Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе

Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.

Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.

В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:

1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность

2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

       Если Вы не умеете шить, то  Вы идете в магазин или ателье. Если у Вас нет времени или  желания починить утюг, Вы идете  в мастерскую. И опять Ваше  решение зависит от Вашего  желания и обстоятельств. 

       С точки зрения философии независимой  жизни, инвалидность рассматривается  с позиций неумения человека  ходить, слышать, видеть, говорить  или мыслить обычными категориями.  Таким образом, человек, имеющий  инвалидность, попадает в ту же  сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он сам мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то. 

       Включение в инфраструктуру общества  системы социальных служб, которым  человек, имеющий инвалидность, мог  бы делегировать свои ограниченные  возможности, сделало бы его  равноправным членом общества, самостоятельно  принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества. 

     Независимая жизнь означает право и возможность  выбирать самим, как жить. Это значит жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что  делать, с кем встречаться и  куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это значит иметь право ошибаться так же, как любой другой человек.

       Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять  множеству преград и преодолеть  их. Такие преграды могут быть явными (физическая среда и т.д.), а также скрытыми (отношение людей). Если преодолеть эти преграды, можно добиться многих преимуществ для себя, это - первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.

       Философия независимой жизни  в широком смысле представляет  собой движение в защиту гражданских прав миллионов инвалидов по всему миру. Это - волна протеста против сегрегации и дискриминации инвалидов, а также поддержка прав инвалидов и их способностей в полной мере разделить обязанности и радости нашего общества.

     Как философия, Независимая Жизнь во всем мире определяется как возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие включает в себя контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость - понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.  
  Философия независимой жизни ясно определяет различие между лишенной смысла жизнью в изоляции и приносящим удовлетворение участием в жизни общества.

     Декларация  независимости инвалида (краткие тезисы) 
          - Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

     - Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

     - Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

     - Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

     - Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

     - Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

     - Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

     - Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

     - Помогите мне познать то, что я хочу.

     - Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

     - Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

     - Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.

     - Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

     - Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

     - Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

     - Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. 

     1.3. История правозащитного движения инвалидов.   

     Последние десять лет новейшей истории Российской Федерации ознаменовались большими подвижками в отношении защиты прав и интересов инвалидов. Было принято  множество законов, где декларировался приоритет данного направления  по сравнению с советским периодом. Но, к сожалению, культура защиты прав человека, с общепризнанных гуманистических ценностей, в нашей стране долгие годы находилась под запретом. И это вполне сказалось на качестве законов, которые в большинстве своем есть лишь выполнение “для галочки” международных соглашений и договоров, имеющим приоритет над отечественным законодательством, да извечное “рассейское” отношение к инвалидам как к святым безголосым юродивым.

     Да, инвалиды не представляли, да и наверное сегодня не представляют монолитного общества, объединенного борьбой за свои права. Но многолетний стаж сражений сначала за свое здоровье, а потом и лучшую, достойную жизнь начал сказываться. Первыми это почувствовали коммунисты, а именно Коммунистическая Партия Советского Союза (КПСС), которая в 1988 году под давлением нестройного хора голосов инвалидов издала постановление о создании ВОИ – Всероссийского Общества Инвалидов, но правда сделанного по своему образу и подобию, с жесткой вертикализацией власти, из лиц бывших тогда “приближенными” к “трону”.

     Это была первая робкая попытка инвалидов  создать общественную структуру  занимавшуюся защитой их прав. Вскоре ВОИ начала вырождаться и превращаться в то, во что оно вообще-то и  предназначалось вначале – подконтрольную государству структуру, являющуюся буфером или даже фильтром, сдерживающим “пар”, т.е. стремление инвалидов жить по-человечески. Но первый шаг был сделан!

     Впоследствии  возникали множества контор и  общественных организаций, просуществовавших  ровно столько, насколько хватало энергии и здоровья людей, их возглавлявших, чтобы сражаться с Системой. Системой карательной медицины и “выживательной” системой социальной защиты. Радужные настроения быстро сменялись рутиной ежедневного разбивания благих надежд, которые заменялись апатией.

     Но  в этой-то схватке и стал выкристаллизовываться  опыт правозащитного движения инвалидов. А тут еще и была принята  новая Конституция, появилась новая  законодательная база, налоговые  и таможенные льготы. Завертелось, закрутилось  колесо золотой лихорадки! Но закон сохранения энергии гласит, что что-то из неоткуда не появляется и в никуда не уходит. Правозащитное движение трезвело вместе со страной.

     Выхолощенное  советским строем движение, уныние и апатия оставшиеся от прошлого снова  тянут вниз. Теперь причина другая. Нет желания бороться за свои права и только единицы, понимая это продолжают свою работу. Нет желания, потому что существует еще система МСЭ, которая быстро, несмотря на то, что состояние здоровья не улучшилось (как может вырасти нога или появиться почка?!) выводит социально активных людей, имеющих инвалидность, за рамки льгот, дарованных инвалидам 1 и 2 группы, тем самым обрекая человека с его болезнью ограниченными возможностями, на борьбу за просто кусок хлеба. В этом и состоит иезуитский замысел Системы – отделить “вожаков” от “стада”, создав им условия, при которых желание быть активным и вести за собой людей, должно уйти и заменяться желанием просто поесть досыта.

     И здесь каждый решает для себя сам. То ли отдать право решать в этой жизни свою судьбу самому, то ли отдать это право за кусок гуманитарной колбасы или рыбы. Но увы, а практика это показывает с полной беспощадностью, тот кто отдает право иметь свободу, как правило потом ни колбасы, ни свободы не имеет. Американцы, поняв это, подняли флаг концепции Независимой Жизни. И стал появляться уникальный, но пока в единичных случаях, опыт взаимодействий общественных организаций с международным правозащитным движением и друг с другом. Появились общественные структуры инвалидов, не зависящие от государства. Стала более сильно проявляться стремление обмениваться опытом, и контактируя друг с другом избегать ошибок.

     Наконец более или менее получил внедрение «Интернет», который придал правозащитному движению совершенно иное качество. Для движения исчезли границы! Инвалиды могут получать информацию практически мгновенно!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Подходы к независимой жизни  инвалидов как философии и методологии  социальной реабилитации.

 

     2.1. Социореабилитация инвалида –  процесс восстановления  социальной полноценной личности. 

     По  данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый житель нашей планеты - инвалид. В мире их 600 млн. человек, из них около 12,5 млн. — в России. В научной литературе инвалидность рассматривается как нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма.

     В данной работе мы будем  придерживаться этого определения.

     Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия  населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс.

     Данные  идеи нашли отражение в России, когда в 1995 г. был принят закон  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - первый нормативный документ, который активно защищает права людей с ограниченными возможностями. Согласно данному закону, основным направлением социальной политики в решении проблем инвалидности является комплексная реабилитация, которая включает в себя медицинскую, социальную и социально-профессиональную. Особое значение имеет социальная бытовая реабилитация, так как она является наиболее обширной областью: это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психического статуса в обществе [10].

     Процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

     Для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации. К ним мы относим социореа-билитацию, социокультурную реабилитацию, социально-профессиональную и самореабилитацию. По нашему мнению, можно выстроить иерархию этих направлений социальной реабилитации и таким образом построить модель социальной реабилитации.

     В этом случае социальная реабилитация может быть особенно эффективной. 

                                  1 этап МАКРОУРОВЕНЬ

                                     Социореабилитация

                                                      ↓

                                  2 этап МАКРОУРОВЕНЬ

Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе