Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4

Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного

поведения студенческой молодежи……………………………………… 7

1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный

контроль над девиантным поведением…………………………………… 7

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой

среде современного общества…………………………………………… 24

1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного

российского общества…………………………………………………… 27

Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества

в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30

2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30

2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди

российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40

Список использованной литературы ……………………………….. 42

Файлы: 1 файл

Асоциальное поведение, как проблема научных исследований в теории соц.работы (на примере молодежной среды).docx

— 63.61 Кб (Скачать)

Многочисленные  социологические исследования в  крупных городах и провинции  фиксируют изменения в ценностной системе современного студенчества [13]. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современного студенчества зачастую на первый план выходит индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам.  Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.

Трансформация ценностей студенчества в данных направлениях является следствием общей  переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

 

 

 

Глава 2.         Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей

 

2.1  Аддиктивные формы отклоняющегося поведения

 

Девиантное поведение подразделяется на две группы [15]:

1.      поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером;

2.   поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

   Касательно темы настоящей работы интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.

           Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп «риска». Это, прежде всего:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический фактор  девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций"[9]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.

      Общеизвестно, что особую опасность для молодых  людей в студенческой среде  представляют наркотики и алкогольные  напитки.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют  о том, что наркотики употреблялись  в Месопотамии, Египте, Индии, Китае  за полторы тысячи лет до нашей  эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим  веществам относятся:

1. Морфий и героин –  алколоиды опиума;

2. Снотворные средства, включающие  так называемые барбитураты;

3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения  нервной

системы.

5. Кокаин – алколоид растения кока.

 

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

           Наркомания имеет социальные  последствия. Для преступных элементов  это легкий путь добывания  денег. Злоупотребление наркотиками  ведет к росту смертности, и  развитию целого «букета» соматических  и психических заболеваний. 

На почве  наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки»  наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических  субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи  с самыми различными обстоятельствами:

  • личными трудностями;
  • недостатками социально-культурной сферы;
  • неустроенный досуг;
  • социальная несправедливость;
  • неустроенность быта;
  • неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное  место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются  в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным  образом, молодежь. Вот почему эта проблема актуальна именно для студенчества.

               Основными мотивами наркомании  и токсикомании являются:

1. Удовлетворение любопытства  относительно действия наркотического  вещества;

2. Испытание чувства принадлежности  с целью быть принятым определенной  группой;

3. Выражение независимости,  а иногда враждебного настроения  по отношению к окружающим;

4. Познание приносящего  удовольствие нового, волнующего  или таящего опасность опыта;

5. Достижение «ясности  мышления» или «творческого вдохновения»;

6. Достижение чувства полного  расслабления;

7. Уход от чего-то гнетущего.

             Питательной почвой для наркомании  является микросреда. Большое значение  играет семья, окружение. Появление  хотя бы одного наркомана в  студенческой аудитории, общежитии,  на танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

            Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующая социально-нравственная деградация личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4% [20]. Чаще всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские,  бытовые неурядицы, неприятности с учебой.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме  пьющего человека. Влечение к спиртному  проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности  окружающей среды. Развитию алкоголизма  у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного  мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности [18].

           Как отмечается в ряде современных исследований[10] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных.. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.

 

На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

Так, например, на основании анализа результатов  исследования[11] можно констатировать, что в целом по массе опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников – у 30,5% опрошенных.  В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным.

              В структуре специфических девиаций  современного студенчества выделяют [11] нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям. Подавляющее большинство студентов среди прочих специфических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94% опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиации превратились в норму.

Например, в  ходе исследования [11] было установлено, что специфические девиации студенчества определяются отношением молодых людей  к высшему образованию. Об этом свидетельствует  тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью  большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью  избежать службы в армии. В то же время, меньше всего подвержены девиациям  в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование  с позиций самосовершенствования  и возможности добиться успеха в  карьере. Как правило, они характеризуют  учебу как «очень интересную», в  отличие от студентов, поступивших  в ВУЗ только ради диплома. Сами студенты чаще всего объясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование  платной сдачи экзаменов и  зачетов)  их ленью,  безответственностью, отсутствием тяги к знаниям.  Отдельные  молодые люди связывают несерьезное  отношение к учебе с тем, что  некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботное времяпрепровождение  своих детей. Таким образом, ответы респондентов подтверждают вывод о  том, что поведение студентов  в учебном процессе тесно связано  со значимостью для них высшего  образования.

 

    1. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи

 

С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами [10] предлагается  ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля, в структуре которого выделяют три компонента[18]:

1.      Человека, совершающего определенные поступки;

2.      Норму,  выступающую в качестве критерия  девиантности;

3.      Группы (или  отдельного индивида), оценивающего  поведение. 

Соответственно  этому разделению целесообразно  использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде.

Первый способ заключается в создании оптимальных  условий для правовой и гражданской  социализации студентов и подразумевает  активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного  направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных  видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости»,  профессионального самоопределения.  Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин  возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

Информация о работе Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы