Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
ВОПРОС 1. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
2. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций, (например, организация праздника единства нации, где каждая национальность рассказывает о своих традициях, показывает национальные художественные произведения. Происходит обмен опытом и знакомство с традициями других народов)
3. Принцип общественно-
4. Принцип массового
5. Принцип гуманизации содержания и педагогического воздействия СКД, (учет интересов, потребностей и установок личности в сфере социально-культурной деятельности).
Под гуманизацией мы понимаем - представления о человеке как о высшей ценности. Таким образом, в этих принципах отражены основные положения федеральных Российских документов по вопросам развития культуры. Реализация принципов должна быть комплексной с учетом принятых международных документов и российских программ (год чтения, год семьи) по реализации политики в области культуры.
ВОПРОС 12. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.
Психолого-педагогические основы СКД
разрабатывает целый ряд
Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.
Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.
Важнейшими педагогическими
Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:
Выше названные положения
ВОПРОС 13. Досуг как сфера СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СКД - это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как СК категории в жизни общества. Досуг становится все более широкой сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
Таким образом, характерными чертами досуга, является его неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
Основные концепции досуга:
Деятельностная - в которой досуговая деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая с их восстановлением.
Культурологическая и социально-культурная концепции досуга - досуг в них рассматривается как сфера образования, воспитания личности, расширения культурного кругозора, обмена культурными ценностями, освоения культурного наследия каждого народа. Установлено, что на содержание и форму культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывает принадлежность человека к определенной социальной и национально - этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни. Национальные особенности накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии свободное время проводят в своем жилище, в гостях у соседей, или чайхане.
Досуг имеет и ряд особенностей:
Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека. Характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.
Вывод: Досуг как сфера СКД очень важна для человека для его полноценного существования и развития в обществе.
вопрос 14. Сущность и концептуальные основы культурной политики
Культурная политика – это целенаправленный, перспективно – ориентационный долгосрочный процесс, обеспечивающий развитие СКС на основе внедрения обоснованных СК норм и отношений. Социально – культурная деятельность – это важнейшее направление деятельности государства. В основе государственной социально – культурной политики лежит программа социально – культурного развития общества, которая тесно соприкасается с другими программами, такими как: досуг, здоровье, спорт. СК политику правомерно рассматривают как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций СКД. Статус СК политики определяется ее исторической, гражданской, юридической ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации СК политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально – культурной инфраструктуре региона (города) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными ветвями власти, муниципальными учреждениями, не входящими в систему муниципальных органов и гражданами. Ответственность исполнительной власти состоит в разработке механизма реализации концепции, ее ресурсного обеспечения. Механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально – культурных проектов и программ.
Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе СМИ, УК, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются эффективным инструментом СКП.
Культурная политика государства и пути ее реализации отражены в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Культурная политика предполагает выполнение основных управленческих функций в сфере СКД.
Культурная политика подразделяется на 3 уровня:
1. Федеральный уровень:
1) Законодательное обеспечение
условий для творческой
2) Защита национальной
культуры и языка при
3) Создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества в творчески активную жизнь.
4) Противостояние негативному
воздействию коммерциализации
2. Региональный уровень:
1) Создание условий
административной
2) обеспечение развития
региональных культур и
3) Налаживание взаимодействия
и взаимопонимания между
3. Местный уровень:
1) Развитие общественной эстетически организованной среды.
2) Активизация местной
культурной жизни, усиление
3) Создание условий
для совершенствования
4) Развертывание системы домашнего досуга.
Политика в СКС направлена на защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее – в этом ее практическая значимость для общества в целом.
Т. о.: культурную политику можно правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления концепций СКД, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Главным результатом культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных ценностей и повышение культурного уровня граждан.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории и истории социально-культурной деяельности"