных домов играет благотворительность и меценатство. Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др.
Значительную роль играют культурно-просветительные общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также народные дома.
В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России.
В начале ХХ века возникают детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов.
После победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная система развития культурно-просветительных и досуговых учреждений. Государство берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых учреждений.
Сеть и типы культурно-досуговых учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов..
Широкое распространение
Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное
участие в формировании
Среди типов культурно-досуговых
учреждений особое место занимали народные
дома: Н.К. Крупская считала народные
дома ведущим учреждением в системе
внешкольного образования и политико-просвет
Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы.
Агитационно-просветительные
Парк культуры и отдыха как тип культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность.
Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы.
Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.
Центры досуга как государственные
и ведомственные культурно-
Литература:
Киселева, Т. Г. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42.
Комиссаренко, С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146.
Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с.
Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 2. - Челябинск, 2006. - С. 332 – 345.
Рябков В. М. Передвижные
клубные учреждения в системе
культурно-просветительной работы в первые
годы Советской власти. -
Челябинск: ЧГИК, 1983. - 58 с.
Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98.
Фролова Г. И. Организация и методика
клубной работы с детьми и
подростками / Г. И. Фролова. - М.: Просвещение,
1986. - 160 с.
ВОПРОС 2. Развитие просветительных форм организации досуга в истории социально-культурной деятельности России XIX – XXI вв.
Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
В 1861 году после отмены крепостного права появился огромный интерес к деятельности в области просвещения и в системе внешкольного образования. В эти годы интеллигенция занимает активные позиции в культурно-просветительной работе; образовываются комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, создаются воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения. С возникновением 1882 году народных домов просветительная деятельность усиливается. Значительную роль начинают играть народные университеты, как одна из важных форм просветительной деятельности.
Подъем революционного движения оказал непосредственное влияние на культурное развитие и просветительную работу в России. Наибольшую активность проявляли общества народных университетов, в работе которых принимали участие крупные ученые и общественные деятели.
Открываются первые рабочие клубы
(1905), которые принимали участие
в проведении массовых политических
и хозяйственных компаний.
Много лет просуществовали
После победы Октябрьской революции в 1917 году важнейшей являлась ликвидация неграмотности населения. В этом большую роль сыграл декрет советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый в декабре 1919 года. Широко открываются по всей стране школы взрослых, пункты по ликвидации безграмотности. Особенно усилилась просветительная работа в системе внешкольного образования, когда внешкольное образование заменили на политико-просветительную деятельность в 1920 году. С созданием Главполитпросвета как главного органа политико-просветительной деятельности просветительная деятельности стала одним из главных направлений. При помощи политпросветов к разъяснению основ Новой экономической политики среди населения были широко привлечены культурно-просветительные учреждения. Они проводили месячники и двухнедельники по разъяснению НЭПа. Значительная роль в этом принадлежит избам-читальням, библиотекам, клубам и народным домам.
В 1923 году в борьбу с неграмотностью вступило добровольное общество «Долой неграмотность». Стали проводиться съезды по ликвидации неграмотности.
Особую
роль в процессе
Одной из форм политического просвещения были коллективные читки газет и журналов, политические игры и др. формы.
В 1934 году начали активную
деятельность университеты культуры,
открытые в Химико-технологическом
институте г. Ленинграда. В предвоенные
годы они стали одной и
На современном этапе ведущую роль в просвещении играют устные журналы, лектории, различные виды чтений (педагогические, лермонтовские, пушкинские, шукшинские и др.).
В отличие от других социальных институтов учреждения культуры создают для развития просветительской деятельности свою специфику. Ей присуща: доступность, свобода выбора, нерегламентированный характер познавательных программ, альтернативные методики, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов и потребностей.
Сегодня формы досуговой
- монологические формы, в
- диалогические формы, в
которых происходит
- комплексные формы (месячники
культуры, искусства, памяти;
благотворительные,
Литература:
1.Рябков, В. М. Антология форм
просветительной культурно-
2. Рябков, В. М. Антология информационно-
3. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 6. – 568 с.
ВОПРОС 3. Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины XX века в России.
Культурно-досуговые учреждения -
это государственные, общественные,
обладающие организационной структурой,
реализующие комплекс художественно-ценностных
направлений культурно-
Художественная деятельность - особая область культурно-досуговой деятельности человека, представляющая собой совокупность процессов и явлений духовно-практической работы, благодаря которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, народное творчество и промыслы, обладающие эстетической ценностью.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"