Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении особенностей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Отделения по делам несовершеннолетних по профилактике детской безнадзорности в г. Апатиты
Цель реализуется посредством решения поставленных задач:
определить причины детской безнадзорности;
проанализировать основные нормативные документы, которыми руководствуются специалисты при решении поставленных задач;
изучить содержание деятельности специалистов учреждений профилактики детской безнадзорности;
изучить виды помощи безнадзорным детям, реализуемые органами системы профилактики детской безнадзорности.
Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. [33, 21]
Для успешного решения вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Значительно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования также усугубили положение. После окончания IX класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. [15, 35]
Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, а также безработных. И это наряду с традиционно бедными неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными, студенческо-молодежными.
В результате роста смертности мужчин в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.
Ослабевает воспитательный потенциал семьи, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Растет число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей — это еще ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину. [42, 4]
Неблагополучная семья - типичное явление современной России. Степень и причины ее неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, стопроцентной деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей. Он им просто не нужен, поэтому несовершеннолетние дети, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам. [40, 37]
Формируется новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Это касается детей из благополучных семей.
Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания. В детской и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию. [19, 42]
Ради справедливости нужно отметить, что государственными органами предпринимаются определенные меры для решения этих проблем. Сегодня в стране приняты и действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства.
Особое значение имеет реализуемая с 1997 г. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», нацеленная на формирование основ комплексного решения указанных проблем. Последние три года программа финансировалась в полном объеме.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год», в котором определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, сформированы направления их деятельности и указаны основные задачи. Между тем, к этому закону есть немало вопросов, в его правоприменении имеются серьезные трудности. Дело в том, что основная тяжесть работы в законе возложена на социального работника, т.е. сделан акцент на усиление социозащитного направления, что в принципе правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным. В результате этого органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась лишь работа с правонарушителями. [46, 5]
Важно подчеркнуть, что в соответствии с законом основную работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних должны осуществлять региональные и местные органы власти.
Для эффективной работы органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности нужно внести некоторые коррективы и дополненительные мероприятия в уже существующую нормативно-правовую базу:
Кроме того, целесообразно проведение следующих мероприятий:
Однако простое наращивание числа специализированных учреждений для безнадзорных детей не решает проблемы. Требуются полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи в нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).
Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновление, опеку и попечительство, приемные семьи, семейные группы.
Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовно-нравственного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории. Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей. [27, 103]
Как видно из вышесказанного, проблемы безнадзорности, а вместе с ними — и социального сиротства нельзя решать кампанейски, узкокорпоративно. Они требуют и долгого времени, и огромной ответственности структур государства и гражданского общества.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 732 разработана и утверждена в 2002 г. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003— 2006 гг. В подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается комплексное решение указанной проблемы.
Во многих регионах почти по всем названным выше федеральным программам разработаны и достаточно успешно реализуются региональные аналоги. Созданы оперативные штабы или рабочие группы по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности при администрациях субъектов Российской Федерации, органах социальной защиты населения, органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; используются различные формы работы по предотвращению детской беспризорности: месячники по выявлению беспризорных и безнадзорных детей; проводятся совместные рейды по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.
В целом эффективность
действий органов власти по профилактике
детской безнадзорности находится в прямой
зависимости от результатов реализации
социальной политики государства, заметных
изменений в уровне жизнеобеспечения
семей, в создании условий для воспитания,
образования и развития детей.
1.2. Жестокое
обращение с детьми в семье как основная
причина безнадзорности
Проблема детской
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка).
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. К детской безнадзорности можно отнести 2 последние формы жестокого обращения.
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
Психическое насилие
позволяют заподозрить
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. [19, 87]
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений. [39, 281]
Информация о работе Проблемы социальной работы с детской безнадзорностью