Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.

Файлы: 1 файл

Teoria_i_istoria_sotsialno-kulturnoy_deyatelno.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.

Первые клубы в России как  центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в  Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове  по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба. 

Вместе с дворянскими клубами  возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы  в Петербурге и в Москве и других городах России.

В 1882 году в городе Томске возникает  первый народный дом -  досуговое  учреждение для рабочих и крестьян.  В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах. В 1895 году в России в связи с введением  винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные нома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома Введениский  народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге. 

Значительную роль в открытии народных домов играет  благотворительность  и меценатство. Это деятельность   Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных,  Строгановых  и др.

Значительную роль играют культурно-просветительные  общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также  народные  дома. 

В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России.

 В начале ХХ века  возникают  детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов.

После  победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная  система развития культурно-просветительных  и досуговых учреждений. Государство  берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых  учреждений.

Сеть и типы культурно-досуговых  учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой  деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов..

 Широкое распространение получили  клубы:   рабочие, крестьянские, красноармейские (полковые, батальонные, окружные, партийные, комсомольские

  Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное  участие в формировании государственной  системы культурно-досуговых учреждений, работая в системе Наркомпроса,  определила их задачи в таких  работах как «О клубе», «Что такое клуб», «Клуб – очаг строительства социализма». 

Среди типов культурно-досуговых  учреждений особое место занимали народные дома:   Н.К. Крупская считала  народные дома ведущим учреждением в системе  внешкольного образования и политико-просветительной работы.   Открываются народные дома кооперативами, в армии.

Самым массовым культурно-досуговым  учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и  их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной  работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы. 

Агитационно-просветительные пункты. /Агитпункты/ Их возникновение, руководство, деятельность.

Парк культуры и отдыха как тип  культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность.

Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и  клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы.

Появление новых типов досуговых  учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны  и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.

Центры досуга как государственные  и ведомственные культурно-досуговые  учреждения, осуществляющие спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Молодежные культурные центры.

 

Литература:

Киселева, Т. Г.  Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность:  Учебник / Т. Г.  Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42.

Комиссаренко, С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146.

Культурно-просветительная работа в СССР:  учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с.

Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71.

Рябков, В. М. Антология   форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т. 2. - Челябинск, 2006. -  С. 332 – 345.

Рябков В. М. Передвижные клубные учреждения в системе 
культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти. - 
Челябинск: ЧГИК, 1983. - 58 с.

 Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98.

Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и 
подростками / Г. И. Фролова. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

 

ВОПРОС 2. Развитие просветительных форм организации досуга в истории  социально-культурной деятельности России  XIX – XXI вв.

 

  Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

  В 1861 году  после отмены крепостного права появился огромный интерес к деятельности в области просвещения и в системе внешкольного образования.   В эти годы интеллигенция занимает активные позиции в культурно-просветительной работе; образовываются комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, создаются воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения. С возникновением 1882 году  народных домов просветительная деятельность усиливается.  Значительную роль начинают играть народные университеты, как одна из важных форм просветительной деятельности.

Подъем революционного движения оказал непосредственное влияние на культурное развитие и просветительную работу в России. Наибольшую активность проявляли  общества народных университетов, в  работе которых принимали участие крупные ученые и общественные деятели.

Открываются первые  рабочие клубы (1905), которые принимали участие  в проведении массовых политических и хозяйственных компаний.   Много лет просуществовали избы-читальни, своеобразный плацдарм для просвещения населения в деревне.

После победы Октябрьской революции  в 1917 году важнейшей являлась ликвидация неграмотности   населения. В этом большую роль сыграл декрет советской  власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый в декабре 1919 года. Широко открываются по всей стране школы взрослых, пункты по ликвидации безграмотности. Особенно усилилась просветительная работа в системе внешкольного образования, когда внешкольное образование заменили на политико-просветительную деятельность в 1920 году. С созданием Главполитпросвета как главного органа политико-просветительной деятельности просветительная деятельности стала одним из главных направлений.  При помощи политпросветов к разъяснению основ Новой экономической политики среди населения были широко привлечены культурно-просветительные учреждения. Они проводили месячники и двухнедельники по разъяснению НЭПа. Значительная роль в этом принадлежит   избам-читальням, библиотекам, клубам и народным домам.

          В 1923 году в борьбу с неграмотностью вступило добровольное общество «Долой неграмотность». Стали проводиться съезды по ликвидации неграмотности.

          Особую  роль в процессе просветительной  деятельности среди населения  сыграл Культпоход, начавшийся по  инициативе комсомола в 1928 году. Широко известны его формы: культштурм, культэстафета, декадники и месячники ликвидации неграмотности. В 1929 году начал свою деятельность Библиотечный поход, инициатором которого была Н. К. Крупская.

Одной из форм политического просвещения были коллективные читки газет и журналов, политические игры и др. формы.

 В 1934 году начали активную  деятельность  университеты культуры, открытые  в Химико-технологическом  институте г. Ленинграда. В предвоенные  годы они стали одной и популярных  форм просветительной  работы политико-просветительных учреждений. Новая волна деятельности университетов культуры началась с 1959 года.

На современном этапе ведущую  роль в просвещении играют устные журналы, лектории, различные виды чтений (педагогические, лермонтовские, пушкинские, шукшинские и др.). 

В отличие от других социальных институтов  учреждения культуры создают для  развития просветительской деятельности свою специфику. Ей присуща: доступность, свобода выбора, нерегламентированный характер познавательных программ, альтернативные методики, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов и потребностей.

Сегодня формы досуговой просветительской работы разделяются на три вида:

- монологические формы, в которых  преобладает речь ведущего или  лектора (лекция, брифинг, и т.д.);

  - диалогические формы, в  которых происходит взаимодействие  ведущего и аудитории (диспуты,  дискуссии, лекции, беседы, громкие  читки);

  -  комплексные формы (месячники  культуры, искусства, памяти;   благотворительные, экологические и патриотические акции, тематические вечера, массовые праздники, карнавалы, маскарады, смотры  самодеятельного творчества и т.д.)

               Литература:

1.Рябков, В. М. Антология   форм  просветительной культурно-досуговой  деятельности в России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т. 3. - Челябинск, 2007. -  . 662  с..

2. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных  форм культурно-досуговой деятельности  в России (вторая половина ХХ  века): учеб. Пособие  / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 5. – 594 с.

 3. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие  / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 6. – 568 с.

 

 

ВОПРОС 3. Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины XX века в России.

 

Культурно-досуговые учреждения - это государственные, общественные,   обладающие организационной структурой, реализующие комплекс художественно-ценностных направлений культурно-досуговой  деятельности, способствующие вовлечению человека в мир культурно-эстетических, художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия для развития и удовлетворения коллективных, групповых, индивидуальных интересов, потребностей. (ПКиО, ДК, Дворцы культуры и отдыха, студии и клубы, музеи, библиотеки, профилактории, санатории, аквапарки, лагеря отдыха,   спортклубы, кинотеатры, игровые и развлекательные комплексы; центры народного творчества и ремесел, театрально-зрелищные учреждения, киноконцертные учреждения...)

 Художественная деятельность  - особая область культурно-досуговой деятельности человека, представляющая собой совокупность процессов и явлений духовно-практической  работы, благодаря которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, народное творчество и промыслы, обладающие эстетической ценностью.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"