Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.

Файлы: 1 файл

Teoria_i_istoria_sotsialno-kulturnoy_deyatelno.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Художественная деятельность культурно-досуговых  учреждений первой половины XX века представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны, Социально-политические и экономические перемены, происходившие в обществе, привели к развитию сословных границ, что незамедлительно сказалось на данной сфере деятельности.

Исторические события этого  периода  - Октябрьская революция 1917 года, гражданская война 20-е годы, новая экономическая политика, индустриализация страны, первые  пятилетки, коллективизация, урбанизация городов, Великая отечественная война, послевоенное восстановление страны.

Усиление связей деревенских жителей  с городом, развитие самодеятельного искусства способствовало расширению форм художественной деятельности. Активизируется деятельность театров. В городах, творческая интеллигенция, студенты собираются в творческие товарищеские клубы, союзы по интересам, проводя импровизированные вечера музицирования, литературных гостиных.  В деревнях проводились посиделки с песнями и танцами. 

   Государство контролировало  содержание деятельности культурно-досуговых  учреждений – это пропаганда  новой коммунистической идеологии,  которая нашла отражение и пропитывала все направления и формы художественно-творческой деятельности. 

Формы художественной деятельности: диаграммы, плакаты, театральные инсценировки, агитпьесы, художественные кружки. Все эти формы бытовали в воинских частях, клубных учреждениях, народных домах.

Массовое распространение получили театрализованные праздники на улицах и площадях городов, особенно в Петрограде.

Во времена НЭПа (новая экономическая политика) зародился вид эстрадного сатирического театра «Синие блузы» (острые сатиры, против «нэпманов»). Популярные жанры: интермедии, сатирические сценки, городские песни и романсы, частушки, танцы. Художественно-творческая работа велась в самодеятельных коллективах - в театральном, хоровом, хореографическом направлениях. Прилив в коллективы «Синей блузы» профессиональных артистов и режиссеров. Взаимодействие с профессиональными композиторами, поэтами и писателями.

        Широкое распространение  получили агитсуды как одна  из массовых форм клубной художественной  деятельности, а также «живые» газеты и «живые» журналы.

         В 30-е  г. деятельность учреждений культуры  по всем направлениям проводилась  под идеей пропаганды индустриализации, коллективизации, пятилеток, предвыборных  кампаний, социалистических соревнований. В ДК проводились вечера обмена опытом, вечера «рабочей смекалки», в деревнях - праздники «Первой борозды», «Урожая».

Расширились жанры художественной  деятельности культурно-досуговых  учреждений; появились Изостудии, музыкальные  коллективы, симфонические оркестры (самодеятельные), любительские оперные и балетные коллективы. Этому способствовала творческая связь с профессиональными театрами и коллективами

       С 1932 г. проводятся  олимпиады, декады и смотры  народного творчества: хоровые, музыкальные,  вокальные, театральные.  Широкое распространение получили оркестры духовых и народных инструментов.

  В годы Великой Отечественной войны художественная деятельность культурно-досуговых учреждений получила новое направление. Содержанием работы учреждений культуры стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение событий и хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением СССР. В произведениях искусства развиваются темы патриотизма. (Д.Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская», посвященная блокаде города, С Прокофьев опера «Война и мир», А.Александров песня «Священная война», Твардовский «Василий Теркин»). Работа перенеслась в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, платформы железнодорожных  вокзалов, воинские части, госпитали, призывные пункты.

Формы работы: небольшие концерты, встречи с фронтовиками, походные клубы, агитзскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда, развитие художественной самодеятельности. Использовались  плакаты, карты, фотовитрины, листовки-молнии, боевые листы, фронтовые бригады выступлений в тылу и на фронте. Репертуар: песни, стихи, одноактные пьесы, народные песни. Создавались фронтовые военные ансамбли песни и пляски. Проводилась активная художественная деятельность в госпиталях – концерты, выступления вокалистов и чтецов, выступления художественных бригад.

 

Литература:

Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т.4. - Челябинск, 2007. -  С. 47 – 485.

 

 

ВОПРОС 4. Развитие семейно-бытового досуга в истории социально-культурной деятельности России ХХ века.

 

Современная семья реализует широкий  круг функций — от воспроизводства рода человеческого до решения непреложных экономических, воспитательных, образовательных, здравоохранительных и иных социально значимых задач. Одной из важнейших функций семьи XX века является организация рационального досуга каждого члена этой первичной ячейки общества. Осознавая, что сложившаяся организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-эстетического формирования личности,  культурно-досуговые учреждения пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

  Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества. 

В общественной социокультурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Как правило социокультурная  среда - дает возможность каждой их семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный соц.контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Семья занимает важнейшее место в социальных саязях человека.

  История развития общества - это история развития семьи. Говоря о досуге и его формах на разных этапах в истории социокультурной деятельности, можно вспомнить о том, что еще в XII-XVII веках культурно-досуговая деятельность на Руси носила семейно-бытовое направление. Праздники и обряды носили эпизодический характер, так как специальных клубов, домов, трактиров тогда еще не существовало. Взрослое население выбирало зрелищные формы досуга. К семейно-бытовым обрядам относились: свадьбы, именины, крестины, дни рождения, масленица (тещины вечерки, золовкины посиделки, участия в гуляниях, заигрыши) и т.д.

