Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.

Файлы: 1 файл

Teoria_i_istoria_sotsialno-kulturnoy_deyatelno.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

2. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций, (например, организация праздника единства нации, где каждая национальность рассказывает о своих традициях, показывает национальные художественные произведения. Происходит обмен опытом и знакомство с традициями других народов)

3. Принцип общественно-государственного  соуправления социально-культурной  деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально - культурной сфере, (в каждом СКУ наличие органов самоуправления, которые сотрудничают с областными и региональными организациями)

4. Принцип массового культуротворчества, самоорганизации, самодеятельности как доминирующего признака, (например, художественное самодеятельное творчество, смотры-конкурсы, отчетные концерты коллективов).

5. Принцип гуманизации содержания и педагогического воздействия СКД, (учет интересов, потребностей и установок личности в сфере социально-культурной деятельности).

Под гуманизацией мы понимаем - представления о человеке как о высшей ценности. Таким образом, в этих принципах отражены основные положения федеральных Российских документов по вопросам развития культуры. Реализация принципов должна быть комплексной с учетом принятых международных документов и российских программ  (год чтения, год семьи) по реализации политики в области культуры.

 

ВОПРОС 12. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

 

Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогические основы СКД  разрабатывает целый ряд отечественных  ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, , Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.

Современная теория СКД опирается  на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.

Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии  позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Профессионализм специалиста СКД  определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается  взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.

Возникновение новых социально  значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

  • межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;
  • выбор эффективных психолого-педагогических методов  и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;
  • осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;
  • формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;
  • воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;
  • повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;
  • создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Выше названные положения говорят  о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное  социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.

 

 

ВОПРОС 13. Досуг как сфера СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СКД - это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как СК категории в жизни общества. Досуг становится все более широкой сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

Таким образом, характерными чертами  досуга, является его неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

Понятие «досуг» часто  толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, нерабочая  деятельность,   свобода,  рекреация  и т.д.

Досуг  - необходимый и неотъемлемый  элемент образа жизни каждого  человека.   Поэтому досуг всегда предстает перед нами    в контексте реализации интересов личности,   связанных с рекреацией,   саморазвитием,   самореализацией,   общением,  удовольствием, оздоровлением.

Основные концепции  досуга:

Деятельностная - в которой досуговая деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая с их восстановлением.

Культурологическая и  социально-культурная концепции досуга - досуг в них рассматривается как сфера образования, воспитания личности, расширения культурного кругозора, обмена культурными ценностями, освоения культурного наследия каждого народа. Установлено, что на содержание и форму культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывает принадлежность человека к определенной социальной и национально - этнической группе,  его культурная ориентация, условия и образ жизни. Национальные особенности накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии  свободное время проводят в своем жилище, в гостях у соседей, или чайхане.

Досуг имеет  и ряд особенностей:

  1. В отличие от трудовой деятельности, которая связана с жесткой регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.
  2. Если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средст и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое человек испытывает во время того или иного досугового занятия.
  3. Обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуг предполагает в одних случаях  активное участие человека, в других его пассивное расслабление, в одних случаях может носить конструктивный, творческий  характер, в других - деструктурный, антисоциальный характер.

Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека. Характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Вывод: Досуг как сфера СКД  очень важна для человека для  его полноценного существования  и развития в обществе.

 

вопрос 14. Сущность и концептуальные основы культурной политики

Культурная политика – это целенаправленный, перспективно – ориентационный долгосрочный процесс, обеспечивающий развитие СКС  на основе внедрения обоснованных СК норм и отношений. Социально –  культурная деятельность – это важнейшее направление деятельности государства. В основе государственной социально – культурной политики лежит программа социально – культурного развития общества, которая тесно соприкасается с другими программами, такими как: досуг, здоровье, спорт. СК политику правомерно рассматривают как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций СКД. Статус СК политики определяется ее исторической, гражданской, юридической ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации СК политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально – культурной инфраструктуре региона (города) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными ветвями власти, муниципальными учреждениями, не входящими в систему муниципальных органов и гражданами. Ответственность исполнительной власти состоит в разработке механизма реализации концепции, ее ресурсного обеспечения. Механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально – культурных проектов и программ.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе СМИ, УК, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются эффективным инструментом СКП.

Культурная политика государства  и пути ее реализации отражены в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя  обязательства обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Культурная политика предполагает выполнение основных управленческих функций в сфере СКД.

Культурная политика подразделяется на 3 уровня:

1. Федеральный  уровень: 

1) Законодательное обеспечение  условий для творческой деятельности  в УК.

2) Защита национальной  культуры и языка при расширяющихся  международных контактах.

3) Создание возможностей  для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества в творчески активную жизнь.

4) Противостояние негативному  воздействию коммерциализации в  сфере культуры.

2. Региональный уровень:

1) Создание условий  административной децентрализации  в сфере культуры.

2) обеспечение развития  региональных культур и сохранение  культуры прошлого.

3) Налаживание взаимодействия  и взаимопонимания между различными  культурными группами региона.

3. Местный уровень:

1) Развитие общественной  эстетически организованной среды.

2) Активизация местной  культурной жизни, усиление местной  самодеятельности и культурного  своеобразия. 

3) Создание условий  для совершенствования деятельности  УК.

4) Развертывание системы  домашнего досуга.

Политика в СКС направлена на защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее – в этом ее практическая значимость для общества в целом.

Т. о.: культурную политику можно правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания  и осуществления концепций СКД, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Главным результатом культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных ценностей и повышение культурного уровня граждан.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"