Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
определить причины детской безнадзорности;
проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.
Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:
Заброшенность ребенка
можно заподозрить при
О безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:
В отдельных случаях характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии. [28, 156]
В исследовании данной проблемы особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты:
1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;
2) нежелание сотрудничества
3) игнорирование
и искажение результатов
4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;
5) признаки возбужденного
6) отказ от посещений ребенка, помещенного в стационар;
7) указания на жестокое
8) инфантильные супружеские или партнерские отношения;
9) сильные тенденции к изоляции в семье, отсутствие контактов с соседями;
10) нереалистичные ожидания в отношении ребенка;
11) частая смена врача или больницы;
12) злоупотребление алкоголем.
Во многих случаях
наблюдается сочетание
Некоторые факторы, влияющие на ребенка, родителей либо на семью в целом, могут играть причинную роль в возникновении детской безнадзорности. К числу современных проблем в первую очередь относится тот факт, что ни одна из множества теорий, пытающихся объяснить причины плохого обращения с детьми, так и не стала общепризнанной. Подобно тому, как определения в этой сфере зависят от личных и профессиональных воззрений и ценностей авторов, теории причин безнадзорности отражают в основном убеждения и профессиональный опыт исследователя. [18, 45]
Первоначально во всех работах по этой проблематике делалась попытка найти медицинскую модель плохого обращения и плохого ухода, давалось психиатрическое объяснение этих явлений. Психиатрическая модель относит плохое обращение и уход за счет патологических изменений в психике виновного, начиная с тяжелых психических заболеваний и кончая отдельными отклонениями от нормы. Хотя в исследованиях плохое обращение и плохой уход связываются с рядом определенных черт личности родителей, цельного комплекса характеристик не было создано. Более того, эмпирические наблюдения не подтвердили, что психические заболевания являются главным фактором в этиологии плохого ухода и плохого обращения с детьми.
Социологическая модель в определении причин плохого обращения и ухода смещает акцент с личных качеств родителей на социальный контекст, в котором происходит нарушение. В частности, в качестве основного возбудителя стресса, ведущего к дурному обращению, рассматривались факторы социальной среды: социально-экономическое положение семьи, безработица, финансовые затруднения, плохие жилищные условия, размеры и состав семьи, юный возраст родителей, социальная изоляция. В качестве важного фактора, влияющего на обращение с детьми, рассматриваются также принятые социокультурные нормы и воззрения соответствующих групп населения. Но, хотя многие исследования указывали на связь между факторами социальной среды и случаями плохого обращения и ухода, тем не менее ни один из этих факторов не был налицо во всех семьях. Поэтому социологическая модель не может дать всеобъемлющего объяснения причин анализируемого явления. [40, 56]
Еще одна теория подчеркивает роль самого ребенка, который побуждает к плохому обращению и плохому уходу. Исследования сосредоточивались на специфических характеристиках ребенка, особенно врожденных, которые мешают развитию позитивных отношений между ним и родителями, — низкий вес при рождении, недоношенность, физические или психические недостатки и болезни, особенности поведения. Независимо от того, имеются ли эти особенности у ребенка или нет, если родители воспринимают его как имеющего отклонения или трудного, то это может увеличивать риск плохого обращения или ухода. Хотя это представление скорее относится к плохому обращению, чем к плохому уходу, последний тоже может быть объясним влиянием поведения и особенностей ребенка.
По мере того как с течением времени эволюционировал концептуальный подход к этиологии плохого обращения и плохого ухода, было признано, что ни один из факторов не может рассматриваться в качестве единственной причины. Это привело к интеграции указанных подходов в комплексную модель. Она трактует плохое обращение и плохой уход за ребенком как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием нескольких элементов: особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызванными социально-экономической средой, в которой живет семья, и общественными условиями в более широком смысле слова. В известной мере даже при комплексном подходе упор делается на тот или иной элемент модели, но эмпирическим исследованиям еще предстоит выяснить сравнительную роль каждого из компонентов. [40, 62]
Сегодня существует единое мнение, что все многообразие безнадзорности лучше всего объясняет интеракционный подход, вытекающий из четырех основных предположений.
Таким образом, жестокое обращение с детьми и безнадзорность возникают, как правило, в результате взаимодействия описанных особенностей ребенка и родителей. Дополнительные неблагоприятные ситуации создают также значительные перегрузки у одного из родителей или опекающих ребенка лиц, а разрядка напряжения выливается в агрессию по отношению к самому беспомощному члену семьи — ребенку. Иными словами, чаще всего детская безнадзорность выражает беспомощность или неспособность родителей или других опекающих лиц адекватно обращаться с ребенком и удовлетворять его специфические потребности. [37, 114]
1.3 Роль социальной
работы в проблеме
Хотя и нет такой профессии, которая могла бы претендовать на исключительные прерогативы в решении проблемы детской безнадзорности, социальная работа играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государственные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого обращения и ухода. Социальные работники в этих ведомствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений. Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обращения с детьми и нейтрализация их последствий разрабатываются и осуществляются преимущественно социальными работниками в государственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на проводимую политику и практические действия в этой сфере.
Предполагается, что вклад социальных работников в общее дело в значительной мере определяется их опытом работы с семьями, где дети являются безнадзорными. Однако ситуация осложнена тем, что их практический опыт слабо подкреплен теоретическими знаниями, которые зачастую почерпнуты из литературы, имеющей отдаленное отношение к теории или научным исследованиям. Анализ содержательной стороны появляющихся в специальных журналах для социальных работников статей по рассматриваемой проблеме показывает, что большинство материалов посвящено программам или практическим вопросам и лишь в немногих анализируются теоретические проблемы или результаты научных изысканий. Л. Кэйн (1983) призвал социальных работников не только использовать результаты исследований специалистов в других областях в своей практической работе, но и самим не чуждаться научно-аналитической деятельности, чтобы определить, насколько эффективна их помощь неблагополучным семьям.
Глава 2. Содержание деятельности Отделения по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав по предотвращению проблемы детской безнадзорности.
2.1 Общие сведения о состоянии
проблемы детской
Проблемой эмпирического исследования, является социальная депривированность детей современного российского общества, выражающаяся, в частности, в ежегодно возрастающем количестве безнадзорных детей.
Актуальность проблемы эмпирического
исследования в том, что среда, в
которой социализируются
Цель заключается в изучении особенностей деятельности Отделения по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Апатиты по социальной профилактике детской и подростковой безнадзорности.
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
В качестве методов сбора
данных послужили методы анализа
документов и полуструктурированное
интервью в рамках экспертного опроса.
В основе метода анализа документов
изучались официальные
Исследование проводилось на базе Отделения по делам несовершеннолетних ГОВД и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как координирующего органа системы профилактики детской безнадзорности, г. Апатиты.
На первом этапе исследования осуществлялся сбор необходимой информации по Отделения по делам несовершеннолетних ГОВД и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Апатиты и систематизация полученных данных с помощью метода анализа документов.
Были изучены следующие
2.2 Изучение деятельности
Отделения по делам
В своей деятельности сотрудники ОДН руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законодательными и иными правовыми нормативными актами Мурманской области, органов местного самоуправления г. Апатиты.
Информация о работе Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью