Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат
Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе
Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.
Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.
В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.БЕЛИНСКОГО
Факультет социологии
и социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория социальной работы»
на тему
«Социальная
работа и проблемы инвалидов в
обществе»
Выполнила: студентка ФССР
группы СР-32
Мурашова Д.Ю.
Проверила: к.ф.н., доцент
Ажнакина
Н.Б.
Пенза,
2010 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Теоретическое исследование проблем
людей, имеющих инвалидность………………………………………………
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия
независимой жизни инвалидов………
1.3. История
правозащитного движения
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация
инвалида – процесс восстановления
социальной полноценной личности………………………………………………….……
2.2. Социокультурная
реабилитация инвалидов - путь к
независимой жизни инвалида……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность
темы. Общеизвестно,
что инвалиды сталкиваются с той или иной
формой дискриминации. Им чаще свойственны
иждивенчество и зависимость, пассивность
и закомплексованность. Зачастую они имеют
невысокий образовательный уровень и
низкую квалификацию. Многие из них –
представители беднейших слоев населения.
Активное включение таких людей в жизнь
общества является максимально эффективным
и наиболее демократичным способом улучшения
их положения. Первый шаг к этому - содействие
формированию самостоятельного и независимого
образа жизни людей, имеющих инвалидность.
Разнообразие контингентов лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий в зависимости от возраста, характера и тяжести инвалидности, семейного положения и места жительства, требует от социальных работников знания наряду с общими также и специальных методов и организационных форм работы с конкретными контингентами инвалидов, например, с маломобильными группами населения. Так, для инвалидов с детства среди мер социальной и профессиональной реабилитации основными представляются: привитие навыков самообслуживания, общее образование, профессиональная ориентация и обучение доступным профессиям. Для инвалидов молодого возраста, имевшим ранее профессию, на первом плане, наряду с медицинской реабилитацией, стоят профессиональная переориентация и переподготовка с дальнейшим рациональным трудоустройством; в случае необходимости — протезирование разного профиля, снабжение средствами передвижения. Для инвалидов старших возрастных групп главным звеном реабилитации является рациональное трудоустройство в сочетании с мерами социальной помощи и поддержки [5].
Существенные
различия имеются в организации
социально-бытовой помощи инвалидов в
зависимости от характера имеющихся нарушений
и ограничений жизнедеятельности. Социально-бытовая
помощь и трудовая реабилитация инвалидов
вследствие поражений опорно-двигательного
аппарата существенно отличается от реабилитации
слепых и глухонемых.
Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе
Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.
Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.
В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
2.
Рассмотреть подходы социальной работы
в решении проблем инвалидов в обществе
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
1.1.
«Человек-нуждающийся» —
Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».
«Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный субъект, не имея возможности в силу разных причин принимать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация может быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, т.е. окружением человека.
Личностное бытие субъекта ориентировано на то, что он находит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществлении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществления задействованы различные проявления субъектности человека: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диалектические противоречия, что ведет к осложнению жизненных стратегий человека.
Человек-рациональный сталкивается с противоречиями поведения. Его аутентичные решения, соответствующие его нормативным представлениям и стереотипам, могут входить в противоречие с представлениями окружающих, их ценностными нормами, поведенческими стереотипами. Как субъект своего бытия и поведения, человек не может действительно располагать собой. В этой связи когнитивные процессы могут выступать в качестве стресса. В социальной работе такое поведенческое противоречие связывают с адаптивными кризисами и кризисами развития, когда природа расстройства ограничивает адекватное социальное функционирование клиента.
Человек как природное существо имеет другой модус проблем. В своей личностной конкретности и определенности он осмысляется через материю, физическое тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражаются посредством тела и его строго индивидуального состояния. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что, по сути, составляет структуру личности». Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой принадлежности. При определенных условиях тело выступает разграничительным дискриминационном признаком, например в подходе общественного концепта социальной полезности. Именно этот подход разделил людей на здоровых и инвалидов. Тело выражает определенную норму, позволяющую одним и не дающую другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:
- человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;
- здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;
- здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.
Способность — неспособность превращать тело в предмет обмена, использовать его для равноправного участия в общественной и производительной деятельности является одним из оснований, определяющих активность или пассивность личности. Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов, интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.
Человек как существо социальное реализует свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Наличие или отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. В этом ключе дихотомия концептуальных построений в социальной работе связана со следующими проблемами:
потребности — желания;
удовлетворение — лишение права;
права — свобода выбора;
справедливость — несправедливость;
солидарность — индивидуализм;
доступ к власти — отсутствие доступа к власти;
ответственность — безответственность;
конфликт — урегулирование конфликта;
автономность — контроль.
Эти аспекты выступают в качестве точек континуума, в одной из которых проявляется тема человека-социального в контексте проблемы человек и общество. Социальное бытие человека, возможность — невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни — все это составляет философскую проблематику теории социальной работы. Человек-социальный в концептах социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Проблемное поле данного субъекта осмысляется на макроуровне, в контексте превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий профессиональной деятельности. Для каждой группы общая тема, как, например, нищета, имеет самостоятельное значение, несмотря на то, что ее общие аспекты — качество жизни, питание, занятость, жилищные условия, доступ к здравоохранению и медицине — характерны для всех уязвимых групп.
Таким
образом, тема «человека-нуждающегося»
предстает в социальной работе в различных
проявлениях и понятийном многообразии,
отражая различные уровни ее осмысления,
от микро- и мезо-, до макро- и мего- уровней.
Это лишний раз показывает сложность научного
осмысления человека, который предстает
и как реальный индивид со своими конкретными
социальными запросами, и как уникальное
явление индивидуальных проявлений и
типологических особенностей, и как представитель
определенного исторического времени
и конкретной культуры, и как субъект со
специфическими эмотивными проявлениями,
отношениями и связями. Однако на каких
бы уровнях не был бы сформулирован запрос
клиента, теория социальной работы определяет
его положение в системе бытия и общественного
мира как «человека-нуждающегося». Из
этого концепта выстраиваются все техники
поддержки, все методы помощи, а также
методологические схемы осмысления теорий
социальной работы.
1.2.
Философия независимой жизни
инвалидов.
Человек
с инвалидностью имеет равные
права на участие во всех аспектах
жизни общества; равные права должны быть
обеспечены системой социальных служб,
выравнивающих ограниченные в результате
травмы или заболевания возможности. Инвалидность
не есть медицинская проблема. Инвалидность
- это проблема неравных возможностей!
Инвалидность - это ограничения
в возможностях, обусловленное физическими,
психологическими, сенсорными, культурными,
законодательными и иными барьерами, которые
не позволяют человеку, имеющему инвалидность,
быть интегрированным в общество на таких
же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие
в нем стандарты к особым нуждам людей,
имеющим инвалидность, для того, чтобы
они могли жить независимой жизнью.
Понятие "независимая
жизнь" в концептуальном значении подразумевает
два взаимосвязанных момента. В социально-политическом
значении независимая жизнь - это право
человека быть неотъемлемой частью жизни
общества и принимать активное участие
в социальных, политических и экономических
процессах, это свобода выбора и свобода
доступа к жилым и общественным зданиям,
транспорту, средствам коммуникации, страхованию,
труду и образованию. Независимая жизнь
- это возможность самому определять и
выбирать, принимать решения и управлять
жизненными ситуациями. В социально-политическом
значении независимая жизнь не зависит
от вынужденности человека прибегать
к посторонней помощи или вспомогательным
средствам, необходимым для его физического
функционирования.
В философском
понимании независимая жизнь - это способ
мышления, это психологическая ориентация
личности, которая зависит от ее взаимоотношений
с другими личностями, от физических возможностей,
от окружающей среды и степени развития
систем служб поддержки. Философия независимой
жизни ориентирует человека, имеющего
инвалидность, на то, что он ставит перед
собой такие же задачи, как и любой другой
член общества.
Все мы зависим друг от друга.
Мы зависим от булочника, который выпекает
хлеб, от обувщика и портного, от почтальона
и телефонистки. Обувщик или почтальон
зависят от врача или учителя. Однако,
эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.
Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе