Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия занятости
1.1 Понятие занятости
1.2 Служба занятости, функции и задачи
1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан
1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда по обеспечению занятости населения
3.2 Организация социальных рабочих мест с помощью программ по занятости населения в Павлодарской области.
Заключение
Список использованных источников
Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверх занятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
- Из-за падения престижа производительного труда, для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Около 30 процентов молодежи считает, что образование сегодня не является гарантией жизненного успеха.
Выпускники профессиональных
училищ в поиске работы руководствуются
прежде всего следующими мотивами:
хорошо оплачиваемая работа (83%); хорошая
организация и обеспечение
Выпускники колледжей отдают предпочтение хорошей заработной плате (78%), относительно свободному режиму рабочего дня (38%); возможности профессионального роста (29%).
У выпускников высших учебных заведений спектр мотивов шире: хорошая оплата и возможность дополнительного заработка (85%); интересная работа (61%); возможность самостоятельного планирования трудовой деятельности (34%); относительно свободный режим трудового дня (31%); резервы времени, остающиеся для семьи и досуга (30%). Такие мотивы, как "возможность профессионального роста", "творчество в процессе труда", важны лишь для каждого шестого-седьмого выпускника вуза.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда ,у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ), в условиях невозможности ' трудоустройства.
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение
молодежи на рынке труда определяется
и деятельностью образовательны
Н.А.Назарбаев отметил, что изменения в экономике привели к значительным изменениям в структуре рынка труда и увеличению спроса на квалифицированную рабочую силу. В настоящее время нехватка высококлассных специалистов среднего звена сказывается на темпах роста производства и конкурентоспособности экономики Казахстана.
Молодые люди должны понять,
что иметь рабочую
Глава государства выразил мнение, что только развитая система профессионально-технического образования способна решать многие проблемы, в том числе и вопрос адаптации молодежи на рынке труда.
Признавая важность решения этой проблемы, государство начало предпринимать шаги в этом направлении
В течение 2011 года в службу занятости поступило более 5000 вакансий из предприятий и организаций города. Профессии, пользующиеся спросом на рынке труда это: врачи и медицинские сестры, инженеры-механики, инженеры-электрики, газо электросварщики, электрики, токари, слесари-сантехники и другие рабочие специальности. Изучение потребности в кадрах на предприятиях города определяет необходимость в подготовке этих специалистов.
Большой интерес в последние годы вызывает создание социальных рабочих мест для выпускников организаций профессионального образования. Им предоставляется шанс пройти «молодежную практику» с целью приобретения опыта и навыка работы по специальности.
Кроме того, в рамках этой программы имеется возможность создания рабочих мест для учащейся молодежи в период каникул.
Всего в 2011 году благодаря проекту создания социальных рабочих мест трудоустроено 657 человек, в том числе 70% - молодежь. Данный проект предусматривает временное трудоустройство, не более, чем на шесть месяцев, однако молодым, добросовестно выполняющим свои обязанности, предлагают работать на предприятиях и дальше, но уже на общих основаниях.
Органы службы занятости населения продолжили обучение и переобучение безработной молодежи профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда (дорожная карта) Специализированный характер ярмарок вакансий значительно повышает их эффективность. Именно поэтому эта форма активно развивается.
В Казахстане нужно создать
все необходимые условия для
получения казахстанской
И в заключении хотим предложить следующее: для дальнейшего развития сферы занятости молодежи необходимо:
• проводить специальные исследования по изучению рынка труда
• развивать связи между базовыми учебными заведениями и предприятиями;
• развивать систему социальных служб, способствующих обеспечению . занятости молодежи (молодежных бирж труда, ярмарки и др.)
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.
Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.
В ходе социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения. За последние 10 лет численность занятого населения увеличилась с 6698,8 тыс. человек до 8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % в 2001 году до 5,5 % на конец 2010 года.
Разработка и реализация
специальных мер сохранения рабочих
мест и содействия занятости в
рамках Дорожной карты позволили
сохранить высокий уровень
Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.
Регулирование рынка труда и сферы занятости в Республике Казахстан, начиная с 1991 года, осуществлялось преимущественно в формате специальных программ занятости населения: Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000 – 2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2003 года № 296 и Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года № 68.
На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и защиту национального рынка труда.
Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч работников были переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения).
Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.
В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест.
Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.
Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Реализованная в условиях
кризиса стратегия
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году.
Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет профессионального образования.
В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.
Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.
Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности, по состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума.
В социальной поддержке
малообеспеченного населения