Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка
курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!
Структура, цель, задачи гендерологии и феминологии
как учебной дисциплины
Гендерология и феминология как учебная дисциплина основывается на широком междисциплинарном анализе комплекса женских и мужских проблем с позиций философии, истории, социологии, политологии, психологии. Только комплексное изучение гендерных проблем дает целостное представление об их сущности. Структура гендерологии и феминологии включает в себя пять блоков: 1) социальная гендерология и феминология (социальный статус женщины и мужчины в обществе); 2) политическая гендерология и феминология (место и роль женщины и мужчины в политике государства); 3) экономическая гендерология и феминология (место женщины и мужчины в экономических отношениях); 4) семейная гендерология и феминология (место и роль женщины и мужчины в семье, место и роль семьи в жизни женщины и мужчины); 5) социальная работа с женщинами и мужчинами (женщины и мужчины как субъект и объект социальной работы).
Эффективность социальной работы во многом зависит от её научного обеспечения, которое должно учитывать новые жизненные реалии, полоролевую специфику, гендерные особенности развития современного общества (в том числе и российского), актуальные проблемы женщин и предлагать оптимальные пути их решения. Именно поэтому блок "социальная работа…" в структуре дисциплины является заключительным.
Цель курса – накопление студентами знаний о гендерных особенностях современного общества для повышения эффективности социальной работы в условиях реформирования российского общества. Будущие специалисты социальной сферы в своей предстоящей деятельности должны учитывать факт отсутствия реальных равных возможностей для самореализации личности женщин, несмотря на определенный прогресс в деле эмансипации "слабого пола".
Задачи курса: 1) выработка цельного научного мировоззрения у студентов, основанного на национальных, международных документах и нормативных актах РФ, предусматривающих повышение социального статуса женщин в обществе; 2) изучение социальных факторов, обеспечивающих как общее, так и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин; 3) приобретение навыков гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе.
Место курса в профессиональной подготовке специалиста
в области социальной работы
Гендерология и феминология как науки имеют теоретико-прикладной характер и реализуются на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе и знаний по проблемам социальной помощи населению и прежде всего женщинам и детям. Возникнув как составная часть гуманитарных знаний, феминология и гендерология обосновывают основные направления реализации социальной политики, предусматривающей внедрение эгалитарной теории.
Программа раскрывает систему основных понятий гендерного подхода, показывает междисциплинарный характер гендерных исследований, ориентирует студентов на сравнительный социально-исторический анализ гендерных отношений. Слушатель знакомится с особенностями возникновения и эволюции гендерных исследований за рубежом и в России, с основными понятиями и темами гендерных исследований в русле социальной антропологии, стратификационных теорий, социальной психологии, теории социальной работы, феминистических теорий, социологии семьи. Курс представляет основные модели объяснения гендерной социализации и обсуждает систему факторов, влияющих на формирование гендерной идентичности в современном мире.
Требования к уровню освоения содержания курса
- Углубленное изучение тем на семинарских занятиях с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).
- Обязательное выполнение всех письменных работ.
- Обязательная отработка (в письменной или устной форме) пропущенной темы.
- Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.
Форма итогового контроля
По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на автоматическое получение зачета.
