Девиантное поведение как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 06:33, реферат

Краткое описание

Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Девиантное поведение как социальная проблема
2. Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Девиантное  поведение как проблема социальной работы

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  изучения девиантного поведения  подростков

1.1 Сущность и содержание  понятия девиантного поведения

1.2 Девиантное поведение  как социальная проблема

2. Проблема девиантного поведения в современном обществе

2.1 Факторы и условия  возникновения и проявления девиантного  поведения в обществе

2.2 Цели, задачи и принципы  работы с лицами склонными  к девиантному поведению в  социальном учреждении

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность  исследования в настоящее время  проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления  находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Социальная  значимость работы состоит в следующем. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных  и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Наша задача - изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая  ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически  разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Осмысление  накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных  отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.

Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно  сложной формой социального поведения  личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно  какому - то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Цель данной работы - раскрыть проблему девиантного  поведенияи описать эффективному преодолению  и профилактике девиантного поведения  подростков.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного.

1. теоретический  анализ проблемы девиантного  поведения в современном состоянии;

2. раскрыть деятельность  социального работника по преодолению  и профилактике девиантного поведения.

1. Теоретические  основы изучения девиантного  поведения подростков

1.1 Сущность  и содержание понятия девиантного  поведения

Рассматривая  сущность какого-либо понятия или  явления, необходимо иметь нечто  похожее, чтобы определить отличия, выявить специфику искомого понятия. В отношении девиантного поведения такими близким по значению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.

Рассмотрим  отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.

Агрессивное поведение -- (от лат, aggressio -- «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении  или сфантазированная с целью  подчинить себе других, либо доминировать над ними [39, с. 14].

Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или на себя (тело, личность).

Условия формирования агрессии:

внешние физические и социальные условия;

индивидуальные  и возрастные особенности;

различные семейные факторы (низкая степень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль  семейного воспитания) [3, с.42].

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами [39, с.46].

Все правонарушения делятся на преступления и проступки

Подросткам  и юношам в возрасте 14 - 18 лет присуща  как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят  незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания (особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость). К типичным молодёжным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Тип правонарушителя (по А.И. Долговой):

- последовательно-криминогенные;

ситуативно-криминогенные (нарушения из-за неблагоприятных ситуаций);

ситуативный тип (незначительная выраженность негативного  поведения).

Условия формирования:

социальные  факторы (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень  жизни);

семейные факторы (недостаток любви со стороны родителей, жестокость, острая психологическая травма, недостаточность требовательности);

возрастные  и индивидуальные особенности.

Зависимое поведение  личности представляет собой серьёзную  социальную проблему, поскольку в  выраженной форме может иметь  такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью [17, с.242].

Зависимое поведение -- это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со стремлением полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

В специальной  литературе употребляется ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное  поведение. В переводе с английского addiction -- склонность, пагубная привычка.

В реальной жизни  более распространены такие объекты  зависимости, как:

1) психоактивные  вещества (легальные и нелегальные  наркотики);

2) алкоголь;

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и  религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы  зависимого поведения:

химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная  зависимость);

нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ отеды);

гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение);

религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость в секту).

Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:

внешне социальные факторы (технический прогресс в области  пищевой промышленности или фармацевтической индустрии);

влияние субкультуры (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания);

семейные факторы (психологическая  травма в детском возрасте);

индивидуальные особенности  конкретной личности (половая избирательность  зависимого поведения);

возрастные особенности;

бездуховность, отсутствие смысла жизни [22, с.33-34].Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно  отнести и такие формы девиантного  поведения, как злоупотребление  алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Типология суицидов:

истинный суицид - направляется желанием умереть. Ему предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или простомысли об уходе из жизни;

демонстративный суицид -- не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Смертельный исход  является следствием роковой случайности;

скрытый суицид (косвенные самоубийцы)- вид суицидального  поведения. В большей степени  это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Суицидальное  поведение у подростков часто  объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины, среди которых распространены:

потеря любимого человека из ближайшего окружения или  высокомерно отвергнутое чувство  любви;

уязвленное  чувство собственного достоинства;

крайнее переутомление;

разрушение  защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных свойств;

токсикомания  и наркомания;

отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим  самоубийство;

состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек  утрачивает контроль над своим поведением [22, с.36].

Для установления причин суицидального поведения  важное значение имеют их мотивы и  поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины  не всегда удаётся из-за недостатка сведений.

Социальная  среда определяется микроклиматом  в семье, в трудовом или учебном  коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и  другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить.

Обобщая вышеизложенное, дадим определение девиантного  поведения. Девиантное поведение - это  поступки, действия, не соответствующие  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения.

1.2 Девиантное  поведение как социальная проблема

Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться  со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Поскольку социальная норма определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы