Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:12, курсовая работа
Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере философии. Альбер Камю-один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – второстепенно».
С. Кьеркегор- датский философ, протестантский теолог и писатель, проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости...».
Введение………………………………………………………………………………3
§ 1. «Краткий исторический очерк законодательства об ответственности за самоубийство и за доведения до самоубийства»…………………………………7
§2. Понятие самоубийства: причины, виды суицида, методы их определения…………………………………………………………………………..13
Причины суицида………………………………………………………………..14
Виды самоубийства……………………………………………………………...15
Методы их определения…………………………………………………………17
§3. Суицидальное поведение………………………………………………………..21
Виды психопатического состояния (Самоубийства)…………………………....27
§4. Подростковый суицид………………………………………………………….30
Определение подросково - юношеского возраста……………………………30
Причины суицида подростков……………………………………………….....30
Социальная работа с подростками склонными к суициду…………………34
§5. Методы работы с суицидальными…………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………...…47
Список литературы к курсовой………………………………………………...….49
Философы древней Греции-Пифагор, Сократ, Ксенофонт, Аристотель-строго осуждали самоубийство. Пифагор (около 580-500гг. до. н.э) утверждая, что «…человек создан в этом мире божеством, как солдат, поставленный на часах, и не должен сойти с поста без разрешения поставившего его».
Платон полагал, что все граждане принадлежат обществу. Он допускал самоубийство лишь в том случае, если субъект, совершивший этот поступок, переставал быть полезным членом общества: например, когда общество осудило его на казнь.
Ученик Платона, Аристотель считал, самоубийство преступлением. В «Этике» он писал, что тот кто убивает себя в припадке злобы, совершает противозаконный поступок.
Учения и воззрения перечисленных философов нашли свое отражение и в законодательстве древней Греции, которая отрицательно относилась к самоубийству. Так, у афинян трупы самоубийцы подвергался изуродованию: правая рука как «орудие» преступного акта отрубалась палачом и зарывалась в землю или сжигалась отдельно от тела. В Фивах труп сжигался без похоронных почестей и в отсутствие родственников самоубийцы. Тело женщины, покончившей жизнь самоубийством путем повешивания, волокли голым к окрайне города на той же веревке, на которой она повесилась. Аналогичные законы существовали в Спарте и на Кипре.
В древнем Риме весьма суровые законы ограничивали самоубийства. Так, по закону царя Тарквинил Приста (620 гг до. н.э.), тела самоубийц распиливали на крестах, а затем бросали на съедение диким зверям. Однако позднее, к концу республики, когда борьба партий переродилась в бесконечный ряд кровавых репрессий, когда междоусобные войны расшатали этот некогда тесно сплоченный общественный союз, самоубийства, особенно по политическим мотивам, стали обычным явлением. Самоубийством кончили Катон, Кассий, Юлий Брут, Помней и тысячу других менее известных своими жестокостями, в Риме вспыхивали «эпидемии самоубийств».
В законодательстве и теории права, к вопросу о самоубийстве довольно отчетливо усматривается классовый подход. Правовые нормы, как и определившие их содержание господствующие теоретические воззрения правоведов, отражали интересы и позицию стоящего у власти класса. Это особенно хорошо видно на примере законодательства, касающегося самоубийства рабов, войнов и лиц, привлеченных к уголовной ответственности:
Следует отметить, что в этот период в Римской республике политические самоубийства были довольно распространенными явлениями. Люди, занимающие высокие посты, стремясь избегнуть предстоящего позора и мук, кончали жизнь самоубийством задолго до суда. Одновременно они надеялись обеспечить своим наследникам право на имущество. Но как это не соответствовало алчным расчетам цезарей, то вскоре было рещено, что фискальные меры против самоубийств будут применяться и в тех случаях, когда самоубийства произошли до решения суда.
Христианская религия крайне отрицательно относилось к самоубийству и в течении многих веков приравнивала его к убийству.
Еще строже самоубийство каралось магометанской религией. Проповедуя бессилие человека перед богом, ислам призывает верующих к терпению, рабской покорности аллаху и его посланцам на земле, учит, что человек умирает лишь по воле Бога, которого точно предопределяет время его смерти, и никто не может предупредить этот срок.
Воззрение на самоубийство резко меняются с развитием гуманизма, который выступал за естественные права личности. Так, Томас Мор считал, сто самоубийство не противоречит естественному праву, и призывал духовенство и правосудие не осуждать те самоубийства, которые были совершены под влиянием мучительных телесных страданий.
Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» указывал, что меры, применяемые к самоубийцам и их семьям, не следует рассматривать как показания, так как они обращены к бесчувственному трупу или его ни в чем не повинной семье, и без того убитой горем. Нельзя, однако, не отметить непоследовательность. Ч. Беккариа, когда он рассматривал самоубийство как духовное преступление.
«Самоубийство-преступление перед Богом, который наказывает виновного после смерти, потому что только он один может тогда наказать его»,-писал Ч. Беккариа эта непоследовательность вытекает из религиозных воззрений просветителя Жан-Жак Руссо, также вначале выступавший против самоубийства и осуждавший его, позднее изменил свои взгляды. В романе «Новая Элоиза» он приводит аргументы в защиту самоубийства.
Под влияние воззрений философов XVII-XVIII вв. правовые взгляды на самоубийство, а затем и соответствующее законодательство, в Европе изменились, хотя и не сразу. Так, законодательство Англии смягчило кару за самоубийство только в 1870г., а наказание за поощрение на самоубийство сохранилось до середины XX в, о чем свидетельствуют данные о числе лиц, привлеченных к уголовной отвестствекнности за покушение на самоубийство: 1883-1887г.-119; 1888-1892г.-114; 1893-1897г.-183; 1898-1902г.-203.
Уголовное законодательство штата Нью-Йорк считало покушение на самоубийство преступлением вплоть до 1919г. пытавшийся покончить с жизнью подлежал тюремному заключению на срок до двух лет, либо штрафу до 1000 долларов, либо тому и другому.
По уголовному законодательству, США, доведение до самоубийства рассматривается как один из видов убийства. Лицо может быть осуждено за преступное человекоубийство в связи с доведением другого лица до самоубийства только в том случае, если оно доведет другое лицо до самоубийства путем насилия, физического принуждения или обмана с определенной целью.
Английское уголовное законодательство лишь в 1961 г. Законом о самоубийствах отменило уголовную ответственность за самоубийство. Этим же законом предусмотрена уголовная ответственность за склонение к самоубийству или содействие в этом.
По статье 580 Уголовного кодекса Италии само самоубийство не является преступлением: преступлением считается соучастие в самоубийстве: называется тот, кто убедит другого покончить с собой, укрепит в нем желание лишить себя жизни или окажет ему содействие при совершении самоубийства.
До Петра Великого законодательство России никаких наказаний за самоубийство или за покушение на него не содержало. Ответственность за самоубийство предписывали только церковные законы. Церковь не хоронила самоубийц. Так, в послании митрополита Фотия духовенству говорится: «…а кто от своих рук погубится, удавится или ножом убодется, или в воду себя ввержет, ино по святым правилам тех не повелено у церквей хоронити, ни над ними пети, ни напоминати». Московский патриарх Адриан в инструкции церковным сраростам от 26 декабря 1697 предписал: «….а который человек обесится или зарежится или, купаясь и похваляясь и играя, утонет или всего опьется или с качели убьется или иную какую смерть над собой своими руками учинит или на разбое и на воровстке каком убит будет: и тех умерших тел у церкви Божия не погребаться, и над ними отпевать не велено, а велеть их класть в лесу или на поле, кроме кладбища и убогих домов». В военном уставе Петра Великого 1716г. было записано, что, «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волоча по улицам, за ноги повесить, дабы смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отважились».
Проект Уголовного уложения 1754 г. предлагал тех, которые «со злостью или досады или другой причины убийство над собой учинить намерены были, карать плетьми или содержать два месяца в тюрьме».
В России законы, карающие самоубийство, в противоположность некоторым европейским странам, постоянно уточнялись и дополнялись. Лица, покушавшиеся на самоубийство в состоянии невменяемости, наказывались, как за убийство и осуждались на каторжные работы. Во всех случаях самоубийцы лишались христианского погребения. В проекте Уложения 1843 г.для покушавшегося на самоубийство каторжные работы заменялись тюремным заключение на срок от двух месяцев до одного года.
Уместно заметить, что русское законодательство издавна различало два вида самоубийств: если самоубийство совершено в состоянии вменяемости, это действие согласно Уложению рассматривалось как деяние, запрещенное законом под страхом наказания; не считался самоубийцей тот, кто лишил себя жизни в состоянии невменяемости. Судебные органы строго различали виды самоубийств и назначали за них разные наказания.
