Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи……………………………………… 7
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантным поведением…………………………………… 7
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
среде современного общества…………………………………………… 24
1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного
российского общества…………………………………………………… 27
Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30
2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди
российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40
Список использованной литературы ……………………………….. 42
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи………………………………………
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантным
поведением……………………………………
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
среде современного общества……………………………………………
1.3 Особенности переоценки
ценностей в студенческой
российского общества……………………………………………………
Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей……………………………………….
2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди
российской студенческой
молодежи……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………….. 42
Введение
Основой регулирования
поведения в обществе являются социальные
нормы, фиксирующие в себе существующую
систему ценностей социума. Изменения,
происходящие в настоящее время
во всех сферах современного российского
общества, подрывают сложившиеся
основы жизни, нарушают равновесие всей
системы в целом. Наибольшее влияние,
и, прежде всего негативное, они оказывают
на развитие культуры, духовной жизни.
Происходящая переоценка ценностей
приводит к падению значимости определенных
норм. Ценностно-нормативная
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.
Последние социологические исследования [1],[21] и данные официальной медицинской статистики [2], [13, 14, 16] показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Одновременно в числе факторов, формирующих девиантное поведение в студенческой среде, исследователи называют: общесоциальные проблемы современного российского общества; ценностные ориентации студентов (высокая субъективная ценность денег, низкая оценка со стороны окружающих); универсальный превентивный фактор – профессиональная деятельность [21].
Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.
По мнению В.Т. Кондрашенко, «девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья»[8] . Таким образом, несмотря на разнообразие и высокую частоту проявлений нарушений поведения, побуждающих исследователей к их систематизации, в настоящее время нет единой точки зрения ученых по данной проблеме, отсутствует четкое разграничение понятий, касающихся нарушений поведения, имеет место различные взгляды на формы девиантного поведения, что затрудняет такую систематизацию. На наш взгляд уместно предложить следующий вариант интерпретации категории девиантное поведение. По существу термины социальные отклонения, асоциальное поведение и девиантное поведение идентичны, являются синонимами и служат для обозначения поведения, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных отклонениях, от нарушений норм морали и незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Одновременно асоциальное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и свидетельствует о деформации ценностно-нормативных представлений, то есть деформации системы внутренней регуляции.
В первой главе дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблеме, на примере работ Э. Дюркгейма и Р. Мертона обосновывается методика решения проблемы. Далее рассматриваются общие причины девиантного поведения студенческой молодежи в современном обществе с учетом переоценки ею нравственных ценностей в период переходной экономики.
Во второй главе описаны и проанализированы адиктивные формы поведения, а также способы их преодоления.
В заключении приведены возможные способы предотвращения антиобщественных форм девиантного поведения в условиях современного российского ВУЗа.
Глава 1 Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением
В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). Родоначальником социальной аномии считается французский ученый Э. Дюркгейм. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» [4] представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму. Он стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы
с репрессивными санкциями,
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии определенными типами обществ (по С. Люксу).
I Механическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
Типы норм (воплощенные в праве)
Формальные признаки коллективного сознания
Содержание коллективного
II Органическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
Типы норм (воплощенные в праве)
Формальные признаки коллективного сознания
Содержание коллективного
Теория, развитая Дюркгеймом в
его первой книге, заняла
видное место в социологической
классике. В этой работе
он разрабатывает ключевые
Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнения с биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал главной познавательной целью социологии.
Дюркгейм всегда исходил из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считал, что любой более или менее значительный обычай или институт, если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения. В своем труде «Элементарные формы религиозной жизни» в качестве «главного постулата социологии» он провозглашает: «...Созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть»[5].
Важное значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначил состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Кроме того, сформулированные автором
в «Методе социологии» правила
основываются на требовании
интеллектуальной, научной честности,
освобождения научного исследования
от всяких политических, религиозных,
метафизических и прочих предрассудков,
препятствующих постижению