Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.

Файлы: 1 файл

Teoria_i_istoria_sotsialno-kulturnoy_deyatelno.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    

  Литература:

 Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т. 4. - Челябинск, 2007. -  С. 485 – 532; 646 - 665..

 

ВОПРОС 6. Состояние, основные направления развития и формы социально-культурной деятельности  в 20 - е годы XX века.

 

            После Октябрьской  революции  1917 года Коммунистическая партия  большевиков взяла в руки всю власть. В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) была принята новая партии на период строительства социализма в стране. 

         Состояние внешкольного образования  и политико-просветительной работы.

В этот период произошли следующие  коренные изменения в системе внешкольного образования:

- советское государство   включило   в   свой   бюджет   всю   систему внешкольного образования;   - был создан Наркомпрос, в нем  открыт Внешкольный отдел, позднее  Главполитпросвет, как государственные  органы управления внешкольным  образованием и политико-просветительной работой; 

- созданы органы управления  внешкольным  образованием  в  губерниях и уездах;

- стала широко развиваться система  государственных культурно-досуговых  учреждений  строительство и открытие клубов, народных домов, изб – читален и др.;

- государство стало заниматься  подготовкой кадров для системы  внешкольного образования. Открываются  первые вузы. Ленинградский институт  внешкольного образовании в 1918 году. Московский библиотечный институт в 1930 году.

- развивается система методического  руководства по управлению содержанием  политико-просветительной работой.

             Всё это определяло реальное  состояние внешкольного образования  и политико-просветительной работы  в 20 – е годы ХХ века.

           

 

   Направления развития и формы социально-культурной деятельности:

            1.  В первую очередь надо  отметить, что центральным направлением  стала политико-просветительная  деятельность;

             - пропаганда коммунистических идей  и использование для этого всей системы политико-просветительной работы и её учреждений (клубы, народные дома, избы-читальни, библиотеки, музеи и др.; Используемые формы – лекции, беседы, народные университеты, лектории, листовки.

агитсуды (политические, атеистические, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические, литературные), массовые праздники, митинги, собрания, громкие читки, диспуты и дискуссии,

встречи с деятелями партии и государства, политбеседы.

             -  производственная и сельскохозяйственная  пропаганда, определенная В. И. Лениным в «Тезисах о производственной пропаганде»; Используемые формы – выставки, фотовитрины, производственные вечера, встречи с учёными, вечера труда и науки, сельскохозяйственные вечеров, сельскохозяйственные вечера.

            -     ликвидация неграмотности среди населения; Используемые формы – открытие ликпунктов и ликбезов, зима просвещения, культпоход и его формы, деятельность общества «Долой неграмотность», месячники и декадники по сбору денег и книг для ликвидации неграмотности, обсуждение вопросов ликвидации неграмотности на съездах по ликвидации неграмотности

             -    широкая информационно-просветительная  работа; Используемые формы – распространение листовок, проведение митингов и собраний, проведение громких читок и бесед, распространение газет и журналов, обсуждение постановлений партии и правительства, устные журналы, устные газеты, народные университеты, лектории.

            -     художественная деятельность  культурно-досуговых учреждений; Используемые формы – массовые праздники и зрелища в клубных учреждениях и на площадях, «Живая» газета, «Синяя блуза», использование кинофильмов и театральных спектаклей, фестивали, олимпиады и декады художественного творчества, концерты, карнавалы, маскарады, балы, сельскохозяйственные и производственные праздники. 

            - развитие самодеятельного искусства  в культурно-досуговых учреждениях; Используемые формы – открытие и развитие деятельности художественных самодеятельных коллективов различных жанров (музыкальные, театральные, хоровые, оркестровые, фольклорные,

хореографические, эстрадные, вокальные, художественного слова, кукольные, теневого театра, фотокружки, агитационно-художественные бригады, культбригады), музыкальные  студии, и студии  изобразительного и прикладного искусства. Различные виды (районных, областных, зональных, всесероссийских, всесоюзных) смотров, фестивалей, праздников и выставок  самодеятельного творчества различных жанров и направлений.

            -     открытие новых культурно-досуговых  учреждений; Типы учреждений – избы-читальни, клубы, народные дома, районные дома соцкультуры, районные дома культуры, дома офицеров,  агитпоезда и агитпароходы, культбазы, дворцы культуры, парки культуры и отдыха, горсады, автоклубы, агиткультбригады (АКБ).

            -     пропаганда «нового»  быта учреждениями культуры; Используемые формы – праздники улиц,  смотры на лучшее украшение и содержание дома, огородов, лекции и беседы на санитарно-гигиенические темы, семейные вечера, обряды: «красные» свадьбы, «октябрины», «звездины», «комсомольское рождество» и т.д.

             -     подготовка кадров  для системы политико – просветительной  работы

            -     широкая система атеистического  воспитания;

            -     внедрение в быт  населения новых праздников и обрядов;

            -     работа с детьми  и подростками.

