Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе

Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.

Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.

В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:

1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность

2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. В.Г.БЕЛИНСКОГО 
 

           Факультет социологии                           Кафедра социологии

            и социальной работы                            и социальной работы 
 
 
 
 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по  дисциплине: «Теория социальной работы»

 на  тему

 «Социальная работа и проблемы инвалидов в  обществе» 
 
 
 
 

 Выполнила: студентка ФССР

  группы  СР-32

 Мурашова  Д.Ю.

 Проверила: к.ф.н., доцент

  Ажнакина  Н.Б. 
 
 

 Пенза, 2010 г. 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5

1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5

1.2. Философия  независимой жизни инвалидов…………………...……………8

1.3. История  правозащитного движения инвалидов……………………..……12

Глава II. Социальная работа  в решении проблем инвалидов в обществе......15

2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления  социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15

2.2. Социокультурная реабилитация   инвалидов - путь к независимой жизни   инвалида………………………………………………………..…….…………..23

Заключение…………………………………………………………….…………32

Список  литературы………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Актуальность   темы. Общеизвестно, что инвалиды сталкиваются с той или иной формой дискриминации. Им чаще свойственны иждивенчество и зависимость, пассивность и закомплексованность. Зачастую они имеют невысокий образовательный уровень и низкую квалификацию. Многие из них – представители беднейших слоев населения.  
Активное включение таких людей в жизнь общества является максимально эффективным и наиболее демократичным способом улучшения их положения. Первый шаг к этому - содействие формированию самостоятельного и независимого образа жизни людей, имеющих инвалидность.

     Разнообразие  контингентов лиц, нуждающихся в  проведении реабилитационных мероприятий  в зависимости от возраста, характера и тяжести инвалидности, семейного положения и места жительства, требует от социальных работников знания наряду с общими также и специальных методов и организационных форм работы с конкретными контингентами инвалидов, например, с  маломобильными группами населения. Так, для инвалидов с детства среди мер социальной и профессиональной реабилитации основными представляются: привитие навыков самообслуживания, общее образование, профессиональная ориентация и обучение доступным профессиям. Для инвалидов молодого возраста, имевшим ранее профессию, на первом плане, наряду с медицинской реабилитацией, стоят профессиональная переориентация и переподготовка с дальнейшим рациональным трудоустройством; в случае необходимости — протезирование разного профиля, снабжение средствами передвижения. Для инвалидов старших возрастных групп главным звеном реабилитации является рациональное трудоустройство в сочетании с мерами социальной помощи и поддержки [5].

     Существенные  различия имеются в организации  социально-бытовой помощи инвалидов в зависимости от характера имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности. Социально-бытовая помощь и трудовая реабилитация инвалидов вследствие поражений опорно-двигательного аппарата существенно отличается от реабилитации слепых и глухонемых.  

     Цель  курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в  обществе 

     Объектом  исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.

     Предмет исследования: социореабилитация инвалидов  как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.

     В соответствии с целью  данной работы ставятся следующие задачи:

     1. Изучить теоретическое  исследование проблем людей, имеющих инвалидность

     2. Рассмотреть подходы социальной работы  в решении проблем инвалидов в обществе  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретическое  исследование проблем людей, имеющих инвалидность

     1.1. «Человек-нуждающийся» — антропологические  традиции и эмпирические основания  социальной работы. 

     Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».

     «Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный  субъект, не имея возможности в силу разных причин принимать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация может быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, т.е. окружением человека.

     Личностное  бытие субъекта ориентировано на то, что он находит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществлении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществления задействованы различные проявления субъектности человека: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диалектические противоречия, что ведет к осложнению жизненных стратегий человека.

     Человек-рациональный сталкивается с противоречиями поведения. Его аутентичные решения, соответствующие его нормативным представлениям и стереотипам, могут входить в противоречие с представлениями окружающих, их ценностными нормами, поведенческими стереотипами. Как субъект своего бытия и поведения, человек не может действительно располагать собой. В этой связи когнитивные процессы могут выступать в качестве стресса. В социальной работе такое поведенческое противоречие связывают с адаптивными кризисами и кризисами развития, когда природа расстройства ограничивает адекватное социальное функционирование клиента.

     Человек как природное существо имеет другой модус проблем. В своей личностной конкретности и определенности он осмысляется через материю, физическое тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражаются посредством тела и его строго индивидуального состояния. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что, по сути, составляет структуру личности». Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой принадлежности. При определенных условиях тело выступает разграничительным дискриминационном признаком, например в подходе общественного концепта социальной полезности. Именно этот подход разделил людей на здоровых и инвалидов. Тело выражает определенную норму, позволяющую одним и не дающую другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:

     - человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;

     -  здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;

     - здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.

     Способность — неспособность превращать тело в предмет обмена, использовать его для равноправного участия в общественной и производительной деятельности является одним из оснований, определяющих активность или пассивность личности. Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов, интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.

     Человек как существо социальное реализует  свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Наличие или отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. В этом ключе дихотомия концептуальных построений в социальной работе связана со следующими проблемами:

     потребности — желания;

     удовлетворение  — лишение права;

     права — свобода выбора;

     справедливость  — несправедливость;

     солидарность  — индивидуализм;

     доступ  к власти — отсутствие доступа  к власти;

     ответственность — безответственность;

     конфликт  — урегулирование конфликта;

     автономность  — контроль.

     Эти аспекты выступают в качестве точек континуума, в одной из которых проявляется тема человека-социального в контексте проблемы человек и общество. Социальное бытие человека, возможность — невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни — все это составляет философскую проблематику теории социальной работы. Человек-социальный в концептах социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Проблемное поле данного субъекта осмысляется на макроуровне, в контексте превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий профессиональной деятельности. Для каждой группы общая тема, как, например, нищета, имеет самостоятельное значение, несмотря на то, что ее общие аспекты — качество жизни, питание, занятость, жилищные условия, доступ к здравоохранению и медицине — характерны для всех уязвимых групп.

     Таким образом, тема «человека-нуждающегося» предстает в социальной работе в различных проявлениях и понятийном многообразии, отражая различные уровни ее осмысления, от микро- и мезо-, до макро- и мего- уровней. Это лишний раз показывает сложность научного осмысления человека, который предстает и как реальный индивид со своими конкретными социальными запросами, и как уникальное явление индивидуальных проявлений и типологических особенностей, и как представитель определенного исторического времени и конкретной культуры, и как субъект со специфическими эмотивными проявлениями, отношениями и связями. Однако на каких бы уровнях не был бы сформулирован запрос клиента, теория социальной работы определяет его положение в системе бытия и общественного мира как «человека-нуждающегося». Из этого концепта выстраиваются все техники поддержки, все методы помощи, а также методологические схемы осмысления теорий социальной работы.  

     1.2. Философия независимой жизни  инвалидов.  

     Человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей! 
     Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. 
       Понятие "независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь - это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования. 
         В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. 
     Все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако, эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.  

Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе