Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 4

Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного

поведения студенческой молодежи……………………………………… 7

1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный

контроль над девиантным поведением…………………………………… 7

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой

среде современного общества…………………………………………… 24

1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного

российского общества…………………………………………………… 27

Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества

в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30

2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30

2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди

российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40

Список использованной литературы ……………………………….. 42

Файлы: 1 файл

Асоциальное поведение, как проблема научных исследований в теории соц.работы (на примере молодежной среды).docx

— 63.61 Кб (Скачать)

 Второй  способ  предотвращения и коррекции  девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций.

Третий способ предполагает повышение ответственности  всех уровней администрации ВУЗа. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает  многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции  за их невыполнение. В конечном итоге  эта структура следит за  уровнем  преподавания в ВУЗе, оценивает поведение  студентов и несет ответственность  за их воспитательное, образовательное  и культурное совершенствование.  

Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует  рассматривать как единый комплексный  процесс, включающий в себя оптимизацию  воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности  администрации.

 

 

 

Заключение

Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту  и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный  социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального  неравенства, значительных различий в  возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [1]. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.

            Основные факторы социального  контроля в переходном обществе, по мнению ряда исследователей, становятся следующие [15]:

 

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание  гибкой и разветвленной системы  социальной помощи, включающие государственные,  общественные, благотворительные и  иные структурные звенья. Неплохо  зарекомендовали себя общественные  организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков,  наркоманов или освобожденных  из мест лишения свободы).

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Глинский Я. Девиантология.- М., 2000.

2.  Дюркгеим  Э.   Ценностные   и   «реальные»   суждения   //   Дюркгейм   Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.

3. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм  Э.  Социология.  Ее предмет,  метод, предназначение. М., 1995.

4.  Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.

5.   Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм  Э.  Социология.  Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

6.  Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. -СПб., 1912

7.  Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

8.   Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально -псих. и психиатр. аспекты. – Беларусь, 1988.

9. Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- Минск, 1991.

10. Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности – альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону» – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

11.  Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006.

12.  Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

13.  Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004.

14.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина, 1991.

15.  Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.

16.  Павленок П. Д. Основа социальной работы.-  М., 1998.

17.  Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм.- Архангельск: Изд-во АГМА, 1999.

18.   Смальзер Н.   Социальные отклонения. – М.: Юридическая литература, 1989.

19.  Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки ее модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск №2 / Под ред. В.В. Парцвания.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

20.  Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В. и др. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция.- М., 2001.

21.  Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии.- М., 1974.

 

 

 


Информация о работе Асоциальное поведение как проблема научных исследований в теории социальной работы