Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе

Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.

Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.

В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:

1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность

2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

                                      социокультурная

     социально-профессиональная, семейно-бытовая реабилитация

                                                        ↓

                                      3 этап МИКРОУРОВЕНЬ

                                        Самореабилитация 

                Рис. I Модель социальной реабилитации инвалидов 

     Рассмотрим  составляющие социальной реабилитации в отдельности.

     Социореабилитация является важным компонентом социальной реабилитации инвалида, - это первый этап на пути его самореабилитации. Однако на сегодняшний день данное направление является недостаточно исследованным, имеющиеся работы в основном посвящаются такой категории, как заикающиеся подростки и взрослые.

     Социореабилитация инвалида — это процесс восстановления социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными: сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения и т. д. Задача социореабилитации - с помощью технических средств реабилитации восстановить нормальные отношения инвалидов с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту [11].

     Целью социореабилитации является развитие мотивационной включенности инвалида, что способствует изменению его самосознания, самоотношения и взаимоотношений инвалида и его ближайшего окружения, а также углублению самопознании родственниками своей роли и ответственности.

     Мы  видим социореабилитацию, прежде всего, как возможность удовлетворения первичных потребностей, которые позволят инвалиду задумываться об удовлетворении вторичных потребностей. Под удовлетворением первичных потребностей в данном случае мы понимаем создание для инвалида условий, при которых он может полноценно включиться в жизнь общества вопреки физическому дефекту. Во-первых, это обеспечение инвалида адаптированным и комфортным жильем, техническими средствами реабилитации (протезы, инвалидные коляски, ходунки, слуховые аппараты и т.д.), необходимыми медикаментами, материальными и иными социальными гарантиями, предусмотренными законодательством. Во-вторых, это систематический патронаж со стороны медиков, социальных работников с целью контроля над состоянием здоровья и взаимоотношений с родственниками, проживающими или осуществляющими уход за инвалидом, его поддержку.

     Когда первичные потребности удовлетворены, инвалид, как и любой индивид, стремится удовлетворить вторичные потребности (потребность в статусе, в достижениях, во власти, в принадлежности и т. д.).

     В данном случае речь идет о втором этапе, который включает в себя социокультурную, социально-профессиональную и семейно-бытовую  реабилитацию. Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов мы характеризуем досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.

     В современной литературе имеется множество публикаций, в которых рассматривается социологический аспект культурно-досуговой деятельности разных категорий  населения, пребывающих в нормальных, естественных условиях свободного времяпрепровождении, но практически нет социологических исследований досуга инвалидов.

     Данный вопрос поднимал С.С. Кучинский в конце XX в. применительно к инвалидам - спинальникам, где он представил результаты исследования содержания и организации досуга больных с последствиями травм и заболеваниями спинного мозга, проходящих курс лечения в специализированном санатории им. Н.Н. Бурденко (Крым, г. Саки).

     Было  выявлено, что наиболее распространенными видами досуговых занятий среди инвалидов-спинальников являются чтение, просмотр передач по телевизору, прослушивание радиопередач, грампластинок и магнитофонных записей, а также отдых в кругу семьи. Наиболее привлекательными для них являются такие виды занятий, как прогулки свежем воздухе, туризм, путешествия, поездки, посещение концертов, кино. Однако они так и остаются наименее реализованными

     Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида.

     По нашему мнению, основы процесс социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т.п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

     Как известно, право на труд и право образование являются неотъемлемыми правами каждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалиды  должны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее место по профессии.

     Социально-профессиональная реабилитация инвалидов включает получение единого образования, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение или переобучение, рациональное трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию.

     Образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.

     В соответствии с Федеральным законом  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждается порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, численность работников в которых составляет более 30 человек (ст. 21). Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 188 изменил порядок и размер взимаемой квоты. Ранее квота составляла не менее 3 % среднесписочной численности с правом субъектов Российской Федерации устанавливать более высокий уровень занятости инвалидов на предприятии, сейчас этот уровень может варьироваться в пределах от 2 до 4 %. Теперь принимать на работу инвалидов обязаны только те предприятия, в которых занято не менее 100 человек.

     Кроме того, согласно последним изменениям в законодательстве, размер пенсии инвалида зависит не от группы инвалидности, а от степени утраты способности трудовой деятельности. Если инвалид 1 группы с III степенью ограничения трудоспособности устраивается на работу, то ему снимают III степень ограничения трудоспособности и пенсия по инвалидности значительно уменьшается.

     Получается, что человеку выгоднее не работать, а сидеть дома.

     За  нарушение прав инвалидов в области  трудоустройства, в частности за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, предусмотрена ответственность по статье 5.42 «Кодекса об административных нарушений Российской Федерации», что влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Однако законодательство не принесло желаемого результата, т.к. трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места сдерживается следующими обстоятельствами: несоответствием рабочих мест, условий работы, специальности требованиям индивидуальной программы реабилитации, режимам работы предприятия, его местоположению. Создание рабочих мест для инвалидов требует от работодателя значительных экономических затрат и финансовых ресурсов, которые в большинстве случаев у него отсутствуют, в результате работодатели стремятся выделить для инвалидов наименее затратные рабочие места, малопригодные для труда.

     С целью преодоления вышеперечисленных проблем, связанных с социально-профессиональной реабилитацией, мы считаем, что нерационально создавать новую систему образования и организации труда для инвалидов, а рациональнее адаптировать к ним уже имеющуюся систему, т.е. создать непрерывную инклюзивную систему образования. Инклюзивное образование — это термин, который используется для описания процесса обучения детей инвалидов в общеобразовательных школах. Мы предполагаем, что эффективность социально-профессиональной реабилитации инвалидов повысится при использовании непрерывного инклюзивного образования. Однако данное направление пока не получило подробного социологического изучения и исследования.

     Полноценная социальная реабилитации инвалидов не может осуществляться вне семейно-бытового контекста, в котором живет человек: семьи, дома-интерната и социального окружения в целом.

     Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51,3%. Причин приобретения инвалидности может быть множество: травма, несчастный случай, прогрессирование заболевания и т.д. Не стоит забывать и об увеличении числа детей-инвалидов, в 2001 г. их было зарегистрировано 617 096 человек.

     Наступление инвалидности — серьезная психологическая  травма для самого инвалида и его ближайших родственников, друзей, знакомых и сотрудников. Проблемы данного характера подтверждают необходимость изучения такой составляющей социальной реабилитации, как семейно-бытовая реабилитация.

     Среди исследователей, занимающихся изучением  проблем семейно-бытовой реабилитации, можно отметить Е.А Кулагину, Е.Р. Ярскую-Смирнову, Е.Г Свистунову, Э.К. Наберушкину и др.

     Е.В. Кулагина отмечает, что государственная политика поддержки семей с инвалидами, и с детьми-инвалидам и в особенности, не способствует поддержанию необходимого уровня жизни для значительной доли семей. Поскольку родители вынуждены брать всю заботу на себя, ухудшается материальное благосостояние, снижается адаптационный потенциал семьи, особенно социально-экономический потенциал женщин, которые теряют экономическую активность и свой профессиональный статус.

     При таких обстоятельствах инвалиды, включая детей, сталкиваются с многочисленными трудностями. Основная нагрузка по их преодолению переносится на ближайших родственников. Российским законодательством предусматривается оказание помощи семьям с детьми-инвалидами, но объектом социальной защиты государства является инвалид, а не семья, занимающаяся большую часть времени его восстановлением. Поэтому интерес к семьям возникает только в момент решения вопросов, связанных с инвалидностью детей, — их лечением, проведением реабилитационных мероприятий, обслуживанием. Не учитывается то обстоятельство, что многие из родителей не имеют возможности работать, чтобы материально обеспечивать детей. В этой связи семейное воспитание детей-инвалидов должно быть обеспечено мерами социальной защиты, позволяющими исключить особые проблемы по уходу, лечению и связанные с этим ограничения занятости родителей.

     Семейно-бытовая  реабилитация способна послужить медиатором, когда семья сталкивается с подобной стрессовой ситуацией. Она выражается не только в материальной поддержке со стороны государства, но и в помощи социального работника, социального психолога, друзей, соседей, родственников. Говоря о семейно-бытовой реабилитации, мы подчеркиваем не только необходимость помощи родственникам инвалида, но и важность создании инвалидами своего семейного очага, т.к. это важная составляющая жизни любого человека.

     Для улучшения положения семей с  инвалидами и с детьми-инвалидами в частности в современных экономических условиях необходима разработка целенаправленной системы мер социальной защиты и психологической поддержки, основывающейся на научном обосновании процессов адаптации семей с инвалидами.

     При условии успешного прохождения второго этапа социальной реабилитации наступает третий этап, на котором происходит самореабилитация инвалида. Самореабилитация инвалидов - это прежде всего изменение индивида под влиянием внутренне присущих ему противоречий, т.е. сознательная и целенаправленная деятельность человека с ограниченными физическими возможностями по формированию и совершенствованию у себя навыков, утраченных по каким-либо причинам, а также развитие способностей, качеств, обретение связей и т.д. Процесс самореабилитации инвалида протекает совместно с процессом само-актулизации личности. Человек начинает осознавать себя хозяином своей судьбы, не испытывает комплексов и включается в социальную жизнь.

Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе