Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка

Краткое описание

курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!

Файлы: 1 файл

Метод № 18 Жижко ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ РАБочая программа.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

 

Структура, цель, задачи  гендерологии и феминологии

как учебной дисциплины

 

Гендерология и феминология как учебная дисциплина основывается на широком междисциплинарном анализе комплекса женских и мужских проблем с позиций философии, истории, социологии, политологии, психологии. Только комплексное изучение гендерных проблем дает целостное представление об их сущности. Структура гендерологии и феминологии включает в себя пять блоков: 1) социальная гендерология и феминология (социальный статус женщины и мужчины в обществе); 2) политическая гендерология и феминология (место и роль женщины и мужчины в политике государства); 3) экономическая гендерология и феминология (место женщины и мужчины в экономических отношениях); 4) семейная гендерология и феминология (место и роль женщины и мужчины в семье, место и роль семьи в жизни женщины и мужчины); 5) социальная работа с женщинами и мужчинами (женщины и мужчины как субъект и объект социальной работы).

Эффективность социальной работы во многом зависит от её научного обеспечения, которое должно учитывать новые жизненные реалии, полоролевую специфику, гендерные особенности развития современного общества (в том числе и российского), актуальные проблемы женщин и предлагать оптимальные пути их решения. Именно поэтому блок "социальная работа…" в структуре дисциплины является заключительным.

 

              Цель курса – накопление студентами знаний о гендерных особенностях современного общества для повышения эффективности социальной работы в условиях реформирования российского общества.  Будущие специалисты социальной сферы в своей предстоящей деятельности должны учитывать факт отсутствия реальных равных возможностей для самореализации личности женщин, несмотря на определенный прогресс в деле эмансипации "слабого пола".

 

Задачи курса: 1) выработка цельного научного мировоззрения у студентов, основанного на национальных, международных документах и нормативных актах РФ, предусматривающих повышение социального статуса женщин в обществе; 2) изучение социальных факторов, обеспечивающих как общее, так и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин; 3) приобретение навыков гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе.

             


Место курса в профессиональной подготовке специалиста

в области социальной работы

 

              Гендерология и феминология как науки имеют теоретико-прикладной характер и реализуются на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе и знаний по проблемам социальной помощи населению и прежде всего женщинам и детям. Возникнув как составная часть гуманитарных знаний, феминология и гендерология обосновывают основные направления реализации социальной политики, предусматривающей внедрение эгалитарной теории.

Программа раскрывает систему основных понятий гендерного подхода, показывает междисциплинарный характер гендерных исследований, ориентирует студентов на сравнительный социально-исторический анализ гендерных отношений. Слушатель знакомится с особенностями возникновения и эволюции гендерных исследований за рубежом и в России, с основными понятиями и темами гендерных исследований в русле социальной антропологии, стратификационных теорий, социальной психологии, теории социальной работы, феминистических теорий, социологии семьи. Курс представляет основные модели объяснения гендерной социализации и обсуждает систему факторов, влияющих на формирование гендерной идентичности в современном мире.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

-                     Углубленное изучение тем на семинарских занятиях с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

-                     Обязательное выполнение всех письменных работ.

-                     Обязательная отработка (в письменной или устной форме) пропущенной темы.

-                     Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

 

Форма итогового контроля

 

По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на автоматическое получение зачета.

 


Распределение часов курса по темам и видам работ

для студентов дневной формы обучения

 

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

лекции

семи-

нары

Вводное занятие

2

0

2

0

Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА  И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

4

2

0

2

Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ

4

0

2

2

Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

5

1

2

2

Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ

8

4

2

2

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА

8

4

 

4

Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА        РУБЕЖОМ

5

2

1

2

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА:                  АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

8

0

4

4

Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА:             ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ?

4

0

2

2

Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ

4

2

0

2

Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО                     ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

0

2

2

 

Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И  СОЦИАЛЬ-

НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

4

0

2

2

Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ

4

2

0

2

Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

5

1

2

2

Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС

3

1

0

2

Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ

3

0

1

2

Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

7

3

2

2

Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

4

2

0

2

Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

 

0

2

2

Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

10

4

0

6

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

10

2

2

6

Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.  ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ   РАБОТЫ

12

2

4

6

Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

11

2

2

7

ИТОГО

135

34

34

67

 

 

Распределение часов курса по темам и видам работ

для студентов заочной формы обучения

 

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

лекции

семи-

нары

Вводное занятие

0

0

0

0

Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА  И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

6

1

0

5

Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ

5

0

0

5

Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

6

1

0

5

Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ

6

1

0

5

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА

12

2

 

10

Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА        РУБЕЖОМ

5

0

0

5

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА:                  АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

6

0

1

5

Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА:             ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ?

6

0

1

5

Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ

6

1

0

5

Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО                     ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

6

1

0

5

 

Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И  СОЦИАЛЬ-

НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

6

0

1

5

Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ

5

0

0

5

Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

6

0

1

5

Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС

6

0

1

5

Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ

6

0

1

5

Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

7

1

1

5

Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

6

1

0

5

Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

5

0

0

5

Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

6

0

1

5

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

6

1

0

5

Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.  ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ   РАБОТЫ

6

0

1

5

Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

6

0

1

5

ИТОГО

135

10

10

115

 

 

 

Распределение часов курса по темам и видам работ

              для студентов заочной формы обучения (второе высшее)

 

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самос-тояте-льная работа

в том числе

лекции

семи-

нары

Вводное занятие

0

0

0

0

 

Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА  И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

6

1

0

5

Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ

5

0

0

5

Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

5

1

0

5

Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ

6

1

0

5

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА

6

1

0

5

Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА        РУБЕЖОМ

5

0

0

5

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА:                  АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

5

0

0

5

Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА:             ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ?

5

0

0

5

Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ

6

1

0

5

Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО                     ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

6

0

1

5

 

Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И  СОЦИАЛЬ-

НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

10

0

0

10

Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ

5

0

0

5

Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

6

0

1

5

Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС

5

0

0

5

Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ

5

0

0

5

Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

6

0

1

5

Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

5

0

0

5

Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

5

0

0

5

Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

5

0

0

5

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

11

1

0

10

Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.  ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ   РАБОТЫ

11

0

1

10

Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

5

0

0

5

ИТОГО

135

6

4

125


СТРУКТУРА КУРСА

 

Семинар 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

              Введение в предмет: цели и задачи курса, место курса в профессиональной подготовке студента, структура курса, требования к уровню освоения курса, особенности изучения курса.

Далее на семинаре выполняются индивидуальные письменные работы для последующей обработки и анализа в группе при изучении последующих тем (задание дается перед началом основного лекционного курса, для того чтобы получить незапрограммированную преподавателем информацию).

 

1. Опишите идеального мужчину и идеальную женщину: качества, внешность, одежда, профессия, что имеет (в окружении каких материальных ценностей вы его/её себе представляете)?

 

2. Почему вы до сих пор не создали свою собственную семью? При каких условиях вы её создадите?

 

3. Представьте себе, что вам 35 лет, у вас есть своя семья. Как выглядит ваш идеальный дом? Как проходит ваш совместный вечер?

 

На письменной работе фамилия студента не указывается, ставится только пол – М или Ж.

 

Лекция 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФЕМИНОЛОГИИ

И ГЕНДЕРОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1.      Причины возникновения феминологии как науки.

2.      Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база феминологии.

3.      Структура феминологии как учебной дисциплины.

4.      История преподавания феминологии в России и за рубежом.

5.      Причины возникновения гендерологии как науки.

6.      Понятие гендерологии, ее объект и предмет.

7.      Гендерология как средство аргументирования феминологии.

8.      Междисциплинарный статус гендерных исследований.

9.      Основные методы анализа в гендерологии.

10. Гендерные исследования: результаты и перспективы.

 

Литература:

1.      Воронина О.А. Введение в гендерные исследования / О.А. Воронина // Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай –96». М., 1997. С. 31-33.

2.      Здравомыслова Е.А. Социология гендерных подходов в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А.  Тёмкина // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 15-24.

3.      Здравомыслова Е.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России / Е.А. Здравомыслова, А.А.  Тёмкина // Общественные науки и современность. 1999. № 6.          С. 177-185.

Информация о работе Социальная работа