Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:51, реферат
Цель курсовой работы: рассмотреть социальную работу и проблемы инвалидов в обществе
Объектом исследования является независимая жизнь в обществе людей, имеющих инвалидность.
Предмет исследования: социореабилитация инвалидов как комплекс мероприятий и условий, позволяющих инвалидам вести независимый образ жизни.
В соответствии с целью данной работы ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность
2. Рассмотреть подходы социальной работы в решении проблем инвалидов в обществе
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретическое исследование проблем людей, имеющих инвалидность………………………………………………………………..……. 5
1.1.«Человек-нуждающийся» — антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы………………………..…………5
1.2. Философия независимой жизни инвалидов…………………...……………8
1.3. История правозащитного движения инвалидов……………………..……12
Глава II. Социальная работа в решении проблем инвалидов в обществе......15
2.1.Социореабилитация инвалида – процесс восстановления социальной полноценной личности………………………………………………….…….…15
2.2. Социокультурная реабилитация инвалидов - путь к независимой жизни инвалида………………………………………………………..…….…………..23
Заключение…………………………………………………………….…………32
Список литературы………………………………………………………………
Степень самореабилитации инвалида зависит от воздействия внешних и внутренних побудительных сил. Влияние внутренних побудительных сил обусловлено потребностями, интересами, желаниями, стремлениями, ценностями, идеалами, мотивами, а также психологическими особенностями (темперамент, воля, внимание) человека с ограниченными физическими возможностями. Важно учитывать осознание личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте, слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и других заболеваниях).
Проблемы
самореабилитации применительно к инвалидам
в современной науке изучены недостаточно
подробно, поэтому проведение дополнительного
социологического изучения более чем
актуально [11].
2.2.
Социокультурная реабилитация
Важным направлением в комплексной социальной реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация. В курсовой работе социокультурная реабилитация рассматривается как социальный процесс - последовательность функциональных социальных мероприятий, направленных на повышение социального статуса инвалида, включение его в общественно-полезную деятельность, повышение культурно-образовательного уровня, повышение психологической устойчивости и улучшение качества жизни, преодоление информационно-познавательного «голода», т.е. все то, что может влиять на независимую жизнь инвалида.
Социокультурная реабилитация инвалидов представляет собой систему мер духовного и культурного воздействия на личность инвалида с целью расширения его социального опыта и эффективного социального функционирования в обществе, приобщения к накопленным ценностям в области культуры.
В
настоящее время потребность
в осуществлении
Показатель значимости социокультурной реабилитации для инвалидов и общества - это ее закрепление в индивидуальной программе реабилитации инвалида (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379-н) в качестве обязательной к реализации наряду с социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-средовой реабилитацией.
Социокультурная реабилитация инвалидов, исходя из ее основной цели (интеграции в общество), в системе социальной защиты населения может рассматриваться более широко. В частности, это касается детей с аномалиями в психофизическом развитии, для которых важна система социокультурной адаптации и реабилитации посредством использования средств и условий досуговых центров, учреждений по развитию научно-технического и художественного творчества [4], с применением методов психотерапии творчеством детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы с явлениями дезадаптации [6].
Концепция
социокультурной реабилитации как
социального процесса базируется на ряде
теоретических социологических подходов,
социологии культуры, с точки зрения базовых
ценностей, которые характеризуют основные
ориентации людей - в труде, в политике,
в быту. В рамках социокультурной реабилитации
интерес представляет классификация базовых
ценностей, предложенная Н.И. Лапиным:
-жизнь человека как высшая ценность, самоценность;
-свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида»;
-нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;
- общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;
- семья, личное счастье, продолжение рода;
- работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;
- благополучие - доходы, комфорт, здоровье;
- традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств;
- законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.
К базовым ценностям, формирующим личность, на наш взгляд, можно отнести здоровый образ жизни, основанный на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с природой.
Таким образом, можно говорить о взаимосвязи процесса социокультурной реабилитации с процессом социализации - усвоения общественного опыта, овладения продуктами материальной и духовной культуры с учетом психического развития индивидуума, которые ранее были разработаны и научно обоснованы Н.И. Леонтьевым.
Творческое изучение концепций социализации позволяет использовать их в социокультурной реабилитации инвалидов, т.к. социализация отвечает тем же целям и задачам и потому является для них актуальной.
При рассмотрении инвалидности, наступившей в зрелом возрасте (сформировавшейся личности), правомернее говорить о социокультурной ресоциализации как о социальном процессе, включающем восстановление утраченного социокультурного поведения в связи с инвалидизирующим заболеванием, с целью достижения равноправного положения и возможностью овладения, накопленными в обществе знаниями в области культуры.
Близость
понятий социокультурная
В этом отношении представляет интерес деятельность областного центра реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» г. Липецка (далее - Центр). Специалисты учреждения большое внимание уделяют изучению и применению социальных технологий в рамках социокультурной реабилитации лице ограниченными возможностями.
Реабилитационную деятельность Центр осуществляет с 1997 года и располагает соответствующей материально-технической базой, квалифицированными специалистами. Лица с ограниченными возможностями обучаются наиболее востребованным профессиям на региональном уровне: лозоплетению, флористике, вязанию, росписи по дереву. В Центре подготавливаются операторы ЭВМ, портные, обувщики, парикмахеры. Большая часть этих профессий относится к разряду творческих, что очень важно для развития художественного вкуса, овладения навыками дизайна, изучения модных направлений в одежде, прическе и т.д. В Центре, помимо профессионального обучения, осуществляется также и медицинская реабилитация и широкий круг социально-реабилитационных мероприятий. Среди них социокультурная реабилитация занимает ведущее место.
По существу реабилитация носит комплексный характер. В ее реализации участвуют разные специалисты: врачи-реабилитологи, психологи, мастера трудового обучения, культорганизаторы, специалисты по социальной работе.
У инвалидов, поступивших в центр реабилитации и начинающих образовательный процесс, вступление в профессиональное образование в отношении возможных предпосылок к овладению социокультурными навыками возникает ряд проблем:
во-первых, у инвалидов существует дефицит культурного образования в силу сложившейся ситуации в обществе, где не только детям-инвалидам в процессе их социализации, но и здоровым детям мало доступны источники культуры;
во-вторых, в связи с инвалидизирующим заболеванием у лиц молодого возраста (составляющих преобладающую долю в контингенте инвалидов) не сформировалась потребностная сфера и, в частности, в области культуры;
в-третьих, у инвалидов социокультурная деятельность «отодвинута», «зашторена» более утилитарной потребностью получения профессии.
В связи с этим социокультурная реабилитация, в известной степени, носит «навязанный», «принудительный» характер и поэтому нуждается в научном обосновании и доказательстве необходимости ее осуществления.
Реализация социокультурной реабилитации инвалидов, независимо от времени (возраста) наступления инвалидности, требует разработки последовательности осуществления мероприятий, особого алгоритма социальных технологий. С социологической точки зрения они могут быть рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата, либо как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата.
Технологии социокультурной реабилитации инвалидов осуществляются в соответствии с указанными представлениями в определенной последовательности, этапности действий различных специалистов. Представленные этапы технологического процесса, реализованные в практической работе Центра носят обобщенный характер. Первый и второй этапы включают общие диагностические методики, которые позволяют в дальнейшем перейти к дифференцированным приемам с учетом выявленных особенностей инвалидов в психофизиологической сфере, технологии.
Первый этап (начальный) - анализ и оценка психологического статуса инвалида. Осуществляется методами психологической диагностики, изучается состояние познавательной сферы, психических функций (память, внимание, мышление). С учетом задач социокультурной реабилитации проводится анализ и оценка потенциальных способностей инвалидов к восприятию музыки, живописи, танцу, осуществлялось выявление склонностей их интересов к какому-либо виду искусства, культуры.
Второй этап - психологическая диагностика. Анализ личностных особенностей, личностной сферы инвалидов. Психодиагностика личностной сферы включает определение следующих показателей: уровень тревожности, уровень самооценки, акцентуации характера, мотивация одобрения (степень потребности общения). Психодиагностика личностной сферы выявляет основные характеристики личности, либо создающие предпосылки к успешной социокультурной реабилитации, либо требующие предварительной коррекции.
Третий этап - выявление, анализ и оценка у инвалидов потребностей в приобщении к культуре, к овладению навыками творческой исполнительской деятельности в производстве, изготовлении красочных предметов одежды, быта и др. Эти данные необходимы для представления об общих, сходных направлениях в потребностях инвалидов и их особых, частных, исключительных потребностях, которые, возможно, потребуют не групповых, а индивидуальных занятий.
Четвертый этап - формирование групп инвалидов для проведения социокультурных реабилитационных мероприятий. В основу этого этапа положены результаты изучения состояния познавательных и личностных характеристик инвалидов, их потребностей в социокультурной реабилитации. Следовательно, группы сформированы с учетом этих показателей, могут отличаться и требовать разработки разных программ.
Пятый этап - разработка программ проведения социокультурной реабилитации. Они могут быть представлены эстетотерапией, библиотерапией, арт-терапией, музыкотерапией, дансингтерапией, гарденотерапией и т.д. Сложность разработки и особенно реализации программ социокультурной реабилитации определяется тем, что все они имеют сходную адресацию к различным сферам социального функционирования и в меньшей степени обладают специфичностью воздействия. Вместе с тем, диапазон их влияния на эмоциональную, двигательную, интеллектуальную сферу позволяет применять их в комбинации.
Информация о работе Социальная работа и проблемы инвалидов в обществе