Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка

Краткое описание

курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!

Файлы: 1 файл

Метод № 18 Жижко ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ РАБочая программа.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

 

3. Обсуждение примеров гендерно нейтральной рекламы: её признаки и необходимость. Составление рекламного видеоклипа, не содержащего гендерных стереотипов (работа в группах с последующим публичным представлением результатов).

4. Презентация результатов анализа содержания объявлений из газетных рубрик «Ищу работу», «Требуется…» и т.п.

5. Презентация результатов анализа содержания газетных объявлений о знакомствах: «Она ищет его», «Он ищет её» (объявления мужчин, находящихся в местах лишения свободы, анализировать отдельно), «Он ищет его», «Она ищет её».

6. Презентация результатов анализа образов мужчин и женщин в специализированных журналах («Men’s Health», «Playboy», «Coolgirl», «Лиза», «Космополитен», «Медведь» и др.).

 

Литература:

1.      Боренстейн Э. Ах, «Андрюша», нам ли быть в печали… Национализм современных «мужских» журналов / Э. Боренстейн // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 360-377.

2.      Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / О.А. Воронина.  М.: МЦГИ, 1998. 156 с.

3.      Грамм М. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании / М. Грамм, Х. Нисс // Рубеж. 1999.    № 13 -14. С. 126-141.

4.      Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе / И.В. Грошев // Социол. исслед. 1999. № 4. С. 71-78.

5.      Грошев И.В. Образ женщины в рекламе / И.В. Грошев // Женщина. Гендер. Культура.  М., 1999. С. 331-343.

6.      Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 119-134.

7.      Забадыкина Е. Сексизм в средствах массовой информации / Е. Забадыкина // Все люди – сестры. СПб., 1994. Бюл. № 3.

8.      Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 176-184.

9.      Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.

10. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А.В. Кирилина // Гендер как интрига познания.  М., 2000. С.47-81.

11. Маеви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Маеви // Антология Гендерной Теории. Минск: Пропилей. 2000.            С. 280-297.

12. Новикова И. T/RUS не играет в хоккей, или как сжечь флаг, когда кончились памятники? / И. Новикова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002.    С. 327-344.

13. Образ женщины в современной российской журналистике: Анализ федеральной и региональной прессы. Обзор телевизионной рекламы / Ассоциация журналисток.  М., 1996.

14. Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино /    П. Романов // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 609-663.

15. Романов П.В. Три цвета в инсталляции плюрализма. Анализ кинорепрезентации социального неравенства / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова  // Кому принадлежит культура? Казань, 1999.

16. Ротаенко Г. Жена – «друг человека»: Сомнительные идеалы, насаждаемые постсоветской mass-media // Женщина и земля. 1995. № 1. С. 29-30.

17. Суспицына  Т.  Об  учителе,  муже  и  чине:  (ре)конструкция  маскулинностей  мужчин  –  работников  средней  школы  /                  Т. Суспицына // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 303-325.

18. Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе /    И. Тартаковская // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 246-266.

19. Ушакин С. Видимость мужественности / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 479-503.

20. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие. М., 1997. Гл. 6.

21. Хушкадамова Х.О. Женское движение в зеркале периодической печати / Х.О. Хушкадамова // Женщины в общественных объединениях. М., 1992.

22. Шабурова О. Мужик не суетится, или пиво с характером / О. Шабурова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 532-555.

23. Шинелева Л.Т.  Женщины России в зеркале СМИ – Новая ООН для нового века: Материалы конгресса "СМИ и обновление ООН" / Л.Т. Шинелева.  М., 1997. С. 73-75.

24. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе / А. Юрчак // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 389-400.

25. Остроух А.В. Политическая корректность и гендерный аспект языкового этикета США / А.В. Остроух // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы.  Т. I / Отв. ред. И.М. Семашко, А.Н. Седловская. М., 1999.

 

Дополнительная литература:

1.      Вульф Н. Миф о красоте / Н. Вульф // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С. 281-287.

2.      Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея-пресс, 2000.

3.      Каменецкая Н.Ю. Феномены массовой культуры или виртуальность гендерных ролей / Н.Ю. Каменецкая // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 117-132 (гендерные роли героев фильмов-ужасов).

4.      Контроль за осуществлением Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин. Приоритетная тема: равенство, ликвидация стереотипного представления женщин в СМИ: Доклад Генерального Секретаря ООН (E/CN 6/1996/4).

5.      Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.

6.      Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. СПб., 1996.

7.      Мытиль А.В. Взаимосвязь полоролевых образов / А.В. Мытиль // Семья в представлениях современного человека. М.: ИС АН СССР, 1990.

8.      Омельченко Е. От «пола» к «гендеру»: опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов / Е. Омельченко // Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999. С. 77-116.

9.      Скобло Е. Женские журналы в России начала ХХ века. Краткий обзор / Е. Скобло // «WE/МЫ – Диалог женщин. 1999. № 8 (24).        С. 26-28.

10. Сталь Л.Н. Печать и женское коммунистическое движение / Л.Н. Сталь.   М.-Л., 1927.

11. Трубина Е. «В форме себя держать!»: социальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 79.

12. Туркина О.В. Тип-шоу (идиадоптация) образа женщины в российской телерекламе / О.В. Туркина // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 400-408.

13. Шмидт Н.Р. Массовая и элитарная культура в зеркале гендерного подхода / Н.Р. Шмидт, К.В. Шушин // Социол. исслед. 2000. № 7. С. 58-64.

14. Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления / Р.М. Ямпольская // Вестник МГУ. Серия 10. 1997.  № 4. С. 3-16.

15. Ярская-Смирнова Е.Р. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации / Е.Р. Ярская-Смирнова // Гендерные исследования. 1999. № 2.

 

Лекция 7

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА

И ЗАНЯТОСТИ 

 

1.      Приватизация и изменение экономического положения женщин в РФ.

2.      Гендерный аспект рынка труда: проблема конкурентоспособности женской рабочей силы (уровень квалификации, степень готовности к изменению места работы, профессии, режима труда).

3.      Различия в оплате труда женщин и мужчин. Причины этих различий.

 

Литература:

1.      Ашвин С. Влияние современного гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости / С. Ашвин // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 63-73.

2.      Гимпельсон В.Е. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность / В.Е. Гимпельсон, В.С. Магун  // Социол. журн. 1994. № 1. С. 134-149.

3.      Гурко Т.А. Социополовой аспект социальной стратификации в постсоветской России / Т.А. Гурко // Гендерные тетради. Вып. 2. СПб., 1999. С. 55-70.

4.      Джакобен Дж. Гендерная сегрегация на рынке труда / Дж. Джакобен // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований. М.: Московский центр гендерных исследований, 2000.     С. 110-120.

5.      Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб. / Госкомстат России.  М., 1999. 138 с.

6.      Жижко Е.В.              Имидж формальных институтов посредничества как проблема адаптации населения к рыночному типу занятости / Е.В. Жижко // 3 S: Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. Красноярск, 2000.             

7.      Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 78-91, 108-138.

8.      Либоракина М.И. Женщины и приватизация / М.И. Либоракина. М.: Редакционно-издательский комплекс Русанова, 1999.  112 с.

9.      Моор С.М. Женщина на пороге XXI века: гендерные исследования социально-экономических проблем / С.М. Моор. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос.  ун-та, 1999.  244 с.

10. Положение женщин на рынке труда // О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае за 2003 год. Красноярск, 2004. С. 6-9.

11. Равноправие женщин в обществе:  Материалы «круглого стола». М., 2000.

12. Ржаницина Л.С.  Женщина на российском рынке труда / Л.С. Ржаницина, Г.П. Сергеева // Социол. исслед. 1995. № 7.

13. Римашевская Н.М. Социально-экономические трансформации в России и население / Н.М. Римашевская // Международный журнал социальных наук. 1995. № 8. С. 229-239.

14. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России / С.Ю. Рощин. М., 1996.

15. Тартаковская И.Н. Гендерные аспекты стратегии безработных / И.Н. Тартаковская // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 73-83.

16. Хоткина З. Гендерная асимметрия в сфере занятости / З. Хоткина // Материалы I Российской летней школы. М., 1997.

17. Шинелева Л.Т. Возможности и направления государственного регулирования положения женщин в условиях системного кризиса / Л.Т. Шинелева. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1998.  42 с.

18. Эренберг Р.Д. Теории рыночной дискриминации / Р.Д. Эренберг, Р.С. Смит // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований. М.: Московский центр гендерных исследований, 2000. С. 104-110.

 

Семинар  9

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА

И ЗАНЯТОСТИ 

 

Вопросы:

1.      Кодекс законов о труде РФ и проблема действенного контроля за его соблюдением в области женского труда.

2.      Особенности трудовых отношений в соответствии с Законом РФ "О занятости населения".

3.      Женская безработица как социальное явление, ее причины.

4.      Региональные и национальные проблемы трудоустройства женщин. 

5.      Роль государства в регулировании спроса и предложения женского труда на рынке.

6.      Особенности социальной защиты женщин в условиях рынка.

7.      Сексуальные домогательства на работе.

 

Задание:

Существуют ли по-настоящему «мужские» и «женские» профессии? Приведите примеры:

 

Мужские

профессии

Почему?

Женские

Профессии

Почему?

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Баскакова М.Е. Проблемы и права работников с семейными обязанностями / М.Е. Баскакова // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т. 1. М.: МФФ, 1998. С. 235-258.

2.      Безгребельная Г. Женская безработица. Новые аспекты / Г. Безгребельная, О. Кондратьева // Социол. исслед. 1996. № 3.

3.      Винокурова Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет // Социол. исслед. 1999.  № 4. С. 82-87.

Информация о работе Социальная работа