Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка

Краткое описание

курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!

Файлы: 1 файл

Метод № 18 Жижко ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ РАБочая программа.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

 

Дополнительная литература:

1.        Геодякан В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение / В.А. Геодякан // Женщина в аспекте физиологической антропологии. М., 1994.

2.        Женщина в аспекте физиологической антропологии. М.: ИЭА РАН, 1994.

3.        Миненко Г.Н. Социально-философские проблемы биосоциального взаимодействия в сфере пола: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Г.Н. Миненко // Новосибирск: Изд-во НГУ, 1984.

4.        Паркер Б.Э. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины / Б.Э.  Паркер. М., 1994. 592 с.

 

Лекция 3

СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ

 

1.      Понятие социального мифа.

2.      Миф о второсортности женщины.

3.      Миф о психофизической и интеллектуальной несостоятельности женщин.

4.      Миф о женщине-ведьме – сосуде дьявола.

5.      Миф о роковой женщине.

6.      Миф о «синем чулке».

7.      Миф о суперженщине.

 

              Литература:

1.      Александров С. Давать ли фору амазонкам? / С. Александров // Химия и жизнь. 1990. № 3. С. 90-92.

2.      Каган В.Е. Сексологические этюды / В.Е. Каган //Химия и жизнь. 1990. № 5. С. 34.

3.      Короленко Ц.П. Мифология пола / Ц.П. Короленко. Красноярск, 1994.

4.      Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 46-48: О старых и молодых бабенках.

5.      Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991. С. 185-196: О женщинах.

 

Дополнительная литература:

1.      Жеребкин С. Сексуальность в Украине: гендерные «политики идентификации» в эпоху казачества / С. Жеребкин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 224-242.

2.      Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарева. М., 1989.

3.      Шпренгер Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. М., 1932. Или: М., 1990; Саранск, 1991.

 

Семинар 4

СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О ЖЕНЩИНЕ

И СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ О МУЖЧИНЕ

Вопросы:

1.      Миф о женщине-ведьме – сосуде дьявола.

2.      Современные мифы о мужчинах и их негативные последствия.

 

Задания для письменной работы на занятии:

1.      Что, по мнению Эрики Джонг, превращает женщину в «ведьму»?

2.      Какие причины, по мнению И.Р. Григулевича,  привели к массовым процессам над женщинами-«ведьмами»?

 

Задания для работы в группах на занятии:

        дискуссия по мифам о мужчинах: описание содержания мифа и его негативных последствий;

        анализирование гендерного стереотипа «Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага» и его цены, путем выявления выгод и потерь следования данному стереотипу.

 

Для мужчины

Для женщины

Выгоды

Потери

Выгоды

Потери

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Григулевич И.Р. Инквизиция / И.Р. Григулевич. М., 1985. С.157-178: Долгая охота за ведьмами.

2.      Джонг Э. Ведьмы / Э. Джонг // Иностр. лит. 1992. № 3.

3.      Короленко Ц.П. Мифология пола / Ц.П. Короленко. Красноярск, 1994.

 

Дополнительная литература:

1.      Бадентэр Э. Мужская сущность / Э. Бадентэр / Пер. с фр. М.: Новости, 1995.

2.      Плахов А. Мачизм как зеркало сексуальной революции /           А. Плахов // Искусство кино. 1997. № 5.

3.      Чернова Ж. Романтик нашего времени: с песней по жизни / Ж. Чернова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 452-476.

 

Лекция 4

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛА

 

1.      Понятие пола. Пол биологический (секс) и социальный (гендер). Проблемы культуры пола.

2.      Гендерные различия как основа коммуникации.

3.      Мужчина и женщина как субъекты общества. Социальный статус мужчины и женщины.

4.      Социокультурная характеристика социализации мужчин и женщин. Социализация и гендерные роли.

5.      Проблемы правового и фактического равенства женщин и  мужчин. Гендерное неравенство и распределение ресурсов. Гендерное разделение труда.

6.      Использование социального контроля для закрепления гендерного неравенства. Гендерные роли и гендерные идеалы.

7.      Комплексный характер категории "пол" в западной гендерологии.

8.      Теория социального конструирования гендера.

9.      Социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности в обществе.

10. Теория биархата как теория равных возможностей для мужчин и женщин. Критика сексизма.

 

Литература:

1.      Барчунова Т. Сексизм в букваре / Т. Барчунова // ЭКО. Новосибирск. 1995. №  3.

2.      Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. 

  1. Бир А. Мужчины/женщины: динамика идентичности / А. Бир,  Р. Пфефферкорн // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1. 1998. № 1.

4.      Бовуар С. де. Второй пол / С. де Бовуар. М., 1997.

5.      Воронина О.А. Введение в гендерные исследования / О.А. Воронина // Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям “Валдай-96”. М., 1997. С.29-35.

6.      Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: Материалы междунар. науч. конф. 27-28 мая. Иваново, 1999.

7.      Здравомыслова Е. Социальное конструирование гендера как социальная теория / Е. Здравомыслова, А. Тёмкина // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 46-48.

8.      Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 44-54, 68-77.

9.      Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения / И. Калабихина. М., 1995.

10. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. СПб., 1998.

11. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. М., 1990. С. 88-89,     149-150.

12. Лорбер Д. Пол как социальная категория / Д. Лорбер //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 6: Женщина, мужчина, семья. М., 1994. С. 127-136.

13. Лорбер Дж. Принципы гендерного конструирования / Дж. Лорбер, С. Фаррелл // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000. С. 187-192.

14. Менделл А. Игры, в которые играют мужчины. Семь правил для выживания в мире мужчин / А. Менделл. СПб.– М. – Харьков – Минск, 2000. 160 с.

15. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид . М.: Наука, 1988.

16. Парсонс Т. Система  современных обществ / Т. Парсонс. М., 1998.

17. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. М., 1994: Сексуальные роли и неравенство. С. 328-360.

18. Струнников В.А. Пол / В.А. Струнников // БСЭ. М., 1975. Т. 20. С.171-174.

19. Усачева Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре / Н. Усачева // Алматы: Гылым, 1994.

20. Ушакин С. Поле пола / С. Ушакин // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.

21. Ушакин С.А. «Gender» (напрокат): полезная категория для научного анализа / С.А. Ушакин // Гендерная история: pro et contra: Межвуз. сб. дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000. С. 34-39.

22. Ушакин С. «Человек рода он»: знаки отсутствия / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 7-42.

  1. Уэст К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман. М., 1996.
  2. Уэст К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000.        С. 80-88.

25. Уэст К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Булавин, 2000.                С. 193-219.

  1. Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства / Н. Федосеева // Преображение. 1996. № 4.

27. Феминология. Семьеведение. М., 1997. Гл. 2.

 

Дополнительная литература:

1.      Бутовская М.Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения детей / М.Л