Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка

Краткое описание

курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!

Файлы: 1 файл

Метод № 18 Жижко ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ РАБочая программа.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

10. Нэсбитт Д. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000 / Д. Нэсбитт, П. Эбурдин. М., 1992. С. 245-273: 90-е годы: десятилетие женщин в качестве лидеров.

11. О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае // О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае за 2003 год. Красноярск, 2004. С. 4-5.

12. О ходе выполнения мер в области улучшения положения женщин в городах и районах края // О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае за 2003 год. Красноярск, 2004. С. 22-39.

13. Права человека и работа в социальной сфере. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1995.

14. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации / Г.Г. Силласте // Социол. исслед. 1995. № 10. С. 88-95.

15. Силласте Г.Г. Женские элиты в России и их особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 112-121.

16. Степанова Н. Женщины в парламенте: "роскошь" или необходимость? / Н. Степанова // Общественные науки и современность. 1993. № 4. С.176-179.

17. Феминология. Семьеведение. М., 1997. С. 61-85: Женщина и политика.

 

Дополнительная литература:

1.      Айвазова С. Мужчины и женщины на выборах / С. Айвазова, Г. Кертман. М., 2000.

2.      Андреенкова А.В. Представительство женщин в парламентах России и Украины: опыт социологического анализа / А.В. Андреенкова // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 117-128.

3.      Висли Э. Норвежская история о том, почему «стеклянный потолок» все еще не пускает женщин на верхние этажи газетной индустрии» / Э. Висли // Альманах «Вы и Мы». 1997. № 1 (13). 

  1. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период /Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996.
  2. Герцик И. Женщины идут во власть, но не могут дойти /      И. Герцик // Права женщин в России: законодательство и практика. 2000. № 1. С. 34-36.

6.      Грошев И.В. Гендерные представления о власти / И.В. Грошев // Социол. исслед. 2000. № 12. С. 33-42.

  1. Женщина и выборы: Материалы «круглого стола». М.: Эслан, 2001. 111 с.
  2. Интеграция женщин в процессе общественного развития. М.: Луч, 1994.

9.      Кондакова Н. Женщины в сфере управления / Н. Кондакова // Женщина и свобода. М.: Наука, 1994.

10. Кочкина Е.В. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся роль женщины и пересмотр теории политики / Е.В. Кочкина // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований. М.: Московский центр гендерных исследований. 2000. С. 153-158.

11. Лахова Е. Перспективы паритетной демократии в России. Задачи женского движения / Е. Лахова // Права женщин в России: законодательство и практика. 2000. № 1. С. 21-29.

  1. Махмутова Е. Большинство в меньшинстве / Е. Махмутова // Права женщин в России: законодательство и практика. 2000. № 1. С. 33-34.

13. Осадчая Г.И. Политическое поведение женщин / Г.И. Осадчая // Социол. исслед. 1991. № 2. С. 12-16.

14. Силласте Г. Батальоны амазонок проголосовали за мужчин // WE/МЫ – диалог женщин . 2000. Спецвыпуск. С. 29-31.             

15. Силласте Г.П. Женские элиты в России / Г.П. Силласте // Женщина и свобода. М.: Наука, 1994.

16. Силласте Г.П. Социогендерные отношения в период социальной трансформации в России / Г.П. Силласте // Социол. исслед. 1994. № 3.

  1. Потолок пола / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.

18. Табурова С.К. Гендерные аспекты речевого поведения парламентариев / С.К. Табурова // Социол. исслед. 1999. № 9. С. 84-93.

  1. Шведова Н. Гендерный  фактор в политике / Н. Шведова // Права женщин в России: законодательство и практика. 2000. № 1. С. 8-14.

20. Яновский Р.Г. Женщина и общество: социально-политический аспект /  Р.Г. Яновский // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 33-38.

 


Семинар 8

ПРАВА ЖЕНЩИН К НАЧАЛУ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ:

сравнительно-исторический анализ положения

мужчины и женщины в России и за рубежом

 

Вопросы для групповой работы:

1.            Права женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность. Проблемы реализации данного права в современной России и деятельность социальных работников по их решению.

2.            Права женщин на образование и свободный выбор жизненного пути. Проблемы реализации данных прав в современной России и деятельность социальных работников по их решению.

3.            Права женщин в экономике. Проблемы реализации данных прав в современной России и деятельность социальных работников по их решению.

4.            Права и обязанности женщин в семье. Проблемы реализации данных прав в современной России и деятельность социальных работников по их решению.

5.            Политические права женщин. Проблемы реализации данных прав в современной России и деятельность социальных работников по их решению.

6.            Международный механизм защиты прав женщин.

 

Задание для письменной работы на занятии:

 

Новая информация, которая вас заинтересовала, удивила и т.п.

 

Литература:

1.      Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / С.В. Поленина. М., 2000.

2.      Права женщин и права человека: Материалы семинара, организованного Программой защиты прав женщин Американской ассоциации юристов (ABA CEELI), 25-27 мая 2000 г. М., 2000.

3.      Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М.: Московский центр гендерных исследований, 1998.

 

Дополнительная литература:

1.      Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека /    С. Айвазова. М., 2001. 76 с.

2.      Воронина О.А. Права женщин в сфере образования / О.А. Воронина // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М.: Московский центр гендерных исследований, 1998. С. 285-310.

3.      Григорьева Е. В классе только девочки / Е.В. Григорьева // Семья и школа. 1998. № 3. С. 26.

