Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного
поведения студенческой молодежи……………………………………… 7
1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный
контроль над девиантным поведением…………………………………… 7
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой
среде современного общества…………………………………………… 24
1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного
российского общества…………………………………………………… 27
Глава 2. Социокультурные девиации современного российского студенчества
в условиях переоценки ценностей………………………………………. 30
2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения ………………… 30
2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди
российской студенческой молодежи…………………………………… 38
Заключение……………………………………………………………… 40
Список использованной литературы ……………………………….. 42
Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций.
Третий способ
предполагает повышение ответственности
всех уровней администрации ВУЗа.
Это обусловлено спецификой деятельности
администрации, которая устанавливает
многие нормы и правила в ВУЗе,
контролирует их соблюдение, вводит санкции
за их невыполнение. В конечном итоге
эта структура следит за уровнем
преподавания в ВУЗе, оценивает поведение
студентов и несет
Таким образом,
социальный контроль в ВУЗе следует
рассматривать как единый комплексный
процесс, включающий в себя оптимизацию
воспитательной и профилактической
деятельности, совершенствование социальных
норм и санкций, развитие самоконтроля
студентов и повышение
Заключение
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [1]. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.
Основные факторы социального
контроля в переходном
1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
3. Создание
гибкой и разветвленной
Список использованной литературы
1. Глинский Я. Девиантология.- М., 2000.
2. Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.
3. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.
5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. -СПб., 1912
7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально -псих. и психиатр. аспекты. – Беларусь, 1988.
9. Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- Минск, 1991.
10. Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности – альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону» – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.
11. Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006.
12. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
13. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004.
14. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина, 1991.
15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.
16. Павленок П. Д. Основа социальной работы.- М., 1998.
17. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм.- Архангельск: Изд-во АГМА, 1999.
18. Смальзер Н. Социальные отклонения. – М.: Юридическая литература, 1989.
19. Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки ее модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск №2 / Под ред. В.В. Парцвания.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
20. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В. и др. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция.- М., 2001.
21. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии.- М., 1974.