Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».
С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель, проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7

§2. Понятие самоубийства: причины, виды суицида, методы их определения…………………………………………………………………………..13

Причины суицида………………………………………………………………..14
Виды самоубийства……………………………………………………………...15
Методы их определения…………………………………………………………17

§3. Суицидальное поведение………………………………………………………..21
Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27

§4. Подростковый суицид………………………………………………………….30
Определение подросково - юношеского возраста……………………………30
Причины суицида подростков……………………………………………….....30
Социальная работа с подростками склонными к суициду…………………34

§5. Методы работы с суицидальными…………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………………...…47

Список литературы к курсовой………………………………………………...….49

Файлы: 1 файл

работа самоубийство.docx

— 128.75 Кб (Скачать)

Тема: «Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами»

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

 

§ 1. «Краткий  исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7

 

§2. Понятие самоубийства: причины, виды суицида,  методы их определения…………………………………………………………………………..13

 

  1. Причины суицида………………………………………………………………..14
  2. Виды самоубийства……………………………………………………………...15
  3. Методы их определения…………………………………………………………17

 

§3. Суицидальное поведение………………………………………………………..21

Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27

 

§4.  Подростковый суицид………………………………………………………….30

  1. Определение подросково - юношеского возраста……………………………30
  2. Причины суицида подростков……………………………………………….....30
  3. Социальная работа с подростками склонными к суициду…………………34

 

§5. Методы работы с суицидальными…………………………………………….37

 

Заключение………………………………………………………………………...…47

 

Список литературы к курсовой………………………………………………...….49

Приложение.

 

 

 

 

 

Введение.

Самоуби́йство, суици́д, (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей). 10 сентября, провозглашён «Всемирным днём предотвращения самоубийств».

Суицидальное поведение-

-завершенное самоубийство; или  
- покушение на свою жизнь (суицидальная попытка); или  
- намерение совершить самоубийство (суицидальная идея).

Тема "Самоубийство и суицидальное поведение" является актуальной, так как самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку оно существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».

С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель,  проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».

В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта, именно к этому периоду относят исследователи поэтическое произведение «Спор разочарованного со своей душой». Вот как определяет свое состояние неизвестный автор, написавший этот текст:

Мне смерть представляется ныне

Исцеленьем больного,

Исходом из плена страданья.

В настоящее время самоубийство - не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида - это уже детище XX столетия.

Самоубийство, противореча, казалось бы прирожденному всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки, самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значение проблеме сознательного прекращения жизни придает философия. В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это - одна из вечных проблем человечества.

Несмотря на широкий интерес к данной проблеме практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду.

Э. Дюркгейм - автор первого социологического исследования феномена самоубийства. Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

Знакомство русской аудитории с работой Э. Дюркгейма «Самоубийство» состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самый разгар очередной эпидемии самоубийств в стране (1910-1914).

Э. Шнейдман внес огромный вклад в суицидологию, являясь представителем феноменологического направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их «ключами к суициду». Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов. Вместе с Н. Фарбероу он ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов).

Основоположник и классик логотерапии - Виктор Франкл, рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти – он боится жизни, считал В. Франкл.

В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи как Э. Гроллман, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными проблемами, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:

  • Причины самоубийства;
  • Факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические заболевания и т.д.);
  • Превенция, интервенция и поственция суицида, которым огромное внимание уделяется Э. Гроллман. Под этими терминами понимается профилактика самоубийств, непосредственная психологическая помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась.

Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с морально-этическими нормами, религией, культурой и т.д.

В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл. Что касается изучения этой проблемы в России, то в первую очередь можно назвать кандидата философских наук Красненкову И. П. К основным ее работам по данной теме можно отнести «Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида» и «Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой». В связи с данной темой можно также упомянуть книгу Алиева «Актуальные проблемы суицидологи» 1987 года издания. Недавно вышла книга «Писатель и самоубийство» Г. Чхартишвили (более известного под псевдонимом Б. Акунина), но как пишет сам автор, его труд имеет совсем не научный характер: «Отсюда нежелание автора придавать книге наукообразие с помощью сносок, отсылок, комментариев и прочих атрибутов научного издания. Перед вами не научный трактат, а эссе…»

Библиографический указатель русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.

К сожалению, в нашей стране широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии на долгие годы были свернуты вскоре после Октябрьского переворота. В начале тридцатых годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральном статистическом управлении). Суицид стал рассматриваться как явление психопатологии, а самоубийцы как классовые враги или, в крайнем случае, как сумасшедшие.

В современном мире смертность от самоубийств более чем в три раза превышает смертность от автомобильных катастроф. При этом возрастная ось суицида постоянно смещается в сторону 24-летних и даже 15-летних.

По данным Российского Федерального Суицидологического Центра в 1990-1991 годах на 100000 россиян добровольно расстались с жизнью 26 человек, а в 1995 году - 40 человек. В некоторых районах Севера, Урала и Сибири этот показатель еще более высок и составляет 45-50 случаев на 100000 населения.

 

Цель исследования: Обосновать проблему суицида и его социальное значение.

Объект исследования: Самоубийство.

Предмет исследования: Самоубийство, суицидальное поведение.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие суицида.
  2. Обозначить виды суицида.
  3. Определить причины суицида.
  4. Изучить литературу по проблеме суицида.
  5. Охарактеризовать суицид среди молодежи.
  6. Провести исследования по теме «Самоубийство».
  7. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. «Краткий  исторический очерк законодательства

об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства».

 

Самоубийство является социальной проблемой и существует с древнейших времен. При родоплеменном строе самоуничтожение носило преимущественно альтруистический характер: Самоубийством кончали прежде всего больные, престарелые, с тем, чтобы избавить семью, род или племя от забот по их содержанию.

У большинства древних народов Северной Европы самоуничтожение носило характер обычая. Например, В древней Швеции старики, не дожидались естественной смерти, бросались с высоких скал в морские волны: считалось, что самоубийство похвальнее смерти, наступившей вследствии старости. Аналогичный обычай существовал у готов: у них старики, когда жизнь становилась им в тягость, бросались со скалы «предков», которая находилась на границе вестготских владений. Готы считали, что умерший естественной смертью будет вечно пребывать в пещере, заполненной ядовитами животными. Страх перед естественной смертью, вызванной болезнью или старостью, существовала также у древних Датчан, жителей Фиджи, новых Гибридских островов, фракийцев и герулов.

В древней Индии покончить жизнь самоубийством считалось обыкновенным делом. Брамины, входящих в секту нагих философов «Гимнософистов», полагая, что смерть есть лишь изменение места жительства, с поразительным равнодушием и в любое время были готовы лишить себя жизни. Чтобы покончить с собой, они уходили в лес, ибо именно там, по их представлению, их душа быстро находила новое место жительства. Помимо этого у них был широко распространен обычай искать смерть в водах Ганга и других священных рек .

Стремление к самоуничтожению поощрялось и законодательством других народов. Так, по законам Ману, брамин, освободившийся от своего тела, считался достойным быть допущенным к местопребыванию Брамы.

Открыто поощрялось самоубийство в древней Японии, где оно считалось геройством проявлением величайшей храбрости и мужества. Лишение жизни, осуществляется путем вспарывания живота («харакири»), бало добровольным или принудительным.

Самоуничтожение считалось делом вполне обычным и в древнем Китае. Согласно преданию Будда во время голода публично лишил себя жизни и тем самым подал пример самоубийства. Известно предание об одновременном самоуничтожении 500 философов, соратников и последователей Конфуция, которые не смогли пережить гибели своих священных книг, сожженных императором Хикосш-ти. Религия древнего Китая поощряла самоубийство, поскольку считалось, что оно восстанавливает первобытное блаженство души избавление её от земных мучений и горя.

В то же время религия древних персов, ассирийцев, вавилонян и других ближневосточных народов не одобряла самоубийства: объясняется это скорее всего тем, что религия этих народов - зароаструзм культивировала благожелательное отношение к ближнему. Догмы зароастризма изложенные в священной книге «Авеста», запрещали самоубийство, рассматривая его как преступление. Древнеевропейское законодательство, вслед за ним христианство и малометанство еще более строги и в этом отношении: Самоубийство ими запрещается как безнравственное, богопротивное деяние.

Информация о работе Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами