Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка
курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!
4. Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 11-43, 55-67.
5. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований: обзор / Д. Кандиоти // Женщины и социальная политика. М.: ИСЭПН РАН, 1992.
6. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин / Б. Леннеер-Аксельсон. Барнаул, 1993. Ч.1. С. 8.
7. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии / Э.А. Понуждаев. М., 2003 (Раздел 1. Гендерология в системе научного знания). С. 9-145.
8. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук / Н.Л. Пушкарева // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 51-35.
9. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория / Г.Г. Силласте // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 5-15.
10. Силласте Г.Г. Гендерная социология в познании общественно-экономической жизни / Г.Г. Силласте // Социол. исслед. 2001. № 7.
11. Ушакин С. «Человек рода он»: знаки отсутствия / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 7-42.
12. Феминология. Семьеведение. М., 1997. С. 13-14.
13. Феминология. Обучение социальной работе. Программы и технологии. М., 1998. Ч. 6.
14. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. Декларации и реальность / Л.Т. Шинелева. М.: Политиздат, 1990.
15. Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000.
Дополнительная литература:
1. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Ред. М. Малышева. М., 1997.
2. Воронина Н.А. Гендер и культура / Женщины и социальная политика / Н.А. Воронина, Т.А Клименкова. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1992.
3. Гендерные исследования. 1998. № 1.
4. Гендерные исследования. 1999. № 2.
5. Гендерные исследования. 1999. № 3.
6. Гендерные исследования. 2000. № 4.
7. Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 1998.
8. Гендерные исследования – шанс для социологии // Социол. исслед. 1992. № 5.
9. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений / Т.А. Гурко // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
10. Денисова А. Вопросы гендерной терминологии и гендерная грамотность / А. Денисова, Г. Гришина // «WE/МЫ» – Диалог женщин. 2001. № 15 (31). С. 12-14.
12. Лазарис К. Гендерные исследования в Средиземноморском районе / К. Лазарис // Социол. исслед. 1992. № 5.
13. Мэгэри С. Женские исследования в Австралии / С. Мэгэри // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 52-60.
14. Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход / Л.В. Попова // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
15. Пушкарева Н.Л. История, итоги и перспективы институализации women’s and gender studies в российской исторической науке / Н.Л. Пушкарева // Гендерная история: pro et contra: Межвуз. сб. дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000.С. 21-30.
16. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада / Б. Пфау-Эффингер // Социол.исследования. 2000. № 11.
17. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина // Вопросы психологии. 1999. № 2.
18. Роуз Х. Исследование женских проблем в Великобритании / Х. Роуз // Социол. исслед. 1992. № 5.
19. Сорокина Е.А. Некоторые вопросы гендерных исследований в Швеции / Е.А. Сорокина // Семья, гендер, культура / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1997. С. 318-324.
20. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
21. Феминология: методология исследования и методика преподавания. Иваново, 1996.
22. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Под ред. О.А. Ворониной и др. М., 2000.
23. Хоф Ренате. Возникновение и развитие гендерных исследований / Ренате Хоф // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 23-55, 66-75.
24. Челышева Н.А. К проблеме методологии исследования гендерных различий / Н.А. Челышева // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Молодёжь в условиях социально-экономических реформ». Вып. 1. СПб., 1995.
25. Чемберлен М.К. Развитие гендерных исследований в США / М.К. Чемберлен // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 38-42.
Лекция 2
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА
ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1. Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин.
2. Медико-биологическая, психическая характеристики социализации мужчин и женщин: общее и особенное.
Литература:
1. Александров С. Давать ли фору амазонкам? / С. Александров // Химия и жизнь. 1990. № 3. С. 90-92.
2. Барабан Е. В меру упитанный и в полном расцвете сил / Е. Барабан // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 126-158.
3. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах / Д. Бразерс. М., 1994. С. 11-49.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. СПб., 1998.
5. Кимура Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки. 1992. № 11-12. С. 73-80.
6. Короленко Ц.П. Мифология пола / Ц.П. Короленко. Красноярск, 1994. С. 7.
7. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Е. Николаева // Потолок пола: Сб. ст. / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998. С. 11-44.
9. Похольчук Ю.Т. Современный женский спорт / Ю.Т. Похольчук, Н.В. Свечникова. Киев: Здоров'я, 1987.
10. Реброва Н.П. Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности / Н.П. Реброва // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 56-62.
11. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. СПб., 1993. 222 с.
12. Хорни К. Психология женщины / К. Хорни. Т. 1. М., 1997. 496 с.
Задание: Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и женщин.
Существуют различные способы определения ведущего полушария: по ведущей руке, ведущему глазу, уху и др. В данном случае будет использоваться способ «ведущей руки». Студенты, желающие применить комплексный метод, могут сделать это позже, самостоятельно использовав «Практикум по гендерной психологии» (8. С. 66-67).
Таблица 1
Оценка ведущего полушария
Выполняемое задание | Оценка ведущего полушария |
1. Переплести пальцы рук | Сверху большой палец правой руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое. |
2. Имитировать позу Наполеона | Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки и оказывается сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью-плечу левой руки и оказывается сверху – ведущая рука правая, ведущее полушарие левое. |
3. Имитировать аплодисменты | Сверху находится правая рука – ведущее полушарие левое; левая рука – правое. |
Таблица 2
Доминирование правого или левого полушария
Доминирующее полушарие | Мужчины | Женщины |
Левое |
|
|
Правое |
|
|
Семинар 2
ТЕОРИИ О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН
КАК СТЕРЕОТИПНЫЕ МУЖСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ МЕСТЕ И РОЛИ В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ
Форма проведения занятия – ролевая игра: "Судебное заседание".
Обвиняемый: Женщина.
Прокуроры – 3-5 человек, – пользуясь знаниями и социальным опытом, аргументируют идеи Ницше и Шопенгауэра.
Адвокаты – 3 человека, – пользуясь знаниями и социальным опытом, опровергают идеи Ницше и Шопенгауэра.
Присяжные заседатели – 5-7 человек – оценивают степень аргументированности высказываний обвинения и защиты.
Свидетели обвинения и защиты – все остальные участники семинара, которым можно выступать в двух качествах.
Играют все пришедшие на семинар, поэтому необходимо заранее продумать, какую роль выбрать, и подготовить аргументацию своих выступлений.
Отсутствие, молчание на семинаре или незнание материалов дела (см. пункты 1-3) влечет за собой незачет по данной теме.
Литература:
1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 46-48: О старых и молодых бабенках.
2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 353-358.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991. С. 185-196: О женщинах.
Дополнительная литература:
1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование / О. Вейнингер. М.: Терра, 1992.
2. Милль Д.С. О подчинении женщин / Д.С. Милль. СПб., 1896.
3. Ребрегтилпс С. О большей умственной развитости женщин против мужчин / С. Ребрегтилпс // Киев: Польская типография, 1907.
Задания:
1. Выписать высказывания, с которыми вы:
а) согласны,
б) не согласны.
2. Подготовить аргументацию своей позиции.
Семинар 3
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: СПЕЦИФИКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
Вопросы:
1. Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин.
2. Биологическое и социальное в поведении современных мужчин и женщин.
Задания:
1. Выписать в два столбца психофизические различия мужчин и женщин, отмеченные Д. Бразерс.
2. Найти и аргументировать аналогии между поведением животных и людей (мужчин и женщин), отмеченные В. Дольником.
Литература:
1. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах / Д. Бразерс. М., 1994. С. 11-49.
2. Дольник В. О брачных отношениях / В. Дольник // Знание–сила. 1989. № 7. С. 72-77.