Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка
курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГЕНДЕРОЛОГИЯ
И ФЕМИНОЛОГИЯ
по специальности 35.05.00 «Социальная работа»
Красноярск
2004
Одобрено на заседании кафедры теории и методики социальной работы.Зав. кафедрой Е.В. Жижко 11.06.2004 г.
| Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 35.05.00 «Социальная работа» |
Гендерология и феминология: Рабочая программа и учеб.-метод. материалы дисциплины / Сост. Е.В. Жижко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2004. 92 с.
Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности «Социальная работа».
© Составление. Е.В. Жижко,
2004
Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки специалиста
по специальности 35.05.00 «Социальная работа»
СД.02 | Гендерология и феминология. Понятие гендерологии, ее объект, предмет, основные методы анализа. Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное. Проблемы культуры пола, стереотипы маскулинности и феминности в обществе. Гендерные аспекты социальной работы. Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории в России и за рубежом.
| 135 |
ВВЕДЕНИЕ
Лекционный курс "Гендерология и феминология" – курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения! Но если вдуматься, всмотреться в создавшееся положение вещей, то… В начале ХХ столетия шведская писательница Клара Йоханссон высказала следующее соображение: "Новая эпоха во всемирной истории начнется в тот день, когда мужчина осмелится воспринять себя как тему для дискуссии". Как видите, такая эпоха еще не наступила.
Та же эпоха, в которой мы живем, принесла миру массу тягостных разочарований по поводу правильности его устройства, его негуманности и бесчеловечности (взять хотя бы две больших разрушительных войны, диктат силы и капитала). Эти разочарования привели к тому, что во второй половине ХХ века мировая общественная мысль активизировала свои усилия, направленные на поиск новых, более совершенных подходов к устройству человеческого сообщества. В результате этой работы появился целый ряд альтернативных социальных теорий. Среди них заметное место занимает концепция о необходимости широкого вовлечения женщин в основные стратегии общественного развития. Многие ведущие футурологи мира (например, Нэсбитт, Шафф, Тоффлер, Феррароти) отмечают тенденцию к повышению роли женщин во всех сферах общественной жизни. Их прогноз основывается на изменениях, происшедших в последние десятилетия в положении женщин индустриально развитых стран, где наблюдается отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношений полов и женщины всё чаще стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности, утвердить свое творческое начало через участие в общественно-политической жизни. Любые новые реалии социальной жизни требуют изучения. Именно для этого и возникает новое научное направление – Women's studies или феминология.
Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база
феминологии
Феминология – наука о положении и социальных ролях женщин, а также об условиях (социально-экономических, правовых, политических, социокультурных) для реализации интересов женщин, одинаковых с мужчинами и специфических. Объект феминологии: 1) женщины как общественная группа; 2) организации, призванные оказывать содействие в ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Предмет феминологии – закономерности изменения положения и социальных ролей женщин как общественной группы. Исходная базовая теоретико-методологическая основа феминологии как науки – общецивилизационная теория, согласно которой все люди имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие, право на равные социальные возможности для реализации своих способностей независимо от расы, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации и т.д.
Понятие и теоретико-методологическая база гендерологии
Введение в научный оборот понятия «гендер» (англ. gender – род), или социальный пол, ставило своей задачей закрепить в языке устоявшуюся идею о том, что социальные особенности полов определяются историческими и этнокультурными условиями и, таким образом, биологический пол (sex) не предполагает естественности, заданности тех или иных ролей мужчины и женщины.
Осознание гендерной принадлежности настолько распространено в нашем обществе, что мы воспринимаем его заложенным в генах. Нам трудно поверить, что гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в процессе человеческого взаимодействия и в то же время составляют основу социальной жизни и являются её организующим началом. Гендерное сознание и манера поведения, обусловленная принадлежностью к полу, настолько вошли в обиход, что обычно мы не придаем им значения.
Религия, язык, образование и культура настраивают на определенное ценностное восприятие обществом мужчин и женщин. В результате складываются определенные моральные нормы, основанные на гендерных различиях. Признание легитимности данных норм придает этим моральным нормам господствующий характер. В сложноорганизованных обществах господствующие социальные группы используют институты социального контроля (правительство, право, образование, медицину, армию, религию) для того, чтобы ужесточить моральные нормы, подавить или ослабить сопротивление против социального порядка, основанного на гендерных различиях.
Присутствующее во всех обществах убеждение в существенности различий между мужчинами и женщинами дает моральные основания для разделения труда по половому признаку: для мужчин – оплачиваемый труд вне дома (то есть труд, обеспечивающий экономическую свободу в обществе и экономическую власть в семье), для женщин – домашний неоплачиваемый труд. Род занятий, профессии, характер выполняемой работы во всех обществах разделяются на мужские и женские без сколько-нибудь достаточно рационального основания. Характер общественных взаимоотношений между полами, половое разделение труда зависят в большей степени от распределения власти, меры общественного признания, престижности занятий и профессий. В отличие от древнейших доклассловых обществ, в современных классовых обществах мужские и женские роли организованы иерархически, образуя так называемую половую стратификацию.
На уровне обыденного сознания существует четкая асимметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются и оцениваются главным образом по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины – в системе семейных отношений.
Для современного человека идет постоянная работа по приписыванию половой принадлежности и одновременно работа по преодолению однозначности мужской и женской половой роли – работа по преодолению социально-психологических стереотипов маскулинности и фемининности.
В странах западного типа во второй половине ХХ века произошла резкая ломка традиционной системы половой стратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей.
1. Половое разделение труда потеряло былую жесткость и нормативность, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий заметно уменьшилось.
2. Большинство социальных ролей не диффиренцируется по половому признаку (например, директор гимназии, кондуктор автобуса).
3. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют традиционные различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин.
4. Полоролевые различия всё чаще воспринимаются не как естественный природный закон, а как результат индивидуальных различий, вызванных наследственностью или воспитанием.
5. Социальные функции мужчины и женщины становятся не иерархически соподчинёнными, а равноправными.
Ломка традиционной системы половой стратификации вызывает перемены и в социально-психологических стереотипах маскулинности и фемининности.
1. Стереотипы становятся менее полярными, менее однозначными.
2. Идеалы маскулинности и фемининности весьма противоречивы, сочетают в себе традиционные и современные черты.
3. Стереотипы и идеалы учитывают не только мужскую, но и женскую точку зрения.
В современном обществе идет постоянная работа по преодолению социально-психологических стереотипов мужественности и женственности: работа на высших уровнях культуры, на уровне обыденного сознания и для любого из нас – в каждодневном реальном поведении, самовосприятии и оценке окружающих.
Гендерология – наука (учение) о закономерностях формирования и развития полоролевой дифференциации общества, динамике сходств/различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщины и мужчины. Гендерология предполагает анализ социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Этот анализ включает преимущественно социально-экономический и социально-культурный аспекты. По аналогии с социальным классом, национальностью, возрастом и другими социальными группами гендер рассматривается в контексте социального неравенства или социальной справедливости (беспристрастного отношения к женщине). В предметную область гендерологии обычно включаются: гендерные культурные стереотипы, роли и отношения, стратегии, взаимосвязь половой идентичности и социального поведения, исторические закономерности полового разделения труда и стратификации.
За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования проводятся преимущественно на теоретической основе феминистских теорий, позволяющих значительно расширить традиционную социологическую проблематику.
В российской социологии можно условно выделить три подхода к анализу гендерной проблематики.
1. Ориентирование на марксистскую традицию феминизма, где во главу угла ставят вопросы женской занятости и равенства в социально-экономической сфере, причём в большинстве своём это женские исследования.
2. Объяснение гендерных реалий с позиции западных теорий общества, которые в условиях российской действительности могут оказаться неадекватными.
3. Беспристрастный анализ социополовых ролей, основывается на социокультурных особенностях нашей страны и использует не только феминистские, но и другие теории пола.
Изучение форм половой дифференциации и субординации позволяет студентам применить аналитические навыки к обсуждению проблем частной и публичной сфер, распознать формы гендерной стратификации, неравенства и социального исключения. Социокультурный анализ, фокусируясь на формах культурной репрезентации и социального конструирования гендера, углубляет понимание студентами механизмов воспроизводства гендерных стереотипов. В результате освоения курса студенты должны знать основные направления теоретического объяснения гендера, пользоваться методами сбора и анализа данных в гендерных исследованиях, при этом особенное внимание следует уделить качественной методологии: этнографическому наблюдению, интервью и анализу текстов.
На семинарских занятиях применяются методы дискуссии и кейс-стади, где от студентов ожидается активное участие в коллективном анализе на материалах обсуждений кинофильма и личного опыта студентов в системе образования. Готовясь к занятиям, студенты должны изучить основные и дополнительные источники, включая учебные и исследовательские материалы в области семьи и занятости, гендерной идентичности, кросс-культурного анализа, гендерной стратификации.
В процессе изучения курса студенты должны освоить гендерные аспекты социальной политики и социальной работы, связь гендерных исследований и профессиональной практики социального работника.
От студента ожидается углубленное понимание социальной работы как средства активизации социальных и индивидуальных ресурсов женщин и мужчин по предотвращению насилия и дискриминации, как составного компонента системы услуг по осуществлению позитивных изменений, улучшению качества жизни, реабилитации и социальному развитию. Студент должен уметь раскрыть роль социального работника и характер деятельности социальных служб в активизации гражданского участия и межсекторном взаимодействии.