Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4

Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного

поведения студенческой молодежи……………………………………… 7

1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный

контроль над девиантным поведением…………………………………… 7

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой

среде современного общества…………………………………………… 24

1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного

российского общества…………………………………………………… 27

Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества

в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30

2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30

2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди

российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40

Список использованной литературы ……………………………….. 42

Файлы: 1 файл

Асоциальное поведение, как проблема научных исследований в теории соц.работы (на примере молодежной среды).docx

— 63.61 Кб (Скачать)

            Социальный контроль - элемент социальных  институтов, наличие которого обеспечивается  следованием индивидов социальным  нормам, правилам деятельности и  социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения в обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения - допускает и даже поощряет.

            Правда, сама система социального  контроля может разбалансироваться и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такая разбалансировка происходит, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций. В современных условиях общество зачастую фактически санкционирует выживание человека любыми средствами, в том числе и с помощью коррупции, махинаций и откровенного воровства.

            Проблема взаимоотношений индивида  и общества занимает основное  место в налаживании социального  контроля. Теоретически отношения  общества и личности в условиях  социального контроля выглядят  довольно просто: подгонка индивидуальных  качеств под социальный стандарт. В действительности отношения  усложняются наличием у личности  индивидуального сознания, а, следовательно,  возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения  стереотипов, норм и ценностей,  которые предлагаются индивиду  на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется  в пределах взаимовлияния индивидуальных  и коллективных, которые соотносятся  как контролируемая деятельность  индивида и контролирующая деятельность  социальных институтов. Субъектом  контролирующего действия выступает  не только государство, но и  социальные институты: образование,  мораль, культура и т.п.

            При анализе взаимодействия общества  и личности с точки зрения  социального контроля можно выявить  внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает  социальные качества и социально  обусловленную индивидуальность  только под воздействием социальной  системы, а с другой - не сможет  развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

            Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.

            В обществе существуют множество  самых различных санкций. Одни  из них (правовые санкции) строго  регламентированы, формализованы и  применяются полномочными лицами, властными структурами в соответствии  с нормами права. Иные санкции  (моральные) неформальны и применяются  отдельными членами общности  и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать. 

            Общество постоянно стремится  бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство  средств социального контроля  и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее  всего - реальными закономерностями  процессов, которыми общество  пытается управлять. Как правило,  запрещающее - репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества на нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1) собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;

2) внутренний контроль, обеспечивающийся  интериоризацией социальных норм и ценностей;

3) побочный контроль, вызванный  идентификацией с референтной “законопослушной группой”;

4) ”контроль”, установленный  на широкодоступных  разнообразных  средствах достижения целей и  удовлетворения потребностей, альтернативных  противоправным или аморальным.

 

1.2              Основные причины и факторы  девиантного поведения в студенческой среде современного общества

 

Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих  факторов:

 

1)      возрастом;

2)      транзитивностью;

3)      социокультурной средой существования;

4)      спецификой  студенческого коллектива.

 

1. С точки зрения социального  статуса, студенческий возраст (18-25 лет) -  это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения, студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, в частности студенчества, определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения. К возрастным характеристикам студенчества можно отнести и продолжающийся процесс социализации, который в современной России имеет ряд особенностей: снижение эффективности воспитательной деятельности основных институтов социализации (государства, семьи, образования) и усиление влияния СМИ, которое можно охарактеризовать как негативное.

2. Транзитивность студенчества выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения студенческой молодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости и безответственности порождает отклоняющееся поведение.

3. Социокультурная среда  существования студенчества во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования. На поведение студенчества (в том числе и девиантное) могут влиять особенности его структуры. С точки зрения структуры студенчество можно разделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное.    Предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп. Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступает их место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности.

4. Студенческий коллектив является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы. Э. Дюркгейм утверждал, что внутри одной и той же социальной группы происходит нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуют одинаково. Особенно это актуально для студенческого коллектива, члены которого в силу своего возраста склонны к подражанию. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.

Специфика студенчества как особой социально-демографической  группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, в частности ВУЗа.

Первый уровень  включает в себя общие девиации: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д.  Характерные для социума в целом, они наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы.  Возникновение общих девиаций  в студенческой среде исследователи объясняют влиянием следующих факторов: затянувшимся кризисом во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием СМИ, большой учебной нагрузкой в университете и т.п.

Второй уровень  девиантности студенчества включает в себя отклонения от формальных норм, принятых в вузе: нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах и т.д. Эти отклонения связаны с учебным процессом и характерны только для студенчества, в связи с чем их можно охарактеризовать как специфические девиации. В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получения высшего образования.

Если общие  девиации студенчества в той или  иной степени анализируются социологами, то специфические девиации рассматриваются  лишь эпизодически в рамках конкретно-социологических  исследований молодежи. Между тем, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.

 

1.3              Особенности переоценки ценностей  в студенческой среде современного  российского общества

 

Объяснение  природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.

В своей регулятивной функции ценности тесно связаны  с социальными нормами, которые  также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться в  своих действиях. Однако ценности более  устойчивы, их отличает более глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.

В условиях социальных преобразований происходит трансформация  общественного сознания, которая  выражается в том, что на фоне прежних  представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.

Зачастую  изменения в ценностной системе  провоцируют рост девиантных  ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.

Информация о работе Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы