Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:12, курсовая работа
Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».
С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель, проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».
Введение………………………………………………………………………………3
§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7
§2. Понятие самоубийства: причины, виды суицида, методы их определения…………………………………………………………………………..13
Причины суицида………………………………………………………………..14
Виды самоубийства……………………………………………………………...15
Методы их определения…………………………………………………………17
§3. Суицидальное поведение………………………………………………………..21
Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27
§4. Подростковый суицид………………………………………………………….30
Определение подросково - юношеского возраста……………………………30
Причины суицида подростков……………………………………………….....30
Социальная работа с подростками склонными к суициду…………………34
§5. Методы работы с суицидальными…………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………...…47
Список литературы к курсовой………………………………………………...….49
Тема: «Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7
§2. Понятие самоубийства: причины,
виды суицида, методы их определения…………………………………………………
§3. Суицидальное поведение………………………………………………………
Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27
§4. Подростковый суицид………………………………………………………….
§5. Методы работы с суицидальными……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы к курсовой………………………………………………...…
Приложение.
Введение.
Самоуби́йство, суици́д, (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей). 10 сентября, провозглашён «Всемирным днём предотвращения самоубийств».
Суицидальное поведение-
-завершенное самоубийство;
или
- покушение на свою жизнь (суицидальная
попытка); или
- намерение совершить самоубийство (суицидальная
идея).
Тема "Самоубийство и суицидальное поведение" является актуальной, так как самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку оно существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.
Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».
С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель, проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».
В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта, именно к этому периоду относят исследователи поэтическое произведение «Спор разочарованного со своей душой». Вот как определяет свое состояние неизвестный автор, написавший этот текст:
Мне смерть представляется ныне
Исцеленьем больного,
Исходом из плена страданья.
В настоящее время самоубийство - не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида - это уже детище XX столетия.
Самоубийство, противореча, казалось бы прирожденному всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки, самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значение проблеме сознательного прекращения жизни придает философия. В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это - одна из вечных проблем человечества.
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду.
Э. Дюркгейм - автор первого социологического исследования феномена самоубийства. Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.
Знакомство русской аудитории с работой Э. Дюркгейма «Самоубийство» состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самый разгар очередной эпидемии самоубийств в стране (1910-1914).
Э. Шнейдман внес огромный вклад в суицидологию, являясь представителем феноменологического направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их «ключами к суициду». Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов. Вместе с Н. Фарбероу он ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов).
Основоположник и классик логотерапии - Виктор Франкл, рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти – он боится жизни, считал В. Франкл.
В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи как Э. Гроллман, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными проблемами, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:
Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с морально-этическими нормами, религией, культурой и т.д.
В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл. Что касается изучения этой проблемы в России, то в первую очередь можно назвать кандидата философских наук Красненкову И. П. К основным ее работам по данной теме можно отнести «Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида» и «Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой». В связи с данной темой можно также упомянуть книгу Алиева «Актуальные проблемы суицидологи» 1987 года издания. Недавно вышла книга «Писатель и самоубийство» Г. Чхартишвили (более известного под псевдонимом Б. Акунина), но как пишет сам автор, его труд имеет совсем не научный характер: «Отсюда нежелание автора придавать книге наукообразие с помощью сносок, отсылок, комментариев и прочих атрибутов научного издания. Перед вами не научный трактат, а эссе…»
Библиографический указатель русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.
К сожалению, в нашей стране широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии на долгие годы были свернуты вскоре после Октябрьского переворота. В начале тридцатых годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральном статистическом управлении). Суицид стал рассматриваться как явление психопатологии, а самоубийцы как классовые враги или, в крайнем случае, как сумасшедшие.
В современном мире смертность от самоубийств более чем в три раза превышает смертность от автомобильных катастроф. При этом возрастная ось суицида постоянно смещается в сторону 24-летних и даже 15-летних.
По данным Российского Федерального Суицидологического Центра в 1990-1991 годах на 100000 россиян добровольно расстались с жизнью 26 человек, а в 1995 году - 40 человек. В некоторых районах Севера, Урала и Сибири этот показатель еще более высок и составляет 45-50 случаев на 100000 населения.
Цель исследования: Обосновать проблему суицида и его социальное значение.
Объект исследования: Самоубийство.
Предмет исследования: Самоубийство, суицидальное поведение.
Задачи:
§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства
об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства».
Самоубийство является социальной проблемой и существует с древнейших времен. При родоплеменном строе самоуничтожение носило преимущественно альтруистический характер: Самоубийством кончали прежде всего больные, престарелые, с тем, чтобы избавить семью, род или племя от забот по их содержанию.
У большинства древних народов Северной Европы самоуничтожение носило характер обычая. Например, В древней Швеции старики, не дожидались естественной смерти, бросались с высоких скал в морские волны: считалось, что самоубийство похвальнее смерти, наступившей вследствии старости. Аналогичный обычай существовал у готов: у них старики, когда жизнь становилась им в тягость, бросались со скалы «предков», которая находилась на границе вестготских владений. Готы считали, что умерший естественной смертью будет вечно пребывать в пещере, заполненной ядовитами животными. Страх перед естественной смертью, вызванной болезнью или старостью, существовала также у древних Датчан, жителей Фиджи, новых Гибридских островов, фракийцев и герулов.
В древней Индии покончить жизнь самоубийством считалось обыкновенным делом. Брамины, входящих в секту нагих философов «Гимнософистов», полагая, что смерть есть лишь изменение места жительства, с поразительным равнодушием и в любое время были готовы лишить себя жизни. Чтобы покончить с собой, они уходили в лес, ибо именно там, по их представлению, их душа быстро находила новое место жительства. Помимо этого у них был широко распространен обычай искать смерть в водах Ганга и других священных рек .
Стремление к самоуничтожению поощрялось и законодательством других народов. Так, по законам Ману, брамин, освободившийся от своего тела, считался достойным быть допущенным к местопребыванию Брамы.
Открыто поощрялось самоубийство в древней Японии, где оно считалось геройством проявлением величайшей храбрости и мужества. Лишение жизни, осуществляется путем вспарывания живота («харакири»), бало добровольным или принудительным.
Самоуничтожение считалось делом вполне обычным и в древнем Китае. Согласно преданию Будда во время голода публично лишил себя жизни и тем самым подал пример самоубийства. Известно предание об одновременном самоуничтожении 500 философов, соратников и последователей Конфуция, которые не смогли пережить гибели своих священных книг, сожженных императором Хикосш-ти. Религия древнего Китая поощряла самоубийство, поскольку считалось, что оно восстанавливает первобытное блаженство души избавление её от земных мучений и горя.
В то же время религия древних персов, ассирийцев, вавилонян и других ближневосточных народов не одобряла самоубийства: объясняется это скорее всего тем, что религия этих народов - зароаструзм культивировала благожелательное отношение к ближнему. Догмы зароастризма изложенные в священной книге «Авеста», запрещали самоубийство, рассматривая его как преступление. Древнеевропейское законодательство, вслед за ним христианство и малометанство еще более строги и в этом отношении: Самоубийство ими запрещается как безнравственное, богопротивное деяние.
Информация о работе Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами