Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
Литература:
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 4. - Челябинск, 2007. - С. 485 – 532; 646 - 665..
ВОПРОС 6. Состояние, основные направления развития и формы социально-культурной деятельности в 20 - е годы XX века.
После Октябрьской революции 1917 года Коммунистическая партия большевиков взяла в руки всю власть. В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) была принята новая партии на период строительства социализма в стране.
Состояние внешкольного
В этот период произошли следующие коренные изменения в системе внешкольного образования:
- советское государство включило
в свой бюджет всю
систему внешкольного
- созданы органы управления внешкольным образованием в губерниях и уездах;
- стала широко развиваться
- государство стало заниматься
подготовкой кадров для
- развивается система
Всё это определяло реальное
состояние внешкольного
Направления развития и формы социально-культурной деятельности:
1. В первую очередь надо
отметить, что центральным направлением
стала политико-
- пропаганда коммунистических
агитсуды (политические, атеистические, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические, литературные), массовые праздники, митинги, собрания, громкие читки, диспуты и дискуссии,
встречи с деятелями партии и государства, политбеседы.
- производственная и
- ликвидация неграмотности среди населения; Используемые формы – открытие ликпунктов и ликбезов, зима просвещения, культпоход и его формы, деятельность общества «Долой неграмотность», месячники и декадники по сбору денег и книг для ликвидации неграмотности, обсуждение вопросов ликвидации неграмотности на съездах по ликвидации неграмотности
- широкая информационно-
- художественная деятельность
культурно-досуговых
- развитие самодеятельного
хореографические, эстрадные, вокальные, художественного слова, кукольные, теневого театра, фотокружки, агитационно-художественные бригады, культбригады), музыкальные студии, и студии изобразительного и прикладного искусства. Различные виды (районных, областных, зональных, всесероссийских, всесоюзных) смотров, фестивалей, праздников и выставок самодеятельного творчества различных жанров и направлений.
- открытие новых культурно-
- пропаганда «нового» быта учреждениями культуры; Используемые формы – праздники улиц, смотры на лучшее украшение и содержание дома, огородов, лекции и беседы на санитарно-гигиенические темы, семейные вечера, обряды: «красные» свадьбы, «октябрины», «звездины», «комсомольское рождество» и т.д.
- подготовка кадров
для системы политико –
- широкая система
- внедрение в быт населения новых праздников и обрядов;
- работа с детьми и подростками.
Литература:
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.4. - Челябинск, 2007. - С. 3 – 622.
ВОПРОС 7 Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х конца 90 годов ХХ века.
Рассматривая проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества, надо в первую очередь отметить, начавшаяся перестройка экономической и политической жизни в СССР привела к революционным изменениям в жизни государства. Произошел распад СССР, как единого государства. Союзные республики СССР получили право на отделение и стали самостоятельными государствами. Резко сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Произошли коренные изменения во всей культурно-просветительной деятельности, получив новое название социально-культурная деятельность.
Четко обозначились новые основные
черты современной социально-
– деидеологизация культурно-досуговой
деятельности;
– ориентация на самореализацию личности;
– всесторонний
учет реальных интересов
– многоуровневая система досуга;
– «одомашнивание» досуга;
– развитие
– совершенствование системы платных услуг;
– появление
новых типов культурно-
– демократической природой социально-культурной
деятельности и
авторитарный бюрократический системой
управления культурой;
– реальными
потребностями и интересами
удовлетворения;
– возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития;
– необходимостью
развития материальной базы
утвердившемся остаточным принципом в
материально-хозяйственном
обеспечении отрасли, и их преодоление
в складывающейся системе социально-культурной
деятельности.
Досуговые учреждения оказались в
бедственном положении. Сократилось
бюджетное и ведомственное
Была принята новая система хозяйствования в системе социально-культурной деятельности. Это дало возможность использовать рычаги экономического хозяйствования и предпринимательской деятельности.
В социально-культурной деятельности на ряду с государственной, стала широко использоваться частная и ведомственная предпринимательская деятельность.
В практике социально-культурной деятельности
стали создаваться центры досуга
как государственные, так и ведомственные
культурно-досуговые
Нехватка финансовых средств культурно-досуговых учреждений стала компенсироваться за счёт платных форм культурно-досуговой деятельности. В эти годы была создана широкая система платных досуговых услуг населению, как путь переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Надо выделить два направления этой деятельности:
Виды платных досуговых услуг - кружковая, рекреационно-развлекательная, лекционно-просветительная, театрально-концертная, спортивно-оздоровительная, прокатная, услуги аренды.
Открыты в клубах, Дворцах культуры и техники, досуговых центрах платного бюро культурного обслуживания «Досуг», платных любительских объединений и клубов: «Голубеводов и певчих птиц», «Грация», «Премьера», «Искатель», «Шейте сами», «Встреча с молодежью», дискотек типа «Музыкальный глобус», клубов молодой семьи «Радуга», служб Нового года, детских кафе, видеосалонов, студий звукозаписи, проведение лотерей.
В культурно-досуговых
Появились новые типы досуговых учреждений - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.
Также стали широко использоваться конкурсно-игровые и развлекательные формы в деятельности культурно-досуговых учреждений - «Звездный час», «Счастливый случай», «На балу у Золушки», «Поле чудес», «Папа, мама и я - спортивная семья», «КВН», аукционы, «Брейн-ринг». Конкурсно-игровые программы по различным направлениям знаний -театру, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. Развитие индустрии досуга и ее формы и направления.
Литература:
1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 7. – 564 с.
2. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 8. – 560 с.
3. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 9. – 560 с.
4. Рябков, В. М. История социально-культурной деятельности: Рабочая учебная программа дисциплины для студентов очного и заочного отделений обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2007. – С.31 – 33.
ВОПРОС 8. Сущность и основные функции культуры
Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой аксиологический (ценностный) – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"