Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка

Краткое описание

курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!

Файлы: 1 файл

Метод № 18 Жижко ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ РАБочая программа.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

4.      Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 11-43, 55-67.

5.      Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований: обзор /          Д. Кандиоти // Женщины и социальная политика. М.: ИСЭПН РАН, 1992.

6.      Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин / Б. Леннеер-Аксельсон. Барнаул, 1993. Ч.1. С. 8.

7.      Понуждаев Э.А. Основы гендерологии / Э.А. Понуждаев. М., 2003 (Раздел 1. Гендерология в системе научного знания).         С. 9-145.

8.      Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук / Н.Л. Пушкарева // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 51-35.

9.      Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория / Г.Г. Силласте // Социол. исслед. 2000. № 11.         С. 5-15.

10. Силласте Г.Г. Гендерная социология в познании общественно-экономической жизни / Г.Г. Силласте // Социол. исслед.        2001.  № 7.

11. Ушакин С. «Человек рода он»: знаки отсутствия / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 7-42.

12. Феминология. Семьеведение. М., 1997. С. 13-14.

13. Феминология. Обучение социальной работе. Программы и технологии. М., 1998. Ч. 6.

14. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. Декларации и реальность / Л.Т. Шинелева.  М.: Политиздат, 1990.

15. Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000.

 

Дополнительная литература:

1.      Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Ред. М. Малышева. М., 1997. 

2.      Воронина Н.А. Гендер и культура / Женщины и социальная политика / Н.А. Воронина, Т.А Клименкова. М.: Институт социально-экономических проблем  народонаселения РАН, 1992.

3.      Гендерные исследования. 1998. № 1.

4.      Гендерные исследования. 1999. №  2.

5.      Гендерные исследования. 1999. № 3.

6.      Гендерные исследования. 2000. № 4.

7.      Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 1998.

8.      Гендерные исследования – шанс для социологии // Социол.      исслед. 1992. № 5.

9.      Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений / Т.А. Гурко // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.

10. Денисова А. Вопросы гендерной терминологии и гендерная грамотность / А. Денисова, Г. Гришина //  «WE/МЫ» – Диалог женщин. 2001. № 15 (31). С. 12-14.

  1. Журженко Т.Ю. О междисциплинарном подходе, профессионализме и научной объективности в гендерных исследованиях / Т.Ю. Журженко // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе: Материалы междунар. науч. конф. Иваново, 1997.

12. Лазарис К. Гендерные исследования в Средиземноморском районе  / К. Лазарис // Социол. исслед. 1992. № 5.

13. Мэгэри С. Женские исследования в Австралии / С. Мэгэри // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 52-60.

14. Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход / Л.В. Попова // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

15. Пушкарева Н.Л. История, итоги и перспективы институализации women’s and gender studies в российской исторической науке / Н.Л. Пушкарева // Гендерная история: pro et contra: Межвуз. сб. дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000.С. 21-30.

16. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада / Б. Пфау-Эффингер // Социол.исследования. 2000. № 11.

17. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина // Вопросы психологии. 1999. № 2. 

18. Роуз Х. Исследование женских проблем в Великобритании /      Х. Роуз // Социол. исслед. 1992. № 5.

19. Сорокина Е.А. Некоторые вопросы гендерных исследований в Швеции / Е.А. Сорокина // Семья, гендер, культура / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1997. С. 318-324.

20. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.

21. Феминология: методология исследования и методика преподавания. Иваново, 1996.

22. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Под ред. О.А. Ворониной и др. М., 2000.   

23. Хоф Ренате. Возникновение и развитие гендерных исследований / Ренате Хоф // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 23-55, 66-75.

24. Челышева Н.А. К проблеме методологии исследования гендерных различий / Н.А. Челышева // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Молодёжь в условиях социально-экономических реформ». Вып. 1. СПб., 1995.

25. Чемберлен М.К. Развитие гендерных исследований в США / М.К. Чемберлен // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 38-42.

 

Лекция 2

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА

ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

1.        Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин.

2.        Медико-биологическая, психическая характеристики социализации мужчин и женщин: общее и особенное.

 

Литература:

1.      Александров С. Давать ли фору амазонкам? / С. Александров // Химия и жизнь. 1990. № 3. С. 90-92.

2.      Барабан Е. В меру упитанный и в полном расцвете сил / Е. Барабан // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 126-158.

3.      Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах /       Д. Бразерс. М., 1994. С. 11-49.

4.      Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. СПб., 1998.

5.      Кимура Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки. 1992. № 11-12. С. 73-80.

6.      Короленко Ц.П. Мифология пола / Ц.П. Короленко. Красноярск, 1994. С. 7.

7.      Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога /    Е. Николаева // Потолок пола: Сб. ст. / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998. С. 11-44.

  1. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 480 с.

9.      Похольчук Ю.Т. Современный женский спорт / Ю.Т. Похольчук,  Н.В.  Свечникова. Киев: Здоров'я, 1987.

10. Реброва Н.П. Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности / Н.П. Реброва // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 56-62.

11. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. СПб., 1993. 222 с.

12. Хорни К. Психология женщины / К. Хорни. Т. 1. М., 1997. 496 с.

 

 

Задание: Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и женщин.

Существуют различные способы определения ведущего полушария: по ведущей руке, ведущему глазу, уху и др. В данном случае будет использоваться способ «ведущей руки». Студенты, желающие применить комплексный метод, могут сделать это позже, самостоятельно использовав «Практикум по гендерной психологии»                (8. С. 66-67).

                           

Таблица 1

       Оценка ведущего полушария

 

              Выполняемое задание

Оценка ведущего полушария

1. Переплести пальцы рук

Сверху большой палец правой руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое.

2. Имитировать позу Наполеона

Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки и оказывается сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью-плечу левой руки и оказывается сверху – ведущая рука правая, ведущее полушарие левое.

3. Имитировать аплодисменты

Сверху находится правая рука – ведущее полушарие левое; левая рука – правое.

 

 

Таблица 2

     Доминирование правого или левого  полушария

                                                   у мужчин и женщин

 

Доминирующее полушарие

Мужчины

Женщины

Левое

 

 

Правое

 

 

 

 


Семинар 2

ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН

КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О  ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ

 

Форма проведения занятия – ролевая игра: "Судебное заседание".

Обвиняемый: Женщина.

 

Прокуроры – 3-5 человек, – пользуясь знаниями и социальным опытом, аргументируют идеи Ницше и Шопенгауэра.

Адвокаты – 3 человека, – пользуясь знаниями и социальным опытом, опровергают идеи Ницше и Шопенгауэра.

Присяжные заседатели – 5-7 человек – оценивают степень аргументированности высказываний обвинения и защиты.

Свидетели обвинения и защиты – все остальные участники семинара, которым можно выступать в двух качествах.

Играют все пришедшие на семинар, поэтому необходимо заранее продумать, какую роль выбрать, и подготовить аргументацию своих выступлений.

Отсутствие, молчание на семинаре или незнание материалов дела (см. пункты 1-3) влечет за собой незачет по данной теме.

 

Литература:

1.      Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 46-48: О старых и молодых бабенках.

2.      Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990.  С. 353-358.

3.      Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991. С. 185-196: О женщинах.

 

Дополнительная литература:

1.      Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование /     О. Вейнингер. М.: Терра, 1992.

2.      Милль Д.С. О подчинении женщин / Д.С. Милль. СПб., 1896.

3.      Ребрегтилпс С. О большей умственной развитости женщин против мужчин / С. Ребрегтилпс // Киев: Польская типография, 1907.

 

Задания:

  1. Выписать высказывания, с которыми вы:

а) согласны,

б) не согласны.

2. Подготовить аргументацию своей позиции.

 

Семинар 3

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ПРИРОДЕ

 

Вопросы:

1.      Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин.

2.      Биологическое и социальное в поведении современных мужчин и женщин.

 

Задания:

 1. Выписать в два столбца психофизические различия    мужчин и женщин, отмеченные Д. Бразерс.

            2.  Найти и аргументировать аналогии между поведением  животных и людей (мужчин и женщин), отмеченные В.  Дольником.

 

Литература:

1.      Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах /      Д. Бразерс. М., 1994. С. 11-49.

2. Дольник В. О брачных отношениях / В. Дольник // Знание–сила.    1989. № 7. С. 72-77.

Информация о работе Социальная работа