Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:07, контрольная работа
Цель исследования – раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми – инвалидами, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Объект исследования – социальная работа с детьми-инвалидами.
Предмет исследования – технология социальной работы с детьми-инвалидами.
ПЛАН СТАТЬИ:
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ:
В силу глобального экономического кризиса, охватившего нашу страну, снижается качество жизни миллионов семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим развитием, отчего представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздействие ряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хронического характера.
Итак, было опрошено 127 родителей, дети которых состоят на учете в Саратовском областном реабилитационном центре. Родители опрашивались по месту жительства методом анкетирования. Выборка выглядит следующим образом: женщины - 86%, мужчины - 14%; в возрасте 21-30 лет - 25%, 31-40 лет - 5.3%, 41—50 лет - 14%, старше 50 лет - 8%; образование - начальное (2%), среднее и среднее специальное (73%), высшее (25%). Абсолютное большинство респондентов составляют так называемые полные нуклеарные семьи - супруги и ребенок (дети) - 80%, одиноких или разведенных - 14%. В 50% семей – по одному ребенку моложе 18-летнего возраста. 40% - по два, в остальных - по три и более детей. С нарушениями опорно-двигательного аппарата - 54%, умственного развития - 37%, прочие же страдают хроническими заболеваниями, поражением функций зрения и слуха. У половины опрошенных дети младше восьми лет, у 1/3 – от 9 до 14 лет. Лишь 36% родителей не имеют постоянного места работы, при этом только ¼ отнесла себя к безработным.
С повышением уровня образования увеличивается количество родителей, считающих, что нетипичное состояние здоровья их ребенка развивает толерантность и сближает членов семьи. Родители дошкольников по сравнению с родителями школьников в меньшей степени убеждены в том, что они навеки приняли на себя ношу забот о ребенке с ограниченными возможностями. Чем старше ребенок, тем больше испытаний выпадает всей семье, в то же время система услуг несовершенна и не может существенно облегчить стрессовую обстановку.
Женщины гораздо чаще идентифицируют себя в качестве основных лиц, заботящихся о ребенке, кроме того, они отчетливее, нежели мужчины, испытывают чувство вины за то, что не удается вылечить ребенка: 1/3 против 11%. Очевидно, срабатывают социокультурные стереотипы распределения гендерных ролей в семье. Такие стереотипы, делающие семейную структуру жесткой, снижающие адаптивность семьи, существуют и на уровне обыденного сознания, и на теоретическом уровне (концепция материнского инстинкта, поддерживаемая сторонниками патриархальных взглядов на семью) обосновывает тезис: лишь мать может заниматься младенцем, ребенком, потому что таково ее природное предназначение. Этот подход сегодня уже не только широко критикуется, но и преодолевается социальной практикой демократических государств, в частности, благодаря законодательству о праве мужчин на отпуск по уходу за ребенком.
Отношение к стрессовой ситуации, конечно, накладывает чрезвычайно сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья. Терапевтическое воздействие на комплекс внешних и внутренних факторов, изменяя ее реакцию по поводу сложившейся реальности, формирует новую поведенческую стратегию, активизирует семейные ресурсы. Вместе с тем изменить семейное ощущение непросто в условиях, когда в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями преобладают нетерпимость, неприятие, в лучшем случае жалость как к существам второго сорта.
Семья нетипичного ребенка должна находиться в фокусе междисциплинарной деятельности институтов здравоохранения, образования, социальной защиты. Однако медицинские, образовательные и социальные услуги, предоставляемые детям, еще отнюдь недостаточны для того, чтобы помочь семье справиться с испытаниями каждой фазы адаптации к стрессу. Контакты семьи с широким окружением (соседями, прохожими, детьми во дворе, профессиональными работниками различных служб), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, а также социальные аттитюды к инвалидам в самом общем плане представляют мощный фактор, который исполняет как позитивную, так и негативную роль в развертывании стресса.
Любая
из таких социально-
Одна из главных задач общения специалистов и родителей - сделать информацию и услуги доступными для семьи, а саму коммуникацию профессионалов с родителями - нацеленной на достижение взаимопонимания. Общественное благоприятствование, выполняя функцию буфера, медиатора, способно значительно смягчить тяжкую социальную участь, о которой мы ведем речь и которая требует активизации элементарной человеческой поддержки на трех уровнях: родственная, дружеская, соседская.
Специальные исследования показывают, что матери, имеющие широкую социальную опору, более позитивны в поведении по отношению к детям - инвалидам, причем супружеская поддержка дает самый мощный положительный эффект. Толерантная, сострадательная восприимчивость инвалидности детей обществом сопряжена с соблюдением соответствующих предпосылок: предоставлением им равных прав и особых условий для развития, обучением навыкам независимой, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.
К сожалению, у нас в стране пока что недостаточно не только специальных медикаментозных средств или оборудования, необходимых для нормальной жизни инвалидов, но и милосердного отношения к ним как к гражданам нетипичным, особенным. Такого отношения не хватает и образовательным программам, рассчитанным на "усредненного" ребенка, и политике градостроительства, где по-прежнему не принимается во внимание принцип доступности зданий общественного пользования для людей в инвалидном кресле. Процесс социокультурного рефрейминга, смены номинаций и аттитюдов нуждается в соединении с контекстуальным сдвигом внутри российского общества, который означал бы готовность массового сознания переосмыслить понимание деятельной личности, поставив во главу угла не диагностику, а общечеловеческие характеристики.
Известно, например, что привычка смотреть на ребенка как источник проблем и объект диагностико-коррекционного действия сложилась в прежние времена, когда государство целиком брало на себя заботу о детях-инвалидах или "трудных" детях, сортируя их в соответствии с диагнозом и возрастом по учреждениям, принадлежащим различным министерствам. Тем не менее, в сегодняшних, вновь созданных учреждениях, призванных оказывать комплексную помощь детям и семье, иной раз можно столкнуться с методами эпохи варварства: родных братьев или сестер, которые временно находятся в приютах и центрах реабилитации вследствие неблагоприятной обстановки в семье, разлучают по разным возрастным группам; на полочках в ванной комнате вместо имен детей указываются номера. Понятно, что в таких случаях к детям воспроизводится отношение как к овеществленным объектам социального контроля.
Сеть
социальной и социально-психологической
деятельности в том или ином "обществе
настолько разветвлена, насколько оно
преуспело в уважении к правам человека
и человеческому достоинству, насколько
чувствительно к переживаниям людей, безотносительно
их происхождения, национальности и вероисповедания.
Уровень и содержание социальной работы,
естественно, зависят и от профессионализма,
компетентности специалистов, занятых
в этой сфере, от постоянного обогащения
опытом и знаниями. Тут получают выражение
самосознание нации, гуманность и цивилизованность
государства, тип и масштаб культуры.
АННОТАЦИЯ
Статья на тему «Когда в семье ребенок-инвалид» актуализирует проблему жизни семей, среди которых есть и такие, что имеют детей с нарушенным физическим или психическим развитием, отчего представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Опираясь на статистические данные и научные факты, автор представляет краткий обзор научных трудов раскрывающих проблему таких семей.
В данной статье, автор раскрывает понятие "культурный стиль семьи" (по теории семейных систем). Это понятие играет главную роль в установлении способов семейной взаимоподдержки и функциональных приоритетов. Жизненная позиция зависит от социально-экономических, этнических, религиозных моментов. Семейная взаимоподдержка влияет на развитие ребенка-инвалида, а также способствует взаимопомощи социальных институтов и социального окружения.
В
статье раскрыты основные понятия и
представлены результаты авторского исследования.
В подтверждение результатов
исследования использованы 2 таблицы
и 1 анкета («Восприятие стрессовой ситуации
в зависимости от пола»). В качестве используемой
литературы представлены 9 источников.
ЗАДАНИЕ 3.
Цель наблюдения - Знакомство с детьми – инвалидами (с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями) непосредственного визуального восприятия;
Объект наблюдения – дети-инвалиды (с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями)
Предмет наблюдения - Выработка плана реализации творческих и производственных возможностей и способностей детей-инвалидов путем учета их потребностей.
Вид наблюдения – Собирать информацию о клиентах, при наличие прямого контакта с детьми-инвалидами, а также их родителями – это дает возможность получение объективной и оперативной информации;
Ситуации наблюдения – метод социологической информации используется в комплексе с другими социологическими методами, в первую очередь – с опросом;
Контрольный список фактов Провести анкетный опрос 15 респондентов, их анкеты зафиксировать; упорядоченную информацию анализировать и описать в отчет;
Продолжительность и периодичность наблюдения – действие наблюдателя в ходе полевых (естественная обстановка в реальной жизненной ситуации) работ могут корректироваться руководителем группы, может расширяться или сужаться круг единиц наблюдения, его частота и продолжительность;
Способы
фиксации результатов
наблюдения: Для фиксации результатов
наблюдения используется дневник, в который
вноситься описание наблюдаемого явления,
реакция членов наблюдаемой группы, примечание
наблюдателя. Дневник ведется, как правило,
после осуществления наблюдения.
ЗАДАНИЕ 4.
Цель опроса – в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни
Предмет опроса - при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения
Предполагаемые респонденты – дети-инвалиды (с физическими дефектами, психосоциальными нарушениями), а также их родители.
Искомые единицы информации - факты:
Сформулируйте вопросы, направленные на получение искомой информации.
АНКЕТА
для социологического
анализа субкультуры, образа жизни
и социального развития детей
с ограниченными возможностями.
Уважаемый
родитель!
Обращаемся к Вам с просьбой помочь в проведении
социологических исследований, целью
которых является социологический анализ
субкультуры, образа жизни и социального
развития детей с ограниченными возможностями.
Ответьте, пожалуйста, на предложенные
вопросы. Варианты ответов, соответствующих
Вашему мнению, обведите кружком или подчеркните,
либо допишите свой ответ.
1.
Как Вы считаете,
являются ли дети-инвалиды
полноценными личностями
в обществе?
1.1. Да
1.2. Нет
1.3. Затрудняюсь ответить
2.
Какие проблемы
возникают у Вас
в связи с инвалидностью
Вашего ребенка?
2.1. Непонимание окружающих
2.2. Внутрисемейные конфликты
2.3. Невозможность совмещения работы и
ухаживания за ребенком
2.4. Нереализованность личных амбиций
2.5. Другое ______________________________
Информация о работе Методика исследований в социальной работе