Все что, в настоящее время выражается вечеринками, пикниками и пр., в  старину выражалось пирами, застольями. Пиры были обыкновенною формой общественного  сближения людей. 

 В 20 – 30 годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что если прежде досуг четко дифференцировался в индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Культурно-досуговые учреждения стали  активно вмешиваться  в досуговую деятельность семьи. Появилось совершенно новое направление в практике культурно-досуговой деятельности «Клуб и новый быт». Традиционными стали семейные вечера в клубе. В программу которых входили – просмотр «Синей бузы» или «живой газеты», кинофильма, участие в  танцевальном вечере и др.

В последующие годы   XX века формы  культурно-досуговой деятельности семейно-бытового досуга стали значительно  разнообразнее. Семейно-бытовой досуг  стал пониматься в двух направлениях. Семейный досуг - досуг организуемый для семьи досуговыми учреждениями. И семейно-бытовой досуг – досуг организуемый самой семьей и её членами.

      Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это вечера отдыха семейно-возрастных групп, семейные вечера отдыха, вечера для семейных пар, вечера молодой семьи, семейные клубы, клубы  молодоженов, семейный (родительский) клуб, клуб молодой семьи и др.

      Формы семейно-бытового  досуга -  семейная гостиная, семейное  коллекционирование, семейный детский  утренник, семейный отдых зарубежом, семейные турпоходы. Походы в лес за ягодами и грибами, на речку, озеро на пляж.

           К  формам семейно-бытового досуга  мы можем отнести – свадебные  обряды, именины, крещение ребёнка,  семейные застолья, посвященные  различным семейным датам, просмотр телевизионных передач, семейные музыкальные вечера, семейное музицирование. Различные виды семейных игр. – шахматы, шашки, домино, карты, нарды, лото, сборка различных моделей, поделок, вязание, вышивание, лепка.

 

Литература:

  1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -  Т.8. - Челябинск, 2008. -  С. 464-470; 478 -501.
  2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – С.299 – 310.

 

 

ВОПРОС 5. Становление и развитие  детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины XX века.

 

             Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка.

Клуб как досуговое учреждение возникло в Англии. Под словом клуб понимали  «складчина», «доля», «собрание». Определение понятия «клуб» было следующим: клуб-это любое собрание. Даты возникновение клуба нет. Он появился вместе с людьми. Обычно клуб  являлся самодеятельной инициативной организацией управляемы советом клуба.

Разнообразные клубы появлялись и  в дореволюционной России, но появление  первых детских клубов относится  к началу 20 века. 

Созданию целой сети детских клубов послужило стремление прогрессивной интеллигенции противостоять самодержавной классово-сословной политике в области просвещения. Идея площадок, «детских собраний» увлекала передовую интеллигенцию, потому, что в ней она видела возможность украсить, облегчить жизнь детей бедноты, развить их духовные и физические силы, их активность.

Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания»  видного теоретика и пропагандиста  К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка»

     Развитие детских  клубов связано с именем С.  Т.  Шацкого. В 1906 г. он открыл  детское общество «Сетлемент».  Сначала он намеривался объединить  всех желающих детей разных  возрастов, затем разделил их  по интересам. Основным видом  деятельности С. Т. Шацкий избрал труд в мастерских. Составной частью клуба был кружок. Был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход с целью развития интересов и способностей. Детское общество «Сетлемент» просуществовало всего 1 год, и было закрыто «За распространение социалистических идей среди детей». Именно С. Т. Шацкому  принадлежит идея летнего отдыха детей за пределами города.

      В 1910 году было  создано новое образовательное  и воспитательное учреждение  для детей беднейших слоев  населения - «Народный дом имени Толстого».

     Результатом широкой  клубной деятельности явилось  обсуждение вопросов о клубной  работе с детьми на Первом  Всероссийском съезде по вопросам  образования, где детские клубы  были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией».

     После Октябрьской  революции 1917 года Н. К. Крупская - работник Наркомпроса, неоднократно  обращалась к вопросу о системе  народного образования и социального  воспитания, в которой определенное  место отводилось системе внешкольного воспитания. Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением.

          Известны  такие типы существовавших тогда  клубов как школы - клубы, которые  должны были привлекать юношество  к учебе. Постепенно работающие детские площадки стали перерастать в уголки и детские клубы при жилконторах - так называемые «клубы - примитивы». С развитием пионерского движения внешкольной работой с детьми стали заниматься и взрослые рабочие клубы.

           К  30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений: детские технические и сельскохозяйственные станции, детские клубы, детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистической организации, детские кинотеатры, детские театры, библиотеки.

В 30 годы завершается становление  детского клуба, он становится одним  из звеньев системы политико-просветительной  работы. Клуб превращается в комплексное учреждение, способное реализовать различные направления коммунистического воспитания.

В 50 года клуб стал учреждением с  постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей.

Большое значение для развития детских клубов имел XIII съезд комсомола, который уделил большое значение развитию детских клубов. Съезд поддержал инициативу ленинградцев и москвичей по открытию и созданию детских. Съезд не только поддержал инициативу открытия детских клубов, но и выделил целую группу внештатных инструкторов ЦК ВЛКСМ, которые в последующем ездили по стране, открывая детские клубы, привлекая к ним партийные, государственные и общественные организации. Особое внимание уделялось клубам трудных подростков и подростков, которые стояли на учёте в милиции.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"