Названное Уложение различало два вида наказания за самоубийство: религиозное и гражданское. Сущность религиозного - заключалось в лишении христианского погребения. Гражданское: за самоубийцей не признавалось право делать предсмертные распоряжения его завещание или иные изъявления воли считалось недействительными.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало и ответственность за соучастие в самоубийстве. Т. о. ст. 1475 устанавливает ответственность за подстрекательство к самоубийству и пособничество в нем. Ст. 1475 приравнивает всех соучастников самоубийств и пособникам.
Самоубийство находится на первом ряду причин смертности трудоспособного населения; покушение на самоубийство зачастую влечёт за собой необратимые нарушения здоровья, приводит к временной или постоянной утрате трудоспособности.
При самоубийстве, как правило, принимается значительный моральный и материальный ущерб не только большому кругу знакомых и близких самоубийцы, то также и обществу, которое теряет своего члена. Если близкие самоубийцы лишаются дорогого им человека - иногда отца, мужа, а вместе с тем и его материальной поддержки, то божество теряет общественного деятеля.
Ст.463. уложения 1903г. предусматривала ответственность за подговор к самоубийству и пособничеству в нем.
Уголовное Уложение 1903 г. учреждало также ответственность за самоубийство, явившееся результатом соглашения виновным. Если в следствии соглашения последовало только покушение на самоубийство, не довершенное по обстоятельствам, от воли согласившихся не зависящим, то виновный в соглашении наказывается заключением в исправительном доме.»
Рассматривая вопросы законодательства о самоубийстве, важно обратить внимание на уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с одной из причин самоубийств с доведением лица до самоубийства. Ответственность за это деяние впервые в истории уголовного законодательства установлялось Российским уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1857 г. Согласно ст. 1476 родители, опекуны и другие облаченные какой-либо властью лица, которые в результате явно соединенного с жестокостью злоупотребления своей властью побудят подчиненное или вверенное их попечению лицо к самоубийству, подвергаются заключению в тюрьму на срок от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а также лишению нескольких прав и преимуществ.
Принятое после победы Великой Октябрьской социалистической революции уголовное законодательство (УК РСФСР 1922) не считало самоубийством покушение на него уголовно наказуемым деянием. В УК РСФСР 1922 г. уголовная ответственность устанавливалась и за содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства и значения совершаемого, или руководить своими поступками.
Доведение до самоубийства не рассматривалось как специальный состав преступления. Судебная практика случаи доведения до самоубийства квалифицировала по аналогии со статьями, предусматривающими убийство.
В ч. 3 ст. 178 УК Азербайджанской ССР устанавливалась уголовная ответственность за «содействия или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать самоубийство или значение совершаемого или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали» Ответственность по этой части статьи наступала в том случае, если подговоримый или оказавший содействие знал о несовершеннолетии или о болезненном состоянии самоубийцы.
Подговором к самоубийству считались случай, когда преступник уговаривал или убеждал несовершеннолетнего или душевнобольного покончить с собой и таким образом поддерживал в нем мысль о самоубийстве.
Новые уголовные кодексы союзных республик принятые в 1959-1961 гг., совершенно правильно не предусматривают уголовной ответственности за соучастие в самоубийстве, то есть за содействие или подговор к самоубийству, любого лица. К пробелам этих кодексов следует отметить то, что подговор, содействие или доведение несовершеннолетнего или заведомо душевнобольного лица до самоубийства или до попыток к нему не классифицируются в них как убийство, совершенное особым способом.
Уголовные кодексы некоторых зарубежных социалистических стран устанавливают ответственность за доведения до самоубийства, а также за содействие или подговор к самоубийству. Так, УК НРБ различает умышленное и неосторожное доведение лица, находящегося в материальной или иной зависимости, до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижение его личного достоинства. Эта норма включает также ответственность за подговор или отклонение к самоубийству. Ст. 79 УК МНР предусматривает ответственность за доведение до самоубийства путем жестокого обращения с лицом, находящимся в зависимом положении.
Изучение состояния самоубийства за рубежом показывает, что оно входит в первую десятку причин общей смертности населения большинстве стран.
Информация о работе Самоубийство: теории этиологии. Социальная работа с суицидентами