Социальная работа занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.

Оглавление

Глава 1. Теоретические аспекты понятия занятости
1.1 Понятие занятости
1.2 Служба занятости, функции и задачи
1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан
1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда по обеспечению занятости населения
3.2 Организация социальных рабочих мест с помощью программ по занятости населения в Павлодарской области.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Соц..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Содержание

Глава 1. Теоретические  аспекты понятия занятости

1.1 Понятие занятости

1.2 Служба занятости, функции и задачи

1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан

1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК

Глава 2. Программа занятости  Казахстана 2020

Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан

3.1 Работа рынка труда  по обеспечению занятости населения

3.2 Организация социальных  рабочих мест с помощью программ  по занятости населения в Павлодарской области.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок труда (рабочей  силы) - важная и многоплановая сфера  экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда  получает оценку стоимость рабочей  силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости. Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики нашего государства. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Существует еще такое  понятие как неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.

Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.

Объектом курсовой являются вопросы работы службы занятости.

         Предметом – социальные особенности работы службы занятости.

        Гипотезы исследования:

Основными проблемами исследования в этой области являются:

1) Неразвит рынок труда и занятости

2) Безразличие со стороны населения и правительства

3).Несогласованность между государственными и негосударственными структурами.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие занятости;

- рассмотреть причины образования  безработицы в Казахстане и  пути решения проблемы безработицы;

-  рассмотреть проблемы работы службы занятости и ее особенности в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты понятия занятости

 

    1.  Понятие занятости

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

  1. осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;
  2. возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых  граждан, не позволяет признать граждан  занятыми даже при наличии формальных признаков.

Занятыми считаются  граждане:

  1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);
  2. занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;
  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  9. учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости населения. Занятость населения — это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей.

Занятость населения  рассматривается как наличие  рабочего места, как целесообразная деятельность, приносящая работнику доход.

В структуре населения страны выделяют:

  1. население, находящееся в трудоспособном возрасте, или трудоспособное население (обычно в возрастном интервале от 16 до 60 лет);
  2. нетрудоспособное население
  3. Еще недавно главной тенденцией в изменении структуры занятости выступало вытеснение труда неквалифицированного высококвалифицированным трудом, что сопровождается повышением значения человеческого капитала. Все это и сегодня имеет место. Но все чаще фиксируется вытеснение тех видов высококвалифицированного труда, которые по определенным меркам не соответствуют новейшим требованиям производства.

 

При анализе занятости выделяют:

а) эффективную занятость — обеспечивается наивысшая производительность труда и высокая эффективность национального производства;

б) рациональную занятость — такая занятость, которая обеспечивает наиболее полное включение граждан страны в трудовой процесс.

С учетом характера труда различают занятость по найму (наемный труд), а также самостоятельное обеспечение работой (самозанятость). В современных условиях доминирует первый вид занятости.

При анализе занятости различают:

  1. полную занятость населения, когда все способные ктруду члены общества при желании работать имеют работу. Есликоличество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест,то данную экономическую ситуацию также можно считать какразновидность полной занятости.
  2. неполную занятость, или частичную занятость, когда трудоспособное население или отдельный работник занят не весь рабочий день (неделю и т.п.). Наличие неполной занятости означает, что общество уже столкнулось с безработицей;
  3. избыточная занятость, когда из сектора домашних хозяйств в национальное производство вовлечено рабочей силы больше, чем требуется;
  4. вторичная занятость (параллельная занятость), когда основное место работы дополняется приработком («работа под лунным светом» и т. п.);
  5. самозанятость — такая занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляемая и не имеет общепринятых форм оплаты труда;
  6. неофициальная занятость — это такая занятость, которая не имеет официальной регистрации. Это может быть неучтенная самозанятость («безналоговая занятость»). Сюда же относится и наличие рабочего места в «теневой экономике».

Кроме того, выделяется так называемая нетрадиционная или нетипичная занятость:

а) сезонная занятость, представляющая занятость на основе сезонного контракта в соответствующих отраслях национальной экономики при условии соблюдения полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связанная с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость, когда занятость и незанятость чередуются независимо от сроков той и другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;

д) занятость по вызову, когда нет никаких гарантий занятости, а объем труда складывается под влиянием случайных обстоятельств.

Незанятое население как составная часть трудоспособного населения в свою очередь состоит из двух частей:

  1. добровольно незанятого населения, что может быть продиктовано:

а) достигнутым уровнем богатства человека (или социальной группы);

б) убеждениями (образ жизни человека);

в) другими соображениями (разочарования, скрытая неофициальная занятость и т. п.);

  1. вынужденная незанятость, что обусловлено только социально-экономическими условиями, т, е. отсутствием работы при желании ее иметь.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенные выводы:

Во-первых, в  условиях смешанной экономики обеспечение  полной и эффективной занятости  становится важнейшей социальной проблемой.

Во-вторых, все  формы занятости в настоящее  время образуют общую модель занятости  на этапе радикальных экономических преобразований. В связи с этим занятость населения следует трактовать не только как модель обеспечения рабочими местами лиц, не имеющих производительной собственности, но и модель, в которую введены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, т.е. предприниматели, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов, фермеры и т.п. Этим важным положением расширяются границы занятости за пределы обязательного участия в труде на предприятиях государственного сектора. Обеспечение занятости становится делом индивидуального активного человека.

 

1.2 Служба занятости, функции и задачи

Регулирование рынка  труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. 
    Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. 
    Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

 
    Общими функциями служб занятости являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров.   

 

  Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др. 
     Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. 

Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. 
     Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:

Информация о работе Социальная работа занятости