                                        

 

   Литература:

Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т.4. - Челябинск, 2007. -  С. 3 – 622.

 

 

ВОПРОС 7 Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х  конца 90 годов ХХ века.

 

           Рассматривая проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества, надо в первую очередь отметить, начавшаяся перестройка экономической и политической жизни в СССР привела к революционным изменениям в жизни государства. Произошел распад СССР, как единого государства. Союзные республики СССР получили право на отделение и стали самостоятельными государствами. Резко сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Произошли коренные изменения во всей культурно-просветительной деятельности, получив новое название социально-культурная деятельность.

Четко обозначились  новые основные черты современной социально-культурной  деятельности: 
              – деидеологизация культурно-досуговой деятельности; 
              – ориентация на самореализацию личности;

       –   всесторонний  учет реальных интересов личности;

       –   многоуровневая система  досуга;

       –  «одомашнивание» досуга;

        –  развитие неинституциональных  форм досуга;

        –  совершенствование системы платных услуг;

        – появление  новых типов культурно-досуговых  учреждений. Обострились сложившиеся  противоречия в развитии социально-культурной  деятельностью  и между:

– демократической природой социально-культурной деятельности и 
авторитарный бюрократический системой управления культурой;

       – реальными  потребностями и интересами населения  и степенью их 
удовлетворения; 

         – возрастающим  плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития;

          – необходимостью  развития материальной базы культуры  и 
утвердившемся остаточным принципом в материально-хозяйственном 
обеспечении отрасли, и их преодоление в складывающейся системе социально-культурной деятельности.  

Досуговые учреждения оказались в  бедственном положении. Сократилось  бюджетное и ведомственное финансирование, начавшееся в 80 –е годы культурно-досуговой  и продолжилось в   90 - ые годы.

Была принята новая система  хозяйствования в системе социально-культурной деятельности. Это дало возможность использовать рычаги экономического хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В социально-культурной деятельности на ряду с государственной, стала  широко использоваться частная и ведомственная предпринимательская деятельность.

В практике социально-культурной деятельности   стали создаваться центры досуга как государственные, так  и ведомственные  культурно-досуговые учреждения. Использовались такие направления работы центров досуга, как спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы.  Появились торгово-развлекательные и социально-педагогические комплексы как новое организационное образование в среде досуга. Были сняты необоснованных ограничений, мешавших развитию инициативы и самодеятельности работников досуговых учреждений.   

Нехватка финансовых средств культурно-досуговых  учреждений стала компенсироваться за счёт платных форм культурно-досуговой  деятельности. В эти годы была создана широкая система платных досуговых услуг населению,   как путь переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Надо выделить два направления этой деятельности:

  • обеспечение демократизированного доступа к культуре, к любому 
    необходимому продукту культуры и к любой форме культурно активности;
  • создание условий и механизмов демократизированного участия в культуре, проявление индивидуального творчества.

Виды платных досуговых услуг - кружковая, рекреационно-развлекательная, лекционно-просветительная, театрально-концертная, спортивно-оздоровительная, прокатная, услуги аренды.

Открыты в клубах, Дворцах культуры и техники, досуговых центрах  платного бюро культурного обслуживания «Досуг», платных любительских объединений и клубов: «Голубеводов и певчих птиц», «Грация», «Премьера», «Искатель», «Шейте сами», «Встреча с молодежью», дискотек типа «Музыкальный глобус», клубов молодой семьи  «Радуга», служб Нового года, детских кафе, видеосалонов, студий звукозаписи, проведение лотерей.

В культурно-досуговых учреждениях  использовались и не традиционные платные  услуги - оформительские работы, художественная фотография, съемка торжественных событий  граждан видеоаппаратурой, переплет книг и журналов, выставки-продажи; ремонт и прокат музыкальных инструментов, культинвентаря, театральных костюмов. Вошли в практику формы   интенсивного досуга, направленные на восстановление и укрепление здоровья - комнаты и залы юного атлета, атлетической гимнастики, аэробики, ритмической гимнастики и т.д.

Появились новые типы досуговых  учреждений - казино, ночные клубы, игровые  залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые  залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.

Также стали широко использоваться конкурсно-игровые и развлекательные  формы в деятельности культурно-досуговых учреждений - «Звездный час», «Счастливый случай», «На балу у Золушки», «Поле чудес», «Папа, мама и я - спортивная семья», «КВН», аукционы, «Брейн-ринг». Конкурсно-игровые программы по различным направлениям знаний -театру, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. Развитие индустрии досуга и ее формы и направления.

   Литература:

 

1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 7. – 564 с.

2. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 8. – 560 с.

3. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 9. – 560 с.

      4. Рябков, В. М. История социально-культурной деятельности: Рабочая учебная программа дисциплины для студентов очного и заочного отделений обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2007. – С.31 – 33.

 

ВОПРОС 8. Сущность и основные функции культуры

 

Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана  с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой  аксиологический (ценностный)  – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"