4.      Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи /  Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. М., 2003.

5.      Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения /           И. Калабихина. М., 1995.

6.      Кириянова О.Г. Американская женщина вчера и сегодня: иллюзия на продажу. М.: Мысль, 1998. 238 с.

7.      Корбут Л.В.  Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей / Л.В. Корбут, С.В. Поленина. М.: ИЦ-Гарант, 1997. 264 с.

8.      Лахова Е. Перспективы паритетной демократии в России. Задачи женского движения / Е. Лахова // Права женщин в России: законодательство и практика. 2000. № 1. С. 21-29.

9.      Мертус Дж. Права женщин – права человека: Пособие для учебных занятий: Пер. с англ. / Дж. Мертус. М.: Глас, 1996. 240 с.

10. Национальный доклад о выполнении в РФ платформы действий, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин.  М., 2000.

11. О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года: Указ Президента РФ от 18.06. 1996 г. № 932.

12. О реализации мер в области улучшения положения женщин в Красноярском крае за 2003 год. Красноярск, 2004. 40 с.

13. Права женщин в России. Законодательство и практика. М.: Эслан, 1998. №1. 51 с.

14. Права женщин в России. Законодательство и практика.  М.: Эслан, 1999.  №  6-8.

 

Семинар  9

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ

В СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Вопросы для групповой работы:

1.      Соотношение численности, продолжительности жизни мужчин и женщин в современной России. Последствия такого соотношения.

2.      Соотношение количества браков и разводов в современной России. Абсолютное число разводов снижается. Почему?

3.      Соотношение численности мужчин и женщин среди студентов высших и средних учебных заведений в современной России. Последствия такого соотношения.

4.      Соотношение численности мужчин и женщин, работающих по найму/не найму в современной России. Последствия такого соотношения для социального статуса женщин.

5.      Соотношение численности работодателей среди мужчин и женщин в современной России. Последствия такого соотношения для социального статуса женщин.

6.      Соотношение численности мужчин и женщин среди госслужащих  на  федеральном  уровне  в  современной России.     Последствия такого соотношения для социального статуса женщин и их влияния на процесс принятия решений.

 

  + 

 

Задание для письменной работы на занятии:

1.      Доля (%) женщин среди землевладельцев (во всем мире).

2.      Доля (%) женщин в доходах (во всем мире).

3.      Доля (%) женщин среди бедных (во всем мире).

4.      Доля (%) женщин среди управленцев высшего звена (в развитых странах).

5.      Соотношение продолжительности жизни мужчин и женщин в современной России.

6.      Соотношение количества браков и разводов в современной   России.

7.      Соотношение (%) численности мужчин и женщин в современной России.

8.      Соотношение численности мужчин и женщин среди студентов высших и средних учебных заведений в современной России.

9.      Соотношение численности мужчин и женщин, работающих по найму/не найму в современной России.

10. Соотношение численности работодателей среди мужчин и женщин в современной России.

11. Соотношение численности мужчин и женщин среди госслужащих на федеральном уровне в современной России.

12. Соотношение уровней зарплат мужчин и женщин.

 

Вопросы для дискуссии:

1.       Что вы находите о б щ е г о  в так называемых феминистских публицистических текстах? Чем они вас привлекают или отталкивают? Почему?

2.              Женщина-мужчина в России: домашний труд.

 

 

 

Литература:

  1. Равноправие женщин в обществе:  Материалы «круглого стола». М., 2000 (красная книга).

 

Дополнительная литература:

1.      Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб. / Госкомстат России.  М.,  1998.  90 с.

2.      Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М.,  1999.  138 с.

3.      Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию. М.:         РЭФИА, 1997.

4.      Женщина в меняющемся мире. М.: Наука, 1992.

5.      Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991.

6.      Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения / И. Калабихина. М., 1995.

7.      Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения / Л.С. Шилова // Социол. исслед. 2000. № 11.

8.      Яновский Р.Г.  Женщина и общество в России / Р.Г. Яновский, А.И. Перминова, Т.А. Мельникова // Вопросы философии. 1994.    № 9.  С. 173-176.

 

Лекция 6

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗ МУЖЧИНЫ

В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЕ

 

1.       Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о женщине и ее социальном статусе в обществе.

2.       Традиции России по выпуску литературы о женщине и для женщины. «Новый облик» специальных женских изданий в условиях реформирования общества. Образ мужчины и образ женщины в современных российских печатных СМИ.

3.       Женская тематика, образ мужчины и образ женщины в современных российских телевизионных передачах. Пропаганда патриархатной точки зрения на роль женщины в семье и обществе.

4.       Образ мужчины и образ женщины в современной российской рекламе. Культивирование образа «домашней хозяйки». Эксплуатация внешнего облика, тела женщины.

 

«Круглый стол» – обсуждение подготовленных студентами работ и результатов их гендерных исследований.

1. Презентация выборочной научной литературы по проблеме.

2. Презентация результатов анализа телевизионной рекламы: женские типы в рекламе (в том числе соответствующие и несоответствующие патриархальным стереотипам), гендерные стереотипы в рекламе.

 

Карта наблюдения

проявления гендерных стереотипов

Наблюдаемые характеристики

Женщины

Мужчины

Индивидуальные психологические особенности

 

 

Работа: профессия, должность, статус

 

 

Семья: функции, контекст ситуации

 

 

Типичные атрибуты

 

 

Сексуальность и сексапильность, % открытости тела

 

 

Стереотипы поведения

 

 

Информация о работе Социальная работа