Распределение часов курса по темам и видам работ
для студентов дневной формы обучения
Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самос-тояте-льная работа | |
в том числе | ||||
лекции | семи- нары | |||
Вводное занятие | 2 | 0 | 2 | 0 |
Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА | 4 | 2 | 0 | 2 |
Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ | 4 | 0 | 2 | 2 |
Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | 5 | 1 | 2 | 2 |
Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ | 8 | 4 | 2 | 2 |
Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА | 8 | 4 |
| 4 |
Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА РУБЕЖОМ | 5 | 2 | 1 | 2 |
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА: АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 8 | 0 | 4 | 4 |
Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА: ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ? | 4 | 0 | 2 | 2 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ | 4 | 2 | 0 | 2 |
Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ |
| 0 | 2 | 2 |
Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬ- НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ | 4 | 0 | 2 | 2 |
Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ | 4 | 2 | 0 | 2 |
Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ | 5 | 1 | 2 | 2 |
Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС | 3 | 1 | 0 | 2 |
Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ | 3 | 0 | 1 | 2 |
Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ | 7 | 3 | 2 | 2 |
Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ | 4 | 2 | 0 | 2 |
Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН |
| 0 | 2 | 2 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ | 10 | 4 | 0 | 6 |
Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | 10 | 2 | 2 | 6 |
Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | 12 | 2 | 4 | 6 |
Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 11 | 2 | 2 | 7 |
ИТОГО | 135 | 34 | 34 | 67 |
Распределение часов курса по темам и видам работ
для студентов заочной формы обучения
Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самос-тояте-льная работа | |
в том числе | ||||
лекции | семи- нары | |||
Вводное занятие | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА | 12 | 2 |
| 10 |
Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА РУБЕЖОМ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА: АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА: ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ? | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬ- НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ | 7 | 1 | 1 | 5 |
Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 6 | 0 | 1 | 5 |
ИТОГО | 135 | 10 | 10 | 115 |
Распределение часов курса по темам и видам работ
для студентов заочной формы обучения (второе высшее)
Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | Самос-тояте-льная работа | |
в том числе | ||||
лекции | семи- нары | |||
Вводное занятие | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | 5 | 1 | 0 | 5 |
Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЗА РУБЕЖОМ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА: АССЕРТИВНАЯ ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: «РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ», НАЧАЛО ХХI ВЕКА: ЖЕНЩИНЫ-ПРОФЕССИОНАЛЫ - ЛИДЕРЫ? | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ | 6 | 1 | 0 | 5 |
Тема: ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬ- НЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ | 10 | 0 | 0 | 10 |
Тема: ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ЖЕНЩИНА И БИЗНЕС | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ФЕМИНИЗАЦИЯ БЕДНОСТИ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ | 6 | 0 | 1 | 5 |
Тема: ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ПРИЧИНЫ МУЖСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: ЖЕНСКИЙ ВОПРОС И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ | 5 | 0 | 0 | 5 |
Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ. ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | 11 | 1 | 0 | 10 |
Тема: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | 11 | 0 | 1 | 10 |
Тема: УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | 5 | 0 | 0 | 5 |
ИТОГО | 135 | 6 | 4 | 125 |
Семинар 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Введение в предмет: цели и задачи курса, место курса в профессиональной подготовке студента, структура курса, требования к уровню освоения курса, особенности изучения курса.
Далее на семинаре выполняются индивидуальные письменные работы для последующей обработки и анализа в группе при изучении последующих тем (задание дается перед началом основного лекционного курса, для того чтобы получить незапрограммированную преподавателем информацию).
1. Опишите идеального мужчину и идеальную женщину: качества, внешность, одежда, профессия, что имеет (в окружении каких материальных ценностей вы его/её себе представляете)?
2. Почему вы до сих пор не создали свою собственную семью? При каких условиях вы её создадите?
3. Представьте себе, что вам 35 лет, у вас есть своя семья. Как выглядит ваш идеальный дом? Как проходит ваш совместный вечер?
На письменной работе фамилия студента не указывается, ставится только пол – М или Ж.
Лекция 1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФЕМИНОЛОГИИ
И ГЕНДЕРОЛОГИИ. ФЕМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Причины возникновения феминологии как науки.
2. Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база феминологии.
3. Структура феминологии как учебной дисциплины.
4. История преподавания феминологии в России и за рубежом.
5. Причины возникновения гендерологии как науки.
6. Понятие гендерологии, ее объект и предмет.
7. Гендерология как средство аргументирования феминологии.
8. Междисциплинарный статус гендерных исследований.
9. Основные методы анализа в гендерологии.
10. Гендерные исследования: результаты и перспективы.
Литература:
1. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования / О.А. Воронина // Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай –96». М., 1997. С. 31-33.
2. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных подходов в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 15-24.
3. Здравомыслова Е.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России / Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 177-185.