Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».
С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель, проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7

§2. Понятие самоубийства: причины, виды суицида, методы их определения…………………………………………………………………………..13

Причины суицида………………………………………………………………..14
Виды самоубийства……………………………………………………………...15
Методы их определения…………………………………………………………17

§3. Суицидальное поведение………………………………………………………..21
Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27

§4. Подростковый суицид………………………………………………………….30
Определение подросково - юношеского возраста……………………………30
Причины суицида подростков……………………………………………….....30
Социальная работа с подростками склонными к суициду…………………34

§5. Методы работы с суицидальными…………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………………...…47

Список литературы к курсовой………………………………………………...….49

Файлы: 1 файл

работа самоубийство.docx

— 128.75 Кб (Скачать)

Самоубийства, связанные с недовольством собой Подростковый комплекс неполноценности может спровоцировать суицидальное поведение не только у подростков с физическими недостатками, но и у здоровых, полноценных детей. Это звучит как бред, но только недавно я наткнулась в прессе на заметку о том, что двенадцатилетняя девочка покончила с собой из-за того, что родители заставили ее носить скобки на зубах. Кстати, эта причина гораздо чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.

Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам. Подростки, ищущие себя, нередко попадают в сети религиозных сект.

Как это происходит, и что такие организации способны сделать с человеком, особенно юным, наивным и растерянным, говорить не стоит – на эту тему существует множество публикаций в прессе и серьезных научных работ.

На этом хотелось бы завершить краткую характеристику вероятных причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).

3.   Социальная  работа с подростками склонными  к суициду.

1.     Психодиагностика суицидального поведения. Профилактика суицида.

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипомимия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

  • депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка собственной жизни

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшения состояния к вечеру

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Суицидальными подростками часто руководят амбивалентные чувства.Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

Вывод: Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков  имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход  из  мира  детства  во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый  социальный  статус  еще не  понятен.  И  здесь,  как  никогда,  могут  помочь  родители. 

 

 

 

§5. Методы работы с суицидальными.

 

Профилактика суицидов.

 
Потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть понятым, выслушанным, готовность принять предлагаемую помощь- все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима. Основным содержанием общего направления профилактической работы должно стать ослабление и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах.

 

Составными частями такой работы являются:  
 
1. Четкая организация повседневной жизни, учебы, работы, быта и досуга людей.  
2. Предупреждение конфликтов между членами коллектива.  
3. Обеспечение социальной и правовой защищенности всех категорий работников.  
4. Организация мероприятий психогигиены и профилактики, предусматривающие:  
- раннее выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;  
- планомерное распределение физических и психических нагрузок;  
- предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения  
членов коллектива.  
 
Суицидальная профилактика включает:

 
1. Прогнозирование суицидальной  активности людей;  
2. Выявление лиц с повышенным риском суицидальности;  
3. Своевременное оказание адекватной помощи человеку,  
находящемуся в состоянии психологического кризиса.  
 
Необходимо иметь в виду, что суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Важно уметь видеть ее признаки:  
- снижение внимания или способности к ясному мышлению;  
- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;  
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;  
- снижение эффективности или продуктивности в учебе или быту;  
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;  
- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;  
- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;  
- неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;  
- чувство горькой печали, переходящей в плач;  
- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;  
повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве.

 

Три способа помочь человеку, думающем о суициде.

 

1. Своевременная диагностика  и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная  поддержка человека, находящегося  в депрессии.

3.Поощрение его положительных  устремлений, дабы облегчить ситуацию.  

Важно соблюдать следующие правила:  
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;  
- будьте терпеливы;  
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;  
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что...»;  
- не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря:  
«Вы не можете убить себя, потому что... ;  
- делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.  
 
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

 Специфика ее состоит в следующем:  
 
1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц ( лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, повод для встречи).  
2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц ( никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).  
3. Желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.  
4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас ничего нет.  
 
Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа.  
 
Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающей доверия.  
Второй этап - установление последовательности событий кото¬рые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы « преодоление исключительности ситуа¬ции»; «поддержка успехами» и др.  
Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.  
Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».  
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли; то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:  
- что тяжелое эмоциональное состояние- явление временное;  
- что его жизнь нужна его родным, близким, друзьям и уход из жизни станет для них тяжелым ударом;  
- что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.  
 
Проблема предупреждения трагических случаев среди подростков должна решиться путем построения системы, объединяющей меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.

Что можно сделать для того, чтобы помочь.

1. Подобрать ключ  к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Знание  принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь.

Найти признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловить проявления беспомощности и безнадежности и определить, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Принять суицидента как личность. Допустить возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считать, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволять другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установить заботливые  взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но  можно сделать гигантский шаг вперед, если встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества  взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Тем более для подростка. Именно таким образом можно лучше всего проникнуть в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Быть внимательным  слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Подросток хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Как психологи, так и социальные работники должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорить . Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задать вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

Информация о работе Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами