Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. С другой стороны, уменьшение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест может также привести к негативным последствиям для экономики страны.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия занятости
1.1 Понятие занятости
1.2 Служба занятости, функции и задачи
1.3 Влияние безработицы на молодежную среду в Республике Казахстан
1.4 Государственное регулирование занятости молодежи в РК
Глава 2. Программа занятости Казахстана 2020
Глава 3. Деятельность социальных служб на территории Республики Казахстан
3.1 Работа рынка труда по обеспечению занятости населения
3.2 Организация социальных рабочих мест с помощью программ по занятости населения в Павлодарской области.
Заключение
Список использованных источников
Проведенные в конце 90-х годов прошлого столетия институциональные преобразования службы занятости снизили эффективность регулирования рынка труда.
Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет темпы снижения бедности, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов вопреки растущему спросу на рабочую силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.
В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы на рынке труда (далее – АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии «прав и обязанностей» или «взаимных обязательств», когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).
В экономическом плане АПРТ предполагают увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном – снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.
Первоначально такие
программы использовались во время
экономической депрессии и
Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.
Цель Программы является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Паспорт программы представлении в Приложении 1.
Существуют следующие целевые индикаторы Программы:
К 2016 году:
Программой занятости 2020 (далее – Программа) будут охвачены до 1,5 млн. человек;
Уровень бедности снизится с 8,2% до 6 %;
Уровень безработицы не будет превышать 5,5 %;
Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26 %;
Дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы составит 20%.
Количественные индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы с возможным внесением в нее соответствующих изменений.
Задачи Программы
1. Вовлечение самозанятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы занятости.
2. Развитие кадрового потенциала для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР).
3. Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.
Реализация Программы в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости.
В этой связи, реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения.
2. Содействие развитию предпринимательства на селе.
3. Повышение мобильности трудовых ресурсов.
Для реализации Программы будут:
1) приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы;
2) сформирована общенациональная база данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест в разрезе отдельных специальностей (далее – База данных). База данных будет формироваться за счет проектов карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса 2020» и других инициатив частного сектора.
Центральные и местные государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты индустриализации, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства на периодической основе, по установленной форме, будут направлять Оператору Программы сведения по имеющейся и прогнозируемой потребности в работниках в разрезе регионов и отдельных специальностей.
В целях финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных Программой, в соответствии с заявленной потребностью и с учетом финансовых возможностей республиканского бюджета будут определены лимиты финансирования для каждой из областей, города республиканского значения, столицы.
Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе – локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов.
Механизм реализации:
1) Оператор Программы
предоставляет местному
2) Местный исполнительный орган самостоятельно определяет уполномоченную региональную организацию по организации микрокредитования.
3) Уполномоченная региональная
организация, в соответствии с
установленными правилами
4) Между уполномоченной региональной организацией и микрокредитными организациями и/ или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита.
5) Желающие принять участие во втором направлении Программы, подают в центры занятости населения заявление.
6) Центры занятости населения рассматривают представленные документы, проводят собеседование с потенциальными участниками и формируют списки претендентов по видам получения государственной поддержки и перечень проектов, требующих развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
7) Обучение основам предпринимательства:
- Центра занятости населения, при согласии претендентов, направляют их на обучение основам предпринимательства и уведомляют об этом уполномоченный орган по развитию предпринимательства;
- уполномоченный орган
по развитию
Программа обучения и график ее проведения согласовывается с центром занятости населения.
8) Предоставление микрокредитов:
- потенциальный участник Программы разрабатывает бизнес- план проекта и по направлению центра занятости населения обращается с заявкой на получение микрокредита в микрокредитную организацию или кредитное товарищество;
микрокредитная организация или кредитное товарищество проводит оценку проекта и принимает решение о возможности (или невозможности) микрокредитования.
9) Развитие инженерно-
при получении положительного заключения от МКО или кредитного товарищества, центры занятости населения, направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки потенциальных участников Программы, проекты которых требуют развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
- уполномоченный орган
по развитию инфраструктуры
10) Центр занятости населения передает на рассмотрение Комиссии документы потенциальных участников Программы, с приложением заключений МКО или кредитного товарищества уполномоченного органа по развитию инфраструктуры.
11) Центр занятости населения, с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о включении (об отказе) заявителей в число участников Программы и в течение трех рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет их об этом.
12) С лицами, включенными в состав участников второго направления Программы заключается социальный контракт.
13) По проектам, получившим
положительное заключение, между
участником Программы и
14) Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляется в соответствии с законодательством об архитектурной градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.»;
15) Мониторинг реализации
предусмотренного договором
инфраструктурного проекта
Третье направление повышение мобильности трудовых ресурсов. Данное направление предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переезду граждан Республики Казахстан из населенных пунктов с низким потенциалом социально- экономического развития и в центры экономического роста. Приоритетное право на участие в третьем направлении реализации Программы будет иметь сельская молодежь. Критерии для определения населенных пунктов с низким и высоким потенциалом социально- экономического развития разрабатывается и утверждается центральными уполномоченными органами по вопросам экономического развития и торговли, сельского хозяйства.В соответствии с разработанными критериями местные исполнительные органы, по согласованию с центральными уполномоченными органами по вопросам экономического развития и торговли, сельского хозяйства определяют перечень населенных пунктов с низким и высоким потенциалом социально- экономического развития, направляют его Оператору Программы.
Совершенствование системы оказания социальной помощи направлено на установление с 2012 года оптимальной связи между занятостью и оказанием адресной социальной помощи (далее – АСП).
С этой целью предлагается следующий порядок и условия оказания социальной помощи.
Лицам трудоспособного возраста, из числа малообеспеченных семей АСП будет назначаться только при условии их участия в мероприятиях предусмотренной настоящей Программой. В случае их отказа от участия в активных мерах содействия занятости или невыполнения обязательств по социальному контракту, местные исполнительные органы приостанавливают выплату им АСП, при этом семья право на получение АСП сохраняет.
Центры занятости населения будут вести контроль над выполнением гражданами условий социального контракта, и оценивать эффективность предоставленной помощи.
Для малообеспеченных семей, не имеющих в своем составе лиц трудоспособного возраста (одинокие, пожилые), либо имеющих членов семьи с ограниченными возможностями (инвалиды, лица, имеющие социально-значимые заболевания), АСП будет предоставляться согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
В результате реализации Программы до полутора миллионов человек, в том числе 800 000 сельских жителей будут охвачены активными мерами содействия занятости. Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда и доходы населения.
В 2011 году:
В рамках Программы профессиональным обучением будет охвачено 63,3 тыс человек.
3 тыс. человек получат
возможность занятия
632 семьи будут переселены
в центры экономического роста,
Количественные индикаторы до 2016 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы с возможным внесением в нее соответствующих изменений.
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап – 2011 год будет являться пилотным годом, второй этап – 2012 – 2015 годы – время внедрения Программы; 2016 – 2020 годы – период полномасштабной реализации программы.
На первом этапе (2-е полугодие 2011 года) в пилотном режиме будут внедрены первое и второе направления Программы во всех регионах. Третье направление (переезд в центры экономического рост и в населенные пункты с высоким потенциалом социально – экономического развития ) будет осуществляться в соответствии с предложениями, поступившими от местных исполнительных органов.