Методика исследований в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми – инвалидами, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Объект исследования – социальная работа с детьми-инвалидами.
Предмет исследования – технология социальной работы с детьми-инвалидами.

Файлы: 1 файл

Контрольная МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ2.docx

— 58.64 Кб (Скачать)
 

ПЛАН  СТАТЬИ:

  1. Введение. Актуальность проблемы.
  2. Краткий обзор научных трудов на данную тему.
  3. Рассмотрение ряда негативных факторов, служащих стрессорами в семье.
  4. Факторный анализ данных, фиксирующих отношение родителей ребенка-инвалида к стрессу.
  5. Заключение.
 

ОСНОВНЫЕ  ТЕЗИСЫ:

    В силу глобального экономического кризиса, охватившего нашу страну, снижается качество жизни миллионов семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим развитием, отчего представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздействие ряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хронического характера.

    Итак, было опрошено 127 родителей, дети которых состоят на учете в Саратовском областном реабилитационном центре. Родители опрашивались по месту жительства методом анкетирования. Выборка выглядит следующим образом: женщины - 86%, мужчины - 14%; в возрасте 21-30 лет - 25%, 31-40 лет - 5.3%, 41—50 лет - 14%, старше 50 лет - 8%; образование - начальное (2%), среднее и среднее специальное (73%), высшее (25%). Абсолютное большинство респондентов составляют так называемые полные нуклеарные семьи - супруги и ребенок (дети) - 80%, одиноких или разведенных - 14%. В 50% семей – по одному ребенку моложе 18-летнего возраста. 40% - по два, в остальных - по три и более детей. С нарушениями опорно-двигательного аппарата - 54%, умственного развития - 37%, прочие же страдают хроническими заболеваниями, поражением функций  зрения и слуха. У половины опрошенных дети младше восьми лет, у 1/3 – от 9 до 14 лет. Лишь 36% родителей не имеют постоянного места работы, при этом только ¼ отнесла себя к безработным.

    С повышением уровня образования увеличивается количество родителей, считающих, что нетипичное состояние здоровья их ребенка развивает толерантность и сближает членов семьи. Родители дошкольников по сравнению с родителями школьников в меньшей степени убеждены в том, что они навеки приняли на себя ношу забот о ребенке с ограниченными возможностями. Чем старше ребенок, тем больше испытаний выпадает всей семье, в то же время система услуг несовершенна и не может существенно облегчить стрессовую обстановку.

    Женщины гораздо чаще идентифицируют себя в качестве основных лиц, заботящихся о ребенке, кроме того, они отчетливее, нежели мужчины, испытывают чувство вины за то, что не удается вылечить ребенка: 1/3 против 11%. Очевидно, срабатывают социокультурные стереотипы распределения гендерных ролей в семье. Такие стереотипы, делающие семейную структуру жесткой, снижающие адаптивность семьи, существуют и на уровне обыденного сознания, и на теоретическом уровне (концепция материнского инстинкта, поддерживаемая сторонниками патриархальных взглядов на семью) обосновывает тезис: лишь мать может заниматься младенцем, ребенком, потому что таково ее природное предназначение. Этот подход сегодня уже не только широко критикуется, но и преодолевается социальной практикой демократических государств, в частности, благодаря законодательству о праве мужчин на отпуск по уходу за ребенком.

    Отношение к стрессовой ситуации, конечно, накладывает чрезвычайно сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья. Терапевтическое воздействие на комплекс внешних и внутренних факторов, изменяя ее реакцию по поводу сложившейся реальности, формирует новую поведенческую стратегию, активизирует семейные ресурсы. Вместе с тем изменить семейное ощущение непросто в условиях, когда в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями преобладают нетерпимость, неприятие, в лучшем случае жалость как к существам второго сорта.

    Семья нетипичного ребенка должна находиться в фокусе междисциплинарной  деятельности институтов здравоохранения, образования, социальной защиты. Однако медицинские, образовательные и социальные услуги, предоставляемые детям, еще отнюдь недостаточны для того, чтобы помочь семье справиться с испытаниями каждой фазы адаптации к стрессу. Контакты семьи с широким окружением (соседями, прохожими, детьми во дворе, профессиональными работниками различных служб), встречи с семьями, имеющими подобные  проблемы, а также социальные аттитюды к инвалидам в самом общем плане представляют мощный фактор, который исполняет как позитивную, так и негативную роль в развертывании стресса.

    Любая  из таких социально-психологических встреч может иметь стрессогенный либо терапевтический характер в зависимости от того, как строятся отношения и понимание участников в процессе их взаимодействия. Если повседневное общественное окружение отвергает нетипичных детей, то семье приходится растить их в социальном вакууме. Кроме того родители оказываются депривированными от своей социальной роли, самообесцениваются. Немаловажно и то, что в современных условиях они зачастую не могут получить необходимые сведения, сориентироваться в изменяющемся законодательстве, выбрать подходящую ребенку образовательную или оздоровительную программу.

    Одна из главных задач общения специалистов и родителей - сделать информацию и услуги доступными для семьи, а саму коммуникацию профессионалов с родителями - нацеленной на достижение взаимопонимания. Общественное благоприятствование, выполняя функцию буфера, медиатора, способно значительно смягчить тяжкую социальную участь, о которой мы ведем речь и которая требует активизации элементарной человеческой поддержки на трех уровнях: родственная, дружеская, соседская.

    Специальные исследования показывают, что матери, имеющие широкую социальную опору, более позитивны в поведении по отношению к детям - инвалидам, причем супружеская поддержка дает самый мощный положительный эффект. Толерантная,  сострадательная восприимчивость инвалидности детей обществом сопряжена с соблюдением  соответствующих предпосылок: предоставлением им равных прав и особых условий для развития, обучением навыкам независимой, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.

    К сожалению, у нас в стране пока что недостаточно не только специальных медикаментозных средств или оборудования, необходимых для нормальной жизни инвалидов, но и милосердного отношения к ним как к гражданам нетипичным, особенным. Такого отношения не хватает и образовательным программам, рассчитанным на "усредненного" ребенка, и политике градостроительства, где по-прежнему не принимается во внимание принцип доступности зданий общественного пользования для людей в инвалидном кресле. Процесс социокультурного рефрейминга, смены номинаций  и аттитюдов  нуждается в соединении с контекстуальным сдвигом внутри российского общества, который означал бы готовность массового сознания переосмыслить понимание деятельной личности, поставив во главу угла не диагностику, а общечеловеческие характеристики.

    Известно, например, что привычка смотреть на ребенка как источник проблем  и объект диагностико-коррекционного действия сложилась в прежние времена, когда государство целиком брало на себя заботу о детях-инвалидах или "трудных" детях, сортируя их в соответствии с диагнозом и возрастом по учреждениям, принадлежащим  различным министерствам. Тем не менее, в сегодняшних, вновь созданных учреждениях, призванных оказывать комплексную помощь детям и семье, иной раз можно столкнуться с методами эпохи варварства: родных братьев или сестер, которые временно находятся в приютах и центрах реабилитации вследствие неблагоприятной обстановки в семье, разлучают по разным возрастным группам; на полочках в ванной комнате вместо имен детей указываются  номера. Понятно, что в таких случаях к детям воспроизводится отношение как к овеществленным объектам социального контроля.

    Сеть  социальной и социально-психологической деятельности в том или ином  "обществе настолько разветвлена, насколько оно преуспело в уважении к правам человека и человеческому достоинству, насколько чувствительно к переживаниям людей, безотносительно их происхождения, национальности и вероисповедания. Уровень и содержание социальной работы, естественно, зависят и от профессионализма, компетентности специалистов, занятых в этой сфере, от постоянного обогащения опытом и знаниями.  Тут получают выражение самосознание нации, гуманность и цивилизованность государства, тип и масштаб культуры.  
 
