Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе

Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.

Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.

В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:

1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность

2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Шестой  этап - анализ и оценка профессиональных способностей специалистов, подготовка их к работе с инвалидами, информирование о необходимости использования специфических методов обучения инвалидов, создание им особых условий в процессе социокультурной реабилитации, о необходимости взаимодействия всех специалистов между собой и специалистов с инвалидами.

     Седьмой этап - подготовка к реализации социокультурной  реабилитации. Он включает анализ и  оценку материально-технической базы Центра: помещения для каждой программы, оснащение соответствующим оборудованием. При этом необходимо учитывать не только вид социокультурной реабилитационной программы, но и различия в характере инвалидизирующего заболевания (например, нарушение функций опорно-двигательного аппарата и болезни системы кровообращения).

     Восьмой этап - реализация программ социокультурной  реабилитации инвалидов. Это основной и значительно более продолжительный этап в данном технологическом процессе. В законченном виде этот этап предстаёт как модель социокультурной реабилитационной среды, которая основывается на ряде принципиальных положений, связанных с обоюдным, заинтересованным отношением к социокультурной реабилитации и инвалидов, и специалистов.

     1. Принцип создания деятельностной социокультурной реабилитационной среды. Отражает вовлечение инвалидов в активную деятельность, направленную на формирование интересов к культуре и реализацию потребностей в досуговой деятельности и занятости.

     2. Принцип интегрированного подхода к созданию социокультурной реабилитационной среды. Подразумевает вовлечение в активную социокультурную деятельность инвалидов всех категорий, независимо от типа дефекта, характера инвалидизирующей патологии.

     3.Принцип взаимодействия специалистов в разработке и реализации программ социокультурной реабилитации. Реализуется посредством создания междисциплинарных бригад специалистов.

     4.Принцип специфичности и целесообразности. Социокультурная реабилитационная среда как особое социально-средовое воздействие организуется с целью повышения уровня социального функционирования инвалидов, облегчающего адаптацию их в центре реабилитации и последующую интеграцию в общество.

     Девятый этап - оценка эффективности, результативности социокультурного реабилитационного воздействия. По окончанию периода обучения инвалидов специалисты оценивают ее эффективность, которая рассматривается с общепсихологических позиций влияния ее на личностные особенности инвалидов и вместе с тем с точки зрения воздействия ее на развитие специфических социокультурных навыков, знаний, умений инвалидов.

     Результаты  общего воздействия социокультурной  реабилитации оцениваются по состоянию динамики психологического статуса инвалидов, изменению их интересов к культурно-досуговой деятельности, динамики развития коммуникативных навыков.

     Эффективность социокультурного реабилитационного  воздействия может оцениваться по уровню восстановления ранее имевшихся социокультурных навыков, но утраченных вследствие инвалидизирующего заболевания, по степени овладения навыками эстетокультуры, освоения умения осуществлять социокультурную деятельность (рисовать, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, заниматься резьбой по дереву и т.д.).

     В заключение необходимо отметить, что  технологии социокультурной реабилитации представляют собой сложный социальный процесс, осуществляемый в центре реабилитации инвалидов, нацеленный на совершенствование их социального функционирования и способствующий успешной интеграции их в общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Итак, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ). При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

     Одной из важнейших социальных проблем современности является проблема реабилитации инвалидов, как наименее социально защищенных категорий населения. Это комплексная проблема и в решении ее участвуют многочисленные государственные, общественные и частные, а также благотворительные организации, учреждения и фонды.

     Общество  обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для  того, чтобы они могли жить независимой  жизнью.

     Концепция независимой жизни людей, имеющих инвалидность, включает в себя следующие положения:

      - независимая жизнь– это возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в разных жизненных ситуациях.

     -  независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью современного общества и, принимая активное участие в социальных, экономических и политических процессах, иметь свободу выбора.

     -  независимая жизнь – это возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации и быть главным экспертом в оценке их качества;

     - зависимая жизнь – это право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам;

       - независимая жизнь – это все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1.Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.

     2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

     3.Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов: Методическое пособие/сост. О.С. Андреева. С.Н. Лузин. Д.И. Лаврова и др. - М.: ФБМСЭ.- 2005.

     4. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М . I995.

     5.  Добровольская Т.А., Шебалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования. — 1998. — № 4.

     6.Дыскин  А.А.. Танюхина Э.И. Социально-бытовая  и трудовая реабилитация инвалидов  и пожилых граждан. Руководство  для подготовки социальных работников. – М., 1996.

     7.Кормакова  И.Ю. Интеграция в общество  инвалидов с нарушение опорно-двигательного  аппарата. // Работник социальной  службы.- 2002. – №4.

     8. Михайлёва   Е.А.  Адаптация детей и подростков  с ограниченными физическими и умственными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  // Социальное обслуживание . - 2008. - №5

     9. Мурзина Т.Ф. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии // Сборник тезисов докладов международной конференции «Искусство для социальных изменений» 18-19 марта 2003 г. - СПб., 2003.

     10.Словарь-справочник  по социальной работе / Под ред.  Е.И. Холостовой. – М., 1997.

     11.Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.

     12.Сырникова  Б.А. Методика и практика социально-бытовой  реабилитации инвалидов // Социальное  обслуживание. – 2003. -№2.

     13.Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. A.M. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.

     14.Теория и методика социальной работы. Ч. II — М., 1994.

     15.Холостова Е.И.. Деменьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М., 2003.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе