Социальная работа занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.

Оглавление

Глава 1. Теоретические аспекты понятия занятости
1.1 Понятие занятости
1.2 Служба занятости, функции и задачи
1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан
1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда по обеспечению занятости населения
3.2 Организация социальных рабочих мест с помощью программ по занятости населения в Павлодарской области.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Соц..doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Будет создана соответствующая  нормативная правовая база, отработан  механизм переезда  участников Программы  в центры  экономического роста и в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, приняты меры по вовлечению участников Программы в реализацию проектов ГПФИИР.

Одновременно, для подготовки ко второму этапу реализации Программы, местные исполнительные органы областного и районного значения:

определят (по согласованию с Оператором Программы) перечень проектов, реализуемых в рамках Программы, категории участников, меры и способы  их активизации;

представят бюджетную  заявку на реализацию Программы с  учетом доли софинансирования из средств  местного бюджета на строительство арендного жилья.

 «представят бюджетные заявку на реализацию Программы с учетом доли софинансирования из средств местного бюджета на строительство и ( или) приобретение служебных жилищ»

На втором этапе: 2012 – 2015 годы – будут разработаны, согласованы и приняты к исполнению региональные составляющие Программы, внесены изменения и дополнения в условия и порядок оказания социальной поддержки.

На третьем этапе (2016 – 2020 годы) управление рисками, возникающими на рынке труда и содействие продуктивной занятости, будет осуществляться на основе механизмов и инструментов, предложенных Программой.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан

3.1 Работа рынка труда  по обеспечению занятости населения

Особенность рынка труда по организации занятости в Казахстане состоит в  том, что он является:

1) Всеобщей формой  согласования спроса субъектов  собственности на средства производства, на рабочую силу и людей,  обладающих исключительным правом  распоряжения своими способностями к труду, на рабочие места;

2) Стихийным регулятором  территориально-отраслевого распределения  и перераспределения работников.

Преобладание государственной  собственности на средства производства создает предпосылки для сохранения нетоварной формы производства.

Понятие рынка труда  применимо лишь для ограниченной части отношений найма, складывающихся в негосударственных секторах экономики. Эти отношения связаны с конкурентностью  и состязательностью между производственными  единицами и социальными сферами занятости (государственной, частной, смешанного типа) за привлечение лучших специалистов в условиях развития товарно-денежных отношений. Они открываются для работников возможность свободного выбора сферы предложения труда, условий его оплаты, продолжительности рабочего времени исходя из личной выгоды. Это не отрицает необходимости сохранения планомерного характера формирования значительной части связей по воспроизводству рабочей силы и материальных условий занятости в государственном секторе экономики. Речь идет не об альтернативе планомерного регулирования процессов занятости ими рынка труда; речь идет об их органическом сочетании, о дополнении сложившейся системы и форм организации занятости рыночными регуляторами как необходимым звеном хозяйственного механизма.

Рынок труда, как нам  представляется, это не главный, а  дополняющий элемент механизма  ее воспроизводства при сохранении планомерного характера формирования макропропорций производства и подготовки рабочих и специалистов в госсекторе на всех уровнях управления - общесоюзная, республиканском, территориальным. Он призван обеспечить гибкость механизма перелива рабочей силы между секторами экономики в соответствии с конъюнктурой потребительского спроса, противодействовать монополии производства и диктату условий оплаты труда на госпредприятиях.

Признание существования  рабочей силы в Казахстане не является само по себе достаточным основанием для утверждения о превращении  рабочей силы в товар. Для этого, кроме личной свободы человека и  правараспоряжения своей собственностью к труду, должны быть отделение работника от средств производства и приоритетная заинтересованность владельца этих средств в их максимальном использовании. Особенность положения труженика в государственном секторе, при арендной и акционерной формах хозяйствования, индивидуальной трудовой деятельности как субъекта собственности на средства производства содержит предпосылки для нетоварного характера отношений по поводу использования рабочей силы... Однако было ошибочным отрицать, что участию моделей в общественном производстве совершенно не свойственно отчуждения способности к труду на принципах купли-продажи. Возможность товарных отношений при найме работников содержит собственность на средства производства.

Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.

На государственном  уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..

Помимо использования  нормативов прямого действия государство  осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем самому важному уровню регулирования рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить местных особенностей, всех направлений экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С учетом этого в регионе формируется концепция занятости, предусматриваются меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы.

Законом “О занятости  населения” службам занятости даны широкие права в использовании  налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов  на рынке труда, повышение его гибкости через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Например, в областях и районах неблагоприятных с  точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих  к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.

Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского  хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.

Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..

Мы подходим к анализу  третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.

К сожалению, именно здесь  больше всего недостатков. При медленном  переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.

Чтобы управлять человеческими  ресурсами, важно на основе стратегических планов развития предприятий разработать, претворять в жизнь политику и  следить за согласованностью действий различных подразделений и служб  занятости, добиваться сокращения разрыва между потребностями и наличными  трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные кадровые инвестирования, более выгодные по сравнению с набором со стороны. Новая структура и состава специалистов, заметных в этих службах, помогут расширить ее функции и поддерживать трудовые ресурсы предприятий в состоянии готовности на изменение на рынке труда, иметь возможность активно влиять на профессионально-квалификационный состав работников, их мотивацию, а также организацию и оплату труда.

Рассматривая рынок  труда в целом, его инфраструктуру и т.д., то задается вопрос, а как  рынка труда проходит в деревнях? Настораживают ситуация в деревне: среди безработных почти половина селян, другая половина не заняты общественным трудом, а это потенциальные безработные.

Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной  центр занятости организовал  переселение людей из города в  деревню, а сегодня сотни безработных  селян и обращаются в службы занятости.

Ситуация в сельском хозяйстве такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости.

Вывод: Инфраструктура рынка  труда позволяет использовать различные  формы и методы обеспечения занятости  населения. Она состоит из трех уровней: государственного, регионального и уровня предприятий.

На государственном  уровне определяются нормы и нормативы  функционирования рынка труда и  его границ.

На региональном уровне рынке труда барометром изменений  регулирование рынка труда выступает, соотношение спроса и предложение  рабочей силы.

На уровне предприятий  больше всего недостатков, чем на других уровнях. При переходе к рыночным отношениям практически заморозились внутрифирменная система управления трудом.

Инфраструктура рынка  труда позволяет увидеть, что  рынка труда проходит не только в городах, но и в деревне.

3.2 Организация социальных  рабочих мест с помощью программ  по занятости населения в Павлодарской  области. 

 

Социальное  рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда.

В целевые  группы входят: малообеспеченные; молодежь в возрасте до двадцати пяти лет включительно; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; оралманы, высвобождаемые, в связи с сокращением численности и выпускники учебных заведений; лица, имеющие ограничения в труде по справкам врачебо-консультационной комиссии женщины старше 50 лет; мужчины старше 55 лет; лица, не работающие длительное время (более одного года); лица не имеющие в семье ни одного работающего; женщины имеющие детей  в возрасте до 5 лет.

Создание социального  рабочего места осуществляется работодателем  на основе договора с местным исполнительным органом. Договор содержит обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.

Социальные рабочие  места организуются путем создания временных рабочих мест и имеют  следующие особенности

1) предназначены специально  для целевых групп; 

2) количество рабочих  мест не ограничено, работа носит  временный характер и для ее  организации не могут быть  использованы постоянные рабочие  места и вакансии.

Молодежная  практика – вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной специальности, организуемый местными исполнительными органами с учетом ситуации на региональном рынке труда.

С 2012 года по Программе  занятость – 2020 по І-направлению  предусмотрена организация  Молодежной практики  по направлению Центра занятости. 

Молодежная практика организуется у работодателей независимо от их формы собственности. Участие выпускников в молодежной практике допускается один раз в двенадцатимесячный период, продолжительность Молодежной практики осуществляется сроком на шесть месяцев.

Информация о работе Социальная работа занятости