Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка
курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!
3. Обсуждение примеров гендерно нейтральной рекламы: её признаки и необходимость. Составление рекламного видеоклипа, не содержащего гендерных стереотипов (работа в группах с последующим публичным представлением результатов).
4. Презентация результатов анализа содержания объявлений из газетных рубрик «Ищу работу», «Требуется…» и т.п.
5. Презентация результатов анализа содержания газетных объявлений о знакомствах: «Она ищет его», «Он ищет её» (объявления мужчин, находящихся в местах лишения свободы, анализировать отдельно), «Он ищет его», «Она ищет её».
6. Презентация результатов анализа образов мужчин и женщин в специализированных журналах («Men’s Health», «Playboy», «Coolgirl», «Лиза», «Космополитен», «Медведь» и др.).
Литература:
1. Боренстейн Э. Ах, «Андрюша», нам ли быть в печали… Национализм современных «мужских» журналов / Э. Боренстейн // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 360-377.
2. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / О.А. Воронина. М.: МЦГИ, 1998. 156 с.
3. Грамм М. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании / М. Грамм, Х. Нисс // Рубеж. 1999. № 13 -14. С. 126-141.
4. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе / И.В. Грошев // Социол. исслед. 1999. № 4. С. 71-78.
5. Грошев И.В. Образ женщины в рекламе / И.В. Грошев // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 331-343.
6. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 119-134.
7. Забадыкина Е. Сексизм в средствах массовой информации / Е. Забадыкина // Все люди – сестры. СПб., 1994. Бюл. № 3.
8. Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 176-184.
9. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.
10. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А.В. Кирилина // Гендер как интрига познания. М., 2000. С.47-81.
11. Маеви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Маеви // Антология Гендерной Теории. Минск: Пропилей. 2000. С. 280-297.
12. Новикова И. T/RUS не играет в хоккей, или как сжечь флаг, когда кончились памятники? / И. Новикова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 327-344.
13. Образ женщины в современной российской журналистике: Анализ федеральной и региональной прессы. Обзор телевизионной рекламы / Ассоциация журналисток. М., 1996.
14. Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино / П. Романов // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 609-663.
15. Романов П.В. Три цвета в инсталляции плюрализма. Анализ кинорепрезентации социального неравенства / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Кому принадлежит культура? Казань, 1999.
16. Ротаенко Г. Жена – «друг человека»: Сомнительные идеалы, насаждаемые постсоветской mass-media // Женщина и земля. 1995. № 1. С. 29-30.
17. Суспицына Т. Об учителе, муже и чине: (ре)конструкция маскулинностей мужчин – работников средней школы / Т. Суспицына // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 303-325.
18. Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе / И. Тартаковская // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 246-266.
19. Ушакин С. Видимость мужественности / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 479-503.
20. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие. М., 1997. Гл. 6.
21. Хушкадамова Х.О. Женское движение в зеркале периодической печати / Х.О. Хушкадамова // Женщины в общественных объединениях. М., 1992.
22. Шабурова О. Мужик не суетится, или пиво с характером / О. Шабурова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 532-555.
23. Шинелева Л.Т. Женщины России в зеркале СМИ – Новая ООН для нового века: Материалы конгресса "СМИ и обновление ООН" / Л.Т. Шинелева. М., 1997. С. 73-75.
24. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе / А. Юрчак // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 389-400.
25. Остроух А.В. Политическая корректность и гендерный аспект языкового этикета США / А.В. Остроух // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Т. I / Отв. ред. И.М. Семашко, А.Н. Седловская. М., 1999.
Дополнительная литература:
1. Вульф Н. Миф о красоте / Н. Вульф // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С. 281-287.
2. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея-пресс, 2000.
3. Каменецкая Н.Ю. Феномены массовой культуры или виртуальность гендерных ролей / Н.Ю. Каменецкая // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 117-132 (гендерные роли героев фильмов-ужасов).
4. Контроль за осуществлением Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин. Приоритетная тема: равенство, ликвидация стереотипного представления женщин в СМИ: Доклад Генерального Секретаря ООН (E/CN 6/1996/4).
5. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.
6. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. СПб., 1996.
7. Мытиль А.В. Взаимосвязь полоролевых образов / А.В. Мытиль // Семья в представлениях современного человека. М.: ИС АН СССР, 1990.
8. Омельченко Е. От «пола» к «гендеру»: опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов / Е. Омельченко // Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999. С. 77-116.
9. Скобло Е. Женские журналы в России начала ХХ века. Краткий обзор / Е. Скобло // «WE/МЫ – Диалог женщин. 1999. № 8 (24). С. 26-28.
10. Сталь Л.Н. Печать и женское коммунистическое движение / Л.Н. Сталь. М.-Л., 1927.
11. Трубина Е. «В форме себя держать!»: социальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 79.
12. Туркина О.В. Тип-шоу (идиадоптация) образа женщины в российской телерекламе / О.В. Туркина // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 400-408.
13. Шмидт Н.Р. Массовая и элитарная культура в зеркале гендерного подхода / Н.Р. Шмидт, К.В. Шушин // Социол. исслед. 2000. № 7. С. 58-64.
14. Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления / Р.М. Ямпольская // Вестник МГУ. Серия 10. 1997. № 4. С. 3-16.
15. Ярская-Смирнова Е.Р. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации / Е.Р. Ярская-Смирнова // Гендерные исследования. 1999. № 2.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА
И ЗАНЯТОСТИ
1. Приватизация и изменение экономического положения женщин в РФ.
2. Гендерный аспект рынка труда: проблема конкурентоспособности женской рабочей силы (уровень квалификации, степень готовности к изменению места работы, профессии, режима труда).
3. Различия в оплате труда женщин и мужчин. Причины этих различий.
Литература:
1. Ашвин С. Влияние современного гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости / С. Ашвин // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 63-73.
2. Гимпельсон В.Е. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность / В.Е. Гимпельсон, В.С. Магун // Социол. журн. 1994. № 1. С. 134-149.
3. Гурко Т.А. Социополовой аспект социальной стратификации в постсоветской России / Т.А. Гурко // Гендерные тетради. Вып. 2. СПб., 1999. С. 55-70.
4. Джакобен Дж. Гендерная сегрегация на рынке труда / Дж. Джакобен // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований. М.: Московский центр гендерных исследований, 2000. С. 110-120.
5. Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 138 с.
6. Жижко Е.В. Имидж формальных институтов посредничества как проблема адаптации населения к рыночному типу занятости / Е.В. Жижко // 3 S: Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. Красноярск, 2000.
7. Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 78-91, 108-138.
8. Либоракина М.И. Женщины и приватизация / М.И. Либоракина. М.: Редакционно-издательский комплекс Русанова, 1999. 112 с.
9. Моор С.М. Женщина на пороге XXI века: гендерные исследования социально-экономических проблем / С.М. Моор. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1999. 244 с.
10. Положение женщин на рынке труда // О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае за 2003 год. Красноярск, 2004. С. 6-9.
11. Равноправие женщин в обществе: Материалы «круглого стола». М., 2000.
12. Ржаницина Л.С. Женщина на российском рынке труда / Л.С. Ржаницина, Г.П. Сергеева // Социол. исслед. 1995. № 7.
13. Римашевская Н.М. Социально-экономические трансформации в России и население / Н.М. Римашевская // Международный журнал социальных наук. 1995. № 8. С. 229-239.
14. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России / С.Ю. Рощин. М., 1996.
15. Тартаковская И.Н. Гендерные аспекты стратегии безработных / И.Н. Тартаковская // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 73-83.
16. Хоткина З. Гендерная асимметрия в сфере занятости / З. Хоткина // Материалы I Российской летней школы. М., 1997.
17. Шинелева Л.Т. Возможности и направления государственного регулирования положения женщин в условиях системного кризиса / Л.Т. Шинелева. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1998. 42 с.
18. Эренберг Р.Д. Теории рыночной дискриминации / Р.Д. Эренберг, Р.С. Смит // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований. М.: Московский центр гендерных исследований, 2000. С. 104-110.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА
И ЗАНЯТОСТИ
Вопросы:
1. Кодекс законов о труде РФ и проблема действенного контроля за его соблюдением в области женского труда.
2. Особенности трудовых отношений в соответствии с Законом РФ "О занятости населения".
3. Женская безработица как социальное явление, ее причины.
4. Региональные и национальные проблемы трудоустройства женщин.
5. Роль государства в регулировании спроса и предложения женского труда на рынке.
6. Особенности социальной защиты женщин в условиях рынка.
7. Сексуальные домогательства на работе.
Задание:
Существуют ли по-настоящему «мужские» и «женские» профессии? Приведите примеры:
Мужские профессии | Почему? | Женские Профессии | Почему? |
|
|
|
|
Литература:
1. Баскакова М.Е. Проблемы и права работников с семейными обязанностями / М.Е. Баскакова // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Т. 1. М.: МФФ, 1998. С. 235-258.
2. Безгребельная Г. Женская безработица. Новые аспекты / Г. Безгребельная, О. Кондратьева // Социол. исслед. 1996. № 3.
3. Винокурова Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет // Социол. исслед. 1999. № 4. С. 82-87.