Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи……………………………………… 7
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантным поведением…………………………………… 7
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
среде современного общества…………………………………………… 24
1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного
российского общества…………………………………………………… 27
Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30
2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди
российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40
Список использованной литературы ……………………………….. 42
Многочисленные
социологические исследования в
крупных городах и провинции
фиксируют изменения в
Трансформация ценностей студенчества в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.
Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей
2.1 Аддиктивные формы отклоняющегося поведения
Девиантное поведение подразделяется на две группы [15]:
1. поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером;
2. поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
Касательно темы настоящей работы интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.
Существуют общие причины
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций"[9]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.
Общеизвестно,
что особую опасность для
Наркотики известны
человечеству с незапамятных времен.
Древние источники
1. Морфий и героин – алколоиды опиума;
2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
3. Гашиш (анаша, план, марихуана);
4. Стимулирующие средства,
обладающие эффектом
системы.
5. Кокаин – алколоид растения кока.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные
последствия. Для преступных
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:
Значительное
место в этнологии причин наркомании
занимает личность наркомана. Имеются
в виду демографические, возрастные
и социально-медицинские
Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:
1. Удовлетворение любопытства
относительно действия
2. Испытание чувства
3. Выражение независимости,
а иногда враждебного
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5. Достижение «ясности
мышления» или «творческого
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для
Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
Не меньшую опасность
Алкогольная
зависимость формируется
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности [18].
Как отмечается в ряде современных исследований[10] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных.. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.
На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).
Так, например, на основании анализа результатов исследования[11] можно констатировать, что в целом по массе опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников – у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным.
В структуре специфических
Например, в
ходе исследования [11] было установлено,
что специфические девиации студенчества
определяются отношением молодых людей
к высшему образованию. Об этом свидетельствует
тот факт, что в группе студентов
(юношей) с низкой успеваемостью
большинство составляют респонденты,
обучающиеся в вузе с целью
избежать службы в армии. В то же
время, меньше всего подвержены девиациям
в учебном процессе те студенты,
которые воспринимают образование
с позиций
С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами [10] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля, в структуре которого выделяют три компонента[18]:
1. Человека,
совершающего определенные
2. Норму,
выступающую в качестве
3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.
Соответственно этому разделению целесообразно использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде.
Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.