 

АННОТАЦИЯ

    Статья  на тему «Когда в семье ребенок-инвалид» актуализирует проблему жизни семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим развитием, отчего представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Опираясь на статистические данные и научные факты, автор представляет краткий обзор научных трудов раскрывающих проблему таких семей.

    В данной статье, автор раскрывает понятие "культурный стиль семьи" (по теории семейных систем). Это понятие играет главную роль в установлении способов семейной взаимоподдержки и функциональных приоритетов. Жизненная позиция зависит от социально-экономических, этнических, религиозных моментов. Семейная взаимоподдержка влияет на развитие ребенка-инвалида, а также способствует взаимопомощи социальных институтов и социального окружения.

    В статье раскрыты основные понятия и  представлены результаты авторского исследования. В подтверждение результатов  исследования использованы 2 таблицы  и 1 анкета («Восприятие стрессовой ситуации в зависимости от пола»). В качестве используемой литературы представлены 9 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ 3.

    Цель наблюдения Знакомство с детьми – инвалидами (с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями) непосредственного визуального восприятия;

    Объект  наблюдениядети-инвалиды (с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями)

    Предмет наблюдения - Выработка плана реализации творческих и производственных возможностей и способностей детей-инвалидов путем учета их потребностей.

    Вид наблюденияСобирать информацию о клиентах, при наличие прямого контакта с детьми-инвалидами, а также их родителями – это дает возможность получение объективной и оперативной информации;

      Ситуации наблюденияметод социологической информации используется в комплексе с другими социологическими методами, в первую очередь – с опросом;

      Контрольный список  фактов Провести анкетный опрос 15 респондентов, их анкеты зафиксировать; упорядоченную информацию анализировать и описать в отчет;

      Продолжительность и периодичность наблюдения – действие наблюдателя в ходе полевых (естественная обстановка в реальной жизненной ситуации) работ могут корректироваться руководителем группы, может расширяться или сужаться круг единиц наблюдения, его частота и продолжительность;

    Способы фиксации результатов  наблюдения: Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вноситься описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечание наблюдателя. Дневник ведется, как правило, после осуществления наблюдения. 
 
 

ЗАДАНИЕ 4.

    Цель  опроса – в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни

    Предмет опроса - при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения

  • социальное развитие детей с ограниченными возможностями

    Предполагаемые  респонденты – дети-инвалиды (с физическими дефектами, психосоциальными нарушениями), а также их родители.

    Искомые единицы информации - факты:

  • Отчётные документы опроса (с указанием когда, где и в какое время проходил опрос и кто был опрошен);
  • Выявления обстоятельств, сопутствующих возникновению проблем социального развития и адаптации детей-инвалидов;
  • Выявление актуальных видов помощи и услуг;
  • Отчёт о проведенном опросе (с указанием кто, где, в какое время и в каком месте проводил анкетный опрос, сколько человек было опрошено, сколько было получено отказов по участию в исследовании со стороны респондентов, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса);
 

    Сформулируйте вопросы, направленные на получение искомой  информации.

АНКЕТА

для социологического анализа субкультуры, образа жизни  и социального развития детей  с ограниченными возможностями. 

    Уважаемый родитель! 
Обращаемся к Вам с просьбой помочь в проведении социологических исследований, целью которых является социологический анализ субкультуры, образа жизни и социального развития детей с ограниченными возможностями. Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответов, соответствующих Вашему мнению, обведите кружком или подчеркните, либо допишите свой ответ.
 

    1. Как Вы считаете, являются ли дети-инвалиды  полноценными личностями  в обществе? 
1.1. Да 
1.2. Нет 
1.3. Затрудняюсь ответить 

2. Какие проблемы  возникают у Вас  в связи с инвалидностью  Вашего ребенка? 
2.1. Непонимание окружающих 
2.2. Внутрисемейные конфликты 
2.3. Невозможность совмещения работы и ухаживания за ребенком 
2.4. Нереализованность личных амбиций 
2.5. Другое ________________________________________________________ 

Информация о работе Методика исследований в социальной работе