Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
определить причины детской безнадзорности;
проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории социальной работы.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Заброшенными могут оказаться  и дети, находящиеся на полном государственном  обеспечении.

Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • задержка речевого и моторного развития.

Заброшенность ребенка  можно заподозрить при следующем  состоянии и поведении ребенка:

  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требования ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость
  • агрессивность и импульсивность;
  • антиобщественное поведение, вплоть до вандализма. [29, 6]

О безнадзорности свидетельствуют следующие признаки:

  1. необъяснимые отклонения в физическом состоянии, указания на 
    травмы, полученные в прошлом;
  2. признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения (такого, например, как нарушение питания);
  3. резко выраженная боязливость ребенка;
  4. у детей младшего возраста — отсутствие поиска защиты у родителей и обращение за помощью к другим взрослым в новой для ребенка или устрашающей ситуации;
  5. у детей более старшего возраста - «стена» против любых признаков конфликта и одновременно признаки чрезмерно приспособительного поведения.

В отдельных  случаях характерны физические повреждения, нарушения роста, интеллектуальная запущенность, эмоциональные расстройства и отклонения в поведении, а также личностные аномалии. [28, 156]

В исследовании данной проблемы особое значение нужно придавать поведению родителей и наблюдаемым в нем отклонениям. На мысль о жестоком обращении с детьми должны наводить следующие моменты:

          1) несоответствие между состоянием ребенка и описанием его родителями;

          2) нежелание сотрудничества вплоть  до враждебного отношения со  стороны родителей;

          3) игнорирование  и искажение результатов врачебного  исследования;

          4) неадекватная реакция на телесные повреждения у ребенка;

          5) признаки возбужденного состояния  и утраты контроля;

          6) отказ от посещений ребенка,  помещенного в стационар;

          7) указания на жестокое обращение  и безнадзорность в анамнезе  самих родителей;                        

           8) инфантильные супружеские или  партнерские отношения;

         9) сильные тенденции к изоляции  в семье, отсутствие контактов  с соседями;

10) нереалистичные  ожидания в отношении ребенка;

        11) частая смена врача или больницы;

        12) злоупотребление  алкоголем.

Во многих случаях  наблюдается сочетание нескольких названных факторов. К этому нередко добавляются особенности социальной ситуации, такие как безработица, социальная дискриминация или специфические конфликты. [49, 20]

Некоторые факторы, влияющие на ребенка, родителей либо на семью в целом, могут играть причинную роль в возникновении  детской безнадзорности. К числу современных проблем в первую очередь относится тот факт, что ни одна из множества теорий, пытающихся объяснить причины плохого обращения с детьми, так и не стала общепризнанной. Подобно тому, как определения в этой сфере зависят от личных и профессиональных воззрений и ценностей авторов, теории причин безнадзорности отражают в основном убеждения и профессиональный опыт исследователя. [18, 45]

Первоначально во всех работах по этой проблематике делалась попытка найти медицинскую модель плохого обращения и плохого ухода, давалось психиатрическое объяснение этих явлений. Психиатрическая модель относит плохое обращение и уход за счет патологических изменений в психике виновного, начиная с тяжелых психических заболеваний и кончая отдельными отклонениями от нормы. Хотя в исследованиях плохое обращение и плохой уход связываются с рядом определенных черт личности родителей, цельного комплекса характеристик не было создано. Более того, эмпирические наблюдения не подтвердили, что психические заболевания являются главным фактором в этиологии плохого ухода и плохого обращения с детьми.

Социологическая модель в определении причин плохого обращения и ухода смещает акцент с личных качеств родителей на социальный контекст, в котором происходит нарушение. В частности, в качестве основного возбудителя стресса, ведущего к дурному обращению, рассматривались факторы социальной среды: социально-экономическое положение семьи, безработица, финансовые затруднения, плохие жилищные условия, размеры и состав семьи, юный возраст родителей, социальная изоляция. В качестве важного фактора, влияющего на обращение с детьми, рассматриваются также принятые социокультурные нормы и воззрения соответствующих групп населения. Но, хотя многие исследования указывали на связь между факторами социальной среды и случаями плохого обращения и ухода, тем не менее ни один из этих факторов не был налицо во всех семьях. Поэтому социологическая модель не может дать всеобъемлющего объяснения причин анализируемого явления. [40, 56]

Еще одна теория подчеркивает роль самого ребенка, который  побуждает к плохому обращению и плохому уходу. Исследования сосредоточивались на специфических характеристиках ребенка, особенно врожденных, которые мешают развитию позитивных отношений между ним и родителями, — низкий вес при рождении, недоношенность, физические или психические недостатки и болезни, особенности поведения. Независимо от того, имеются ли эти особенности у ребенка или нет, если родители воспринимают его как имеющего отклонения или трудного, то это может увеличивать риск плохого обращения или ухода. Хотя это представление скорее относится к плохому обращению, чем к плохому уходу, последний тоже может быть объясним влиянием поведения и особенностей ребенка.

По мере того как с течением времени эволюционировал концептуальный подход к этиологии плохого обращения и плохого ухода, было признано, что ни один из факторов не может рассматриваться в качестве единственной причины. Это привело к интеграции указанных подходов в комплексную модель. Она трактует плохое обращение и плохой уход за ребенком как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием нескольких элементов: особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызванными социально-экономической средой, в которой живет семья, и общественными условиями в более широком смысле слова. В известной мере даже при комплексном подходе упор делается на тот или иной элемент модели, но эмпирическим исследованиям еще предстоит выяснить сравнительную роль каждого из компонентов. [40, 62]

Сегодня существует единое мнение, что все многообразие безнадзорности лучше всего объясняет интеракционный подход, вытекающий из четырех основных предположений.

  1. Отсутствие адекватного подхода со стороны родителей. Родителям часто свойственен недостаток эмоциональных контактов. Они не готовы к трудным ситуациям и нередко сами в детстве подвергались жестокому обращению.
  2. Особенности детей, подвергающихся физическому насилию. Такие дети часто имеют черты, из-за которых они легче становятся жертвами насилия.
  3. Особые социальные взаимодействия, благоприятствующие безнадзорности.   
  4. Стимулирующее действие факторов окружения на возникновение  безнадзорности. Такими факторами могут быть психические перегрузки в семье, психические заболевания одного или обоих родителей, низкий уровень доходов, изолированность от общества и т. п.

Таким образом, жестокое обращение с детьми и безнадзорность возникают, как правило, в результате взаимодействия описанных особенностей ребенка и родителей. Дополнительные неблагоприятные ситуации создают также значительные перегрузки у одного из родителей или опекающих ребенка лиц, а разрядка напряжения выливается в агрессию по отношению к самому беспомощному члену семьи — ребенку. Иными словами, чаще всего детская безнадзорность выражает беспомощность или неспособность родителей или других опекающих лиц адекватно обращаться с ребенком и удовлетворять его специфические потребности. [37, 114]

 

1.3 Роль социальной  работы в проблеме безнадзорности.

 

Хотя и  нет такой профессии, которая  могла бы претендовать на исключительные прерогативы в решении проблемы детской безнадзорности, социальная работа играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государственные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого обращения и ухода. Социальные работники в этих ведомствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений. Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обращения с детьми и нейтрализация их последствий разрабатываются и осуществляются преимущественно социальными работниками в государственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на проводимую политику и практические действия в этой сфере.

Предполагается, что вклад социальных работников в общее дело в значительной мере определяется их опытом работы с семьями, где дети являются безнадзорными. Однако ситуация осложнена тем, что их практический опыт слабо подкреплен теоретическими знаниями, которые зачастую почерпнуты из литературы, имеющей отдаленное отношение к теории или научным исследованиям. Анализ содержательной стороны появляющихся в специальных журналах для социальных работников статей по рассматриваемой проблеме показывает, что большинство материалов посвящено программам или практическим вопросам и лишь в немногих анализируются теоретические проблемы или результаты научных изысканий. Л. Кэйн (1983) призвал социальных работников не только использовать результаты исследований специалистов в других областях в своей практической работе, но и самим не  чуждаться  научно-аналитической  деятельности, чтобы определить, насколько эффективна их помощь неблагополучным семьям.

 

 

Глава 2. Содержание деятельности Отделения  по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав по предотвращению проблемы детской безнадзорности.

 

2.1 Общие сведения о состоянии  проблемы детской безнадзорности.

 

Проблемой эмпирического исследования, является социальная депривированность детей современного российского общества, выражающаяся, в частности, в ежегодно возрастающем количестве безнадзорных детей.

Актуальность проблемы эмпирического  исследования в том, что среда, в  которой социализируются безнадзорные дети, способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Поэтому необходимо определить  пути решения проблемы по снижению количества безнадзорных детей.

Цель заключается в изучении особенностей деятельности Отделения по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Апатиты по социальной профилактике детской и подростковой безнадзорности.

Цель реализуется посредством  решения поставленных задач:

  1. изучить причины детской безнадзорности в г. Апатиты;
  2. проанализировать основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность служб и органов детской безнадзорности;
  3. изучить формы и механизмы работы специалистов с безнадзорными детьми и подростками;
  4. разработать практические рекомендации.

В качестве методов сбора  данных послужили методы анализа  документов и полуструктурированное  интервью в рамках экспертного опроса. В основе метода анализа документов изучались официальные документы. В работе была использована стратегия исследования случая (case stady), в рамках которой основой для качественного исследования стало 4 случая семей с безнадзорными детьми.

Исследование проводилось на базе Отделения по делам несовершеннолетних ГОВД и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как координирующего органа системы профилактики детской безнадзорности, г. Апатиты.

На первом этапе исследования осуществлялся сбор необходимой  информации по Отделения по делам  несовершеннолетних ГОВД и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Апатиты и систематизация полученных данных с помощью метода анализа документов.

Были изучены следующие документы: Федеральный закон "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99. (№ 120-ФЗ), Закон Мурманской области от 28.12.04. № 571-01-ЗМО «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», Постановление Правительства Мурманской области от 12.03.2004 г. № 72-ПП «О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Мурманской области», Приказ МВД РФ № 569 – 2000 г. «Об утверждении инструкции по организации работы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Апатиты.

 

2.2 Изучение деятельности  Отделения по делам несовершеннолетних.

 

В своей деятельности сотрудники ОДН руководствуются  Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законодательными и иными правовыми нормативными актами Мурманской области, органов местного самоуправления г. Апатиты.

Информация о работе Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью