Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
определить причины детской безнадзорности;
проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории социальной работы.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Действие Закона создало  дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. [33, 21]

Для успешного решения  вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Значительно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования также усугубили положение. После окончания IX класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. [15, 35]

Еще одной  причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, а также безработных. И это наряду с традиционно бедными неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными, студенческо-молодежными.

В результате роста смертности мужчин в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

Ослабевает воспитательный потенциал семьи, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Растет число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей — это еще ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину. [42, 4]

Неблагополучная семья - типичное явление современной России. Степень и причины ее неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, стопроцентной деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей. Он им просто не нужен, поэтому несовершеннолетние дети, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам. [40, 37]

Формируется новая система  коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Дети и подростки  могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных  заведениях, в том числе в школах. Это касается детей из благополучных  семей.

Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [19, 42]

Ради справедливости нужно  отметить, что государственными органами предпринимаются определенные меры для решения этих проблем. Сегодня  в стране приняты и действуют  более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства.

Особое значение имеет  реализуемая с 1997 г. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», нацеленная на формирование основ комплексного решения указанных проблем. Последние три года программа финансировалась в полном объеме.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год», в котором определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, сформированы направления их деятельности и указаны основные задачи. Между тем, к этому закону есть немало вопросов, в его правоприменении имеются серьезные трудности. Дело в том, что основная тяжесть работы в законе возложена на социального работника, т.е. сделан акцент на усиление социозащитного направления, что в принципе правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным. В результате этого органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась лишь работа с правонарушителями. [46, 5]

Важно подчеркнуть, что  в соответствии с законом основную работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних должны осуществлять региональные и местные органы власти.

Для эффективной работы органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности нужно внести некоторые коррективы и дополненительные мероприятия в уже существующую нормативно-правовую базу:

  • необходимы изменения и дополнения в Федеральный Закон, предусматривающие расширение профилактических функций органов внутренних дел, регламентирование процедуры рассмотрения в судах материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого тип;
  • нужны изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации по ужесточению уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;
  • необходимы законодательные основы формирования ювенальной юстиции и введения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации; [20, 48]

Кроме того, целесообразно  проведение следующих мероприятий:

  • создание единого банка данных о безнадзорных детях; активизировать информационно-просветительскую работу, раскрывающей ценность семьи как основы социализации и нормальной жизнедеятельности личности;
  • создание необходимых условий для повышения эффективности работы комиссий по делам несовершеннолетних, объединение усилий всех структур, заинтересованных в профилактике и ликвидации детской безнадзорности;
  • актуально также развитие системы оздоровительных учреждений, домов досуга, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков;
  • необходима разработка мер по созданию системы социальной адаптации выпускников школ-интернатов, реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, обеспечивающих условия для жизнеустройства и получения образования. [34, 83]

Однако простое  наращивание числа специализированных учреждений для  безнадзорных детей не решает проблемы. Требуются полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи в нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются  реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновление, опеку и попечительство, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей  является обеспечение полноценного физического, психического и духовно-нравственного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории. Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей. [27, 103]

Как видно из вышесказанного, проблемы безнадзорности, а вместе с ними — и социального сиротства  нельзя решать кампанейски, узкокорпоративно. Они требуют и долгого времени, и огромной ответственности структур государства и гражданского общества.

Постановлением Правительства  Российской Федерации № 732 разработана и утверждена в 2002 г. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003— 2006 гг. В подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается комплексное решение указанной проблемы.

Во многих регионах почти по всем названным выше федеральным программам разработаны и достаточно успешно реализуются региональные аналоги. Созданы оперативные штабы или рабочие группы по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности при администрациях субъектов Российской  Федерации, органах социальной защиты населения, органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; используются различные формы работы по предотвращению детской беспризорности: месячники по выявлению беспризорных и безнадзорных детей; проводятся совместные рейды по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.

В целом эффективность  действий органов власти по профилактике детской безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания, образования и развития детей. 
1.2. Жестокое обращение с детьми в семье как основная причина безнадзорности

 

Проблема детской безнадзорности тесно связана с явлением жестокого  обращения с детьми. Эти понятия  даже близки по своей сути. Поэтому  можно рассматривать проблему детской  безнадзорности как жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение  с детьми включает в себя любую  форму плохого обращения, допускаемое  родителями, опекунами, попечителями (другими  членами семьи ребенка).

Различают 4 основные формы жестокого  обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. К детской безнадзорности можно отнести 2 последние формы жестокого обращения.

Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или  постоянное психическое воздействие  на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической  форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. [31, 158]

Психическое насилие  позволяют заподозрить следующие  особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез;
  • постоянно печальный вид;
  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения  ребенка, вызванные психическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • плохая успеваемость.

Пренебрежение нуждами  ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. [19, 87]

К пренебрежению элементарными  нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о  ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений. [39, 281]

Информация о работе Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью