Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия занятости
1.1 Понятие занятости
1.2 Служба занятости, функции и задачи
1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан
1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда по обеспечению занятости населения
3.2 Организация социальных рабочих мест с помощью программ по занятости населения в Павлодарской области.
Заключение
Список использованных источников
Будет создана соответствующая нормативная правовая база, отработан механизм переезда участников Программы в центры экономического роста и в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, приняты меры по вовлечению участников Программы в реализацию проектов ГПФИИР.
Одновременно, для подготовки ко второму этапу реализации Программы, местные исполнительные органы областного и районного значения:
определят (по согласованию с Оператором Программы) перечень проектов, реализуемых в рамках Программы, категории участников, меры и способы их активизации;
представят бюджетную заявку на реализацию Программы с учетом доли софинансирования из средств местного бюджета на строительство арендного жилья.
«представят бюджетные заявку на реализацию Программы с учетом доли софинансирования из средств местного бюджета на строительство и ( или) приобретение служебных жилищ»
На втором этапе: 2012 – 2015 годы – будут разработаны, согласованы и приняты к исполнению региональные составляющие Программы, внесены изменения и дополнения в условия и порядок оказания социальной поддержки.
На третьем этапе (2016 – 2020 годы) управление рисками, возникающими на рынке труда и содействие продуктивной занятости, будет осуществляться на основе механизмов и инструментов, предложенных Программой.
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда
по обеспечению занятости
Особенность рынка труда по организации занятости в Казахстане состоит в том, что он является:
1) Всеобщей формой
согласования спроса субъектов
собственности на средства
2) Стихийным регулятором
территориально-отраслевого
Преобладание государственной
собственности на средства производства
создает предпосылки для
Понятие рынка труда
применимо лишь для ограниченной
части отношений найма, складывающихся
в негосударственных секторах экономики.
Эти отношения связаны с
Рынок труда, как нам представляется, это не главный, а дополняющий элемент механизма ее воспроизводства при сохранении планомерного характера формирования макропропорций производства и подготовки рабочих и специалистов в госсекторе на всех уровнях управления - общесоюзная, республиканском, территориальным. Он призван обеспечить гибкость механизма перелива рабочей силы между секторами экономики в соответствии с конъюнктурой потребительского спроса, противодействовать монополии производства и диктату условий оплаты труда на госпредприятиях.
Признание существования рабочей силы в Казахстане не является само по себе достаточным основанием для утверждения о превращении рабочей силы в товар. Для этого, кроме личной свободы человека и правараспоряжения своей собственностью к труду, должны быть отделение работника от средств производства и приоритетная заинтересованность владельца этих средств в их максимальном использовании. Особенность положения труженика в государственном секторе, при арендной и акционерной формах хозяйствования, индивидуальной трудовой деятельности как субъекта собственности на средства производства содержит предпосылки для нетоварного характера отношений по поводу использования рабочей силы... Однако было ошибочным отрицать, что участию моделей в общественном производстве совершенно не свойственно отчуждения способности к труду на принципах купли-продажи. Возможность товарных отношений при найме работников содержит собственность на средства производства.
Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.
На государственном уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..
Помимо использования нормативов прямого действия государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем
самому важному уровню регулирования
рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое
его регулирование не может уловить местных
особенностей, всех направлений экономической
активности. Барометром его изменений
выступает состояние рынка труда, соотношение
спроса и предложения рабочей силы. С учетом
этого в регионе формируется концепция
занятости, предусматриваются меры по
стимулированию тех или иных предприятий
с целью преодолеть деформацию рынка,
улучшить профессионально-
Законом “О занятости
населения” службам занятости даны
широкие права в использовании
налоговых, кредитно-денежных и других
рычагов для регулирования
Например, в областях и районах неблагоприятных с точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.
Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.
Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..
Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.
К сожалению, именно здесь больше всего недостатков. При медленном переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.
Чтобы управлять человеческими
ресурсами, важно на основе стратегических
планов развития предприятий разработать,
претворять в жизнь политику и
следить за согласованностью действий
различных подразделений и
Рассматривая рынок
труда в целом, его инфраструктуру
и т.д., то задается вопрос, а как
рынка труда проходит в деревнях?
Настораживают ситуация в деревне:
среди безработных почти
Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной центр занятости организовал переселение людей из города в деревню, а сегодня сотни безработных селян и обращаются в службы занятости.
Ситуация в сельском хозяйстве такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости.
Вывод: Инфраструктура рынка труда позволяет использовать различные формы и методы обеспечения занятости населения. Она состоит из трех уровней: государственного, регионального и уровня предприятий.
На государственном уровне определяются нормы и нормативы функционирования рынка труда и его границ.
На региональном уровне
рынке труда барометром изменений
регулирование рынка труда
На уровне предприятий
больше всего недостатков, чем на
других уровнях. При переходе к рыночным
отношениям практически заморозились
внутрифирменная система
Инфраструктура рынка труда позволяет увидеть, что рынка труда проходит не только в городах, но и в деревне.
3.2 Организация социальных
рабочих мест с помощью
Социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда.
В целевые группы входят: малообеспеченные; молодежь в возрасте до двадцати пяти лет включительно; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; оралманы, высвобождаемые, в связи с сокращением численности и выпускники учебных заведений; лица, имеющие ограничения в труде по справкам врачебо-консультационной комиссии женщины старше 50 лет; мужчины старше 55 лет; лица, не работающие длительное время (более одного года); лица не имеющие в семье ни одного работающего; женщины имеющие детей в возрасте до 5 лет.
Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом. Договор содержит обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.
Социальные рабочие места организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности
1) предназначены специально для целевых групп;
2) количество рабочих
мест не ограничено, работа носит
временный характер и для ее
организации не могут быть
использованы постоянные
Молодежная практика – вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной специальности, организуемый местными исполнительными органами с учетом ситуации на региональном рынке труда.
С 2012 года по Программе занятость – 2020 по І-направлению предусмотрена организация Молодежной практики по направлению Центра занятости.
Молодежная практика организуется у работодателей независимо от их формы собственности. Участие выпускников в молодежной практике допускается один раз в двенадцатимесячный период, продолжительность Молодежной практики осуществляется сроком на шесть месяцев.