Методика исследований в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми – инвалидами, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Объект исследования – социальная работа с детьми-инвалидами.
Предмет исследования – технология социальной работы с детьми-инвалидами.

Файлы: 1 файл

Контрольная МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ2.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЕ 1

    Тема  исследования

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ –  ИНВАЛИДАМИ.

    Проблема  исследования – решение проблем общественного и социального положения, роли и места в семье ребенка-инвалида, в организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над детьми-инвалидами.

    Цель  исследования – раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми – инвалидами, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.

    Объект  исследования – социальная работа с детьми-инвалидами.

    Предмет исследования – технология социальной работы с детьми-инвалидами.

    Гипотеза  исследования:

  1. (Описательная) Технология социальной работы с детьми- инвалидами, в основе которой лежит реинтеграция, реабилитация детей с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями и с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида.
  2. (Объяснительная) Если провести социальную адаптацию детей-инвалидов, то возможна их последующая интеграция в общественные процессы, реабилитируются процессы к различным навыкам трудотерапии, психологические процессы, что приводит к самореализации детей-инвалидов.

     Задачи  исследования:

  1. Описать содержание понятий «инвалидность» и «реабилитация», виды реабилитаций.
  2. Выявить проблемы в работе с детьми-инвалидами.
  3. Рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов.
  4. Изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в Республике Беларусь.
  5. Решение социальных проблем детей-инвалидов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ 2

2.1.

    Приступая к работе над литературой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.

    После этого следует переходить к внимательному  чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая  важная часть работы по овладению  книжным материалом. Читать следует  про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением  вслух, имеет возможность уделить  больше внимания содержанию написанного  и лучше осмыслить его). Никогда  не следует обходить трудные места  книги. Их надо читать в замедленном  темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.

    Нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендовано возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

    Изучая  книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь  с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.

    При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

    Запись  изучаемого - лучшая опора памяти при  работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит – что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой. Основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Различают три основные формы  выписывания:

  1. Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода.

    Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть. Запись цитаты надо правильно  оформить: она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, страницу, год издания, название издательства. 
Цитирование следует производить только после ознакомления со статьей в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить отдельные мысли, не всегда точно или полно отражающие взгляды автора на данный вопрос в целом.

    Помни, однако, что ксеро- и фотокопирование (сканирование) заменяет расточающее время выписывание дословных цитат!

  1. Выписка "по смыслу" или тезисная форма записи.

    Тезисы - это кратко сформулированные самим  читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Делается такая выписка с теми же правилами, что и дословная цитата.

    Тезисы  бывают краткие, состоящие из одного предложения, без разъяснений, примеров и доказательств. Главное в тезисах - умение кратко, закончено (не теряя  смысл) сформулировать каждый вопрос, основное положение. Овладев искусством составления тезисов, можно четко и правильно овладевадеть изучаемым материалом.

  1. Конспективная выписка имеет особенно важное значение для овладения знаниями.

    Конспект - наиболее эффективная форма записей  при изучении научной книги. В  данном случае кратко записываются важнейшие  составные пункты, тезисы, мысли  и идеи текста. Подробный обзор  содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

    Делая в конспекте дословные выписки  особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был "списыванием" с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, своим слогом и стилем. Творческий конспект - наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все  виды записей: и план, и тезис, и  свое собственное замечание, и цитату, и схему.

    Обзор текста можно составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме. С помощью конспективной выписки можно также составить предложение о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчит нахождение этих мест.

    Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две  формы: тетрадную и карточную. При  тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести особую отдельную тетрадь.

    Если  используется карточная форма, то записи следует делать на одной стороне  карточки. Для удобства пользования  вверху карточки надо написать название изучаемого вопроса, фамилию автора, название и УДК (универсальная десятичная классификация) изучаемой книги.

    Карточки  можно использовать стандартные  или изготовить самостоятельно из белой  бумаги (полуватмана). Карточки обычно хранят в специальных ящиках или  в конвертах. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения, добиваясь более четкой, логической последовательности изложения.

    И, наконец, можно применять для  этих же целей персональный компьютер. Сейчас существует великое множество  самых различных прикладных программ (органайзеров и пр.), которые значительно  облегчают работу при составлении  выписок из научной и специальной  литературы. А используя сеть Internet, можно получать уже готовые подборки литературы. 

2.2.

На сегодняшний  день вопросы из области социальной работы отражены в трудах А.Б.Белинской, Л. Г. Гусляковой, С. И. Григорьева, В.А.Ельченинова, В.В.Колкова, П.Д.Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Б.Ю.Шапиро, В.Н.Ярской и др.

    К проблемам социальной педагогики, а  также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих трудах такие российские ученые как В. Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, М.А.Галагузова, В.Н.Гуров, В.И.Загвязинский, И. А.Зимняя, В.А.Никитин, А.В.Мудрик, И.А.Маврина, В.П.Малыхин, Т.Л.Павлова, М. М.Плоткин, В.А.Сластенин, Е.Р.Смирнова, Г.Н.Штинова, В.Н. Ярская.

    При осуществлении исследования использовался личностно-ориентированный подход (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и этапов социализации (Г.М.Андреева, А.А.Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Н.П.Вайзман, Е.А.Горшкова, Р.В.Овчарова и др.).

    Агильдеева Е.Ф. в сборнике статей повествуется об образе жизни семей с нетипичным ребенком и о положении их в российском обществе.

    Большое внимание проблеме инвалидности уделяет А.Р.Маллер. Он изучал детей с ограниченными возможностями, так же он отразил в своих трудах как воспитывать и обучать таких детей, и как педагогу работать с семьей ребенка-инвалида.

  1. Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность, 2001. 2. – С. 158-166.
  2. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М.Айшервуд. – М.: - 2002. – С. 212
  3. Елсуков, А.Н. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и [др.]; Под. общ. ред. А.Н. Елсукова. – Изд-е 4-е, стереотип. – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – С. 544
  4. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Д.В.Зайцев. – Педагогика, 2003. 1. – С. 21-30.
  5. Зайцев, Д.В. Семья как фактор социальной интеграции ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями // Д.В.Зайцев. – Известия Саратовского университета, 2002. Т. 2. Вып. 1. – С. 105-112.
  6. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р.Маллер. – М., 2002.
  7. Осипов, Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – Москва: Норма, 2003. – С. 912.
  8. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник. / П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА – М, 2009. – С. 560.
  9. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 2004.
  10. Смирнова.Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид: социология семьи. // Е.Р.Смирнова. – Социологические исследования 1997. № 1. – С. 83-89.
  11. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 427.
  12. Украинец П.П. Социальная работа: Теория и организация / П.П.Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 288.
  13. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. / Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – С. 427.
  14. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Е.И. Холостова. – Москва: Юристъ, 2001. – С. 334.
  15. Ярская, В.Н. Дорога - это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационцая работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / В.Н, Ярская, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос.уч. центра, 2006. – С. 254-289
 
 
 
 

2.3.  

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 

Смирнова, Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид: социология семьи. // Социологические исследования 1997. № 1. – С. 83-89.  

    Автор подходит к рассмотрению темы с позиций  одного из понятий теории семейных систем – понятия «культурный  стиль семьи». Выясняется, каким  образом ребенок-инвалид становится семейным стрессором, как семья воспринимает всю сложившуюся ситуацию. На основе данных специально проведенного автором  исследования выясняется восприятие стрессовой ситуации, связанной с ребенком-инвалидом, в зависимости от пола. Выделяются факторы, дестабилизирующие семью  с ребенком-инвалидом. Ставится вопрос о пересмотре функций ряда институтов, скомпрометировавших себя чрезмерным бюрократизмом и игнорированием человеческих нужд и реформировании имеющихся институтов социальной поддержки. 

КЛЮЧЕВЫЕ  ПОНЯТИЯ: 

  1. "Культурный  стиль семьи" – этот стиль зависит от социально-экономических, этнических, религиозных моментов и в свою очередь, влияет на то, как семья воспринимает  ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, как она приспосабливается к ней, а также на способность запросить и получить помощь, на меру включенности в социальное окружение.
  2. Семейный стресс – давление или напряженность внутри семейной системы. Это нарушение ее устойчивости.
  3. Толерантность – терпимость к поступкам, поведению ребенка-инвалида в семье, способность относиться к нему без раздражения.
  4. Стрессогенные ситуации для семьи – есть давление или напряженность внутри семейной систем. Иными словами, это нарушение ее устойчивости. (Например: семейные ресурсы, работающие в период кризиса, возникшая у семьи потребность в большем доходе вследствие экономической нагрузки, проистекающей из заботы о ребенке с нарушениями развития).
  5. Нуклеарная семья – (от лат. nucleus - ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке. В отличие от биологической семьи, включающей всё потомство супругов, Н. с. обычно считается супружеская чета и лишь те её дети, которые живут вместе с родителями на момент наблюдения (на момент переписи или обследования); например, мать с ребёнком образует Н. с., а бабка с внучкой - нет. Несколько Н. с., состоящих в родстве и совместно живущих, могут образовать сложную семью.
  6. Депривировация – Словом депривация обозначается психическое состояние, вызванное недополучением необходимого. Существует несколько видов ее градации. Так, специалисты различают абсолютную и относительную депривации. Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д. Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

Информация о работе Методика исследований в социальной работе