Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
определить причины детской безнадзорности;
проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории социальной работы.doc

— 196.50 Кб (Скачать)


Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из особенностей современного положения детей с российском обществе является социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития каждого ребенка и всех детей. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством. В менее опасной для общества форме, но не менее значимой для психики  ребенка, социальная депривация проявляется в неполных, конфликтных семьях, там, где родители находятся на грани развода и т.д.

К категории социально депривированных  детей следует относить прежде всего  тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, в том числе и безнадзорных детей и подростков.

 Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу  с такими явлениями, как самочувствие  детей, степень благополучия и  удовлетворенности в качестве  и количестве потребляемых ими  благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни. Основные качественные показатели обеспечения жизнедеятельности детей остаются низкими, состояние защиты детства и реализации прав ребенка по-прежнему вызывает обоснованную тревогу.

Проблемой данной работы является социальная депривированность детей современного российского общества, выражающаяся, в частности, в ежегодно возрастающем количестве безнадзорных детей.

С каждым годом увеличивается  количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и  воспитание детей. Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.

Опасность безнадзорности видится  в том, что среда, в которой  социализируются безнадзорные дети, способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Актуальность проблемы заключается в необходимости поиска путей по снижению количества безнадзорных детей.

Проблема безнадзорности изучалась  такими известными деятелями как  Кащенко В.П., Сорока-Росинским В.Н., Макаренко А.С., и другими. Безнадзорные дети относятся к категории трудновоспитуемых  детей. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя представляет определенные сложности.

Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты

Цель реализуется посредством  решения поставленных задач:

  1. определить причины детской безнадзорности;
  2. проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
  3. изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
  4. изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.

Теоретико-методологической базой для исследования послужил системно-экологический подход Ури Бронфенбреннера, в рамках которого предполагается рассмотрение не только непосредственно семьи и домашнего окружения ребенка, но и учет влияния окружения как важных факторов развития ребенка и семьи.

Информационную базу работы составили - нормативные правовые акты, а именно Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24.06.99 г. (№ 120-ФЗ), Федеральный Закон от 24.07.98 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон Мурманской области от 28.04.1997 N 59-01-ЗМО "О защите прав ребенка в Мурманской области" (в редакции от 08.11.2001 N 302-01-ЗМО), Закон Мурманской области от 28.12.04. № 571-01-ЗМО «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», Правительство Мурманской области Постановление от 12.03.2004 г. № 72-ПП «О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Мурманской области», Приказ МВД РФ № 569 – 2000 г. «Об утверждении инструкции по организации работы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Апатиты.

Практическая значимость заключается в том, что работа может быть рекомендована в качестве материала для изучения проблемы детской безнадзорности в г. Апатиты и методов работы с данной категорией детей, а также может послужить основой для улучшения организации деятельности органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности. 
Глава 1.  Современное состояние проблемы детской безнадзорности в России.

 

 

1.1  Детская безнадзорность как  социальная проблема в России.

 

В 1960-е гг. понятие «беспризорные  дети» практически исчезает как  из повседневной практики, так и со страниц отечественных изданий, не говоря уже об официальных документах. Считалось, что имеются лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, в поисках приключений и т.п. [23, 61]

Между тем детские приемники, действующие  в системе Министерства внутренних дел РФ, не пустовали. Они собирали под своей крышей не только потерявшихся детей и подростков – «путешественников», но и тех, кто забыл о собственном  доме, жил, где придется, добывал средства к жизни нищенством, проституцией, кражами и т.п. Другими словами, в те годы беспризорность, уменьшившаяся, как бы ушла в тень, а потому этой проблемой серьезно не занимались. [33, 19]

Термин «безнадзорности» (а не «беспризорность») стал фигурировать, когда речь пошла о детской преступности и ее причинах. Словосочетание «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» становилось все более привычным, употребляясь в правовых актах, юридической и другой официальной литературе.

В независимом докладе российского детского фонда о положении детей «Дети на пороге ХХI века» (2002 г.) отмечалось, что сегодня важно не только понять причины указной выше происшедшей подмены терминов, но и осмыслить стоящие за этим сущностные характеристики самого явления. Необходимо сформировать реальные представления о масштабах беспризорности и направить все усилия общества на профилактику роста числа беспризорных детей и на спасение тех, кто уже оказался в этой категории. [19, 53]

В федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997 г.), а затем и в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями и самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность; осужденные условно и другое, всего 14 категорий. [5]

Однако подобного рода критерии не вносят ясности в определении  признаков безнадзорности и беспризорности, сливают их воедино.

В Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включены два термина: «безнадзорность» и «беспризорность».

Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и ( или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – это  то же безнадзорный, но не имеющий места  жительства и (или) места пребывания.

Причем два термина  фигурируют в тексте закона в одной  статье и объединены одной целью. [5]

Между безнадзорностью  и беспризорностью существует прочная  связь. Безнадзорность служит благоприятной  почвой для беспризорности. По нашему мнению, безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, специалисты по социальной работе). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств, среди которых главенствует безнадзорность. [5]

Существует еще одна категория детей, которых называют бездомными. Бездомных детей определяют как детей, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, те, которым по каким-либо причинам негде жить. [14, 75]

Между настоящими тремя  понятиями есть явная связь, они  близки по сути в некоторых аспектах. Но для дальнейшего изучения нашей  проблемы мы решили четко разграничить эти три термина.

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ в 2001 г. еще раз признала, что детская безнадзорность является следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией социальной среды.

Важно признать, что в  современной России, по существу, блокирована  одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности ее удовлетворения выбрасывает ребенка на улицу. Оценивать положение детей можно лишь по одному критерию – критерию любви, заботы и внимания к ним.

Сегодня ведущую  роль в проблеме играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 г. (№ 120-ФЗ). Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Закон определил следующие  задачи:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В качестве основных принципов  деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений детей в законе названы: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике детской безнадзорности и правонарушений; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных  интересов детей. [5]

Закон существенно изменил  функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Дети, занимающиеся бродяжничеством, подлежат теперь помещению в специализированные учреждения социальной защиты, а не в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Гуманистическая идеология, демократические принципы и основные направления профилактической деятельности с детьми получили отражение в официальной «Концепции совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях», которая нацелена на преодоление роста социальных девиаций, создание условий для пресечения насилия в отношении детей, защиты их прав.

На федеральном уровне работа по организации профилактики безнадзорности и правонарушений осуществляется Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Координатором в системе министерств и ведомств выступает Министерство труда и социального развития России. В его структуре функционирует департамент по делам семьи, женщин  и детей.

Информация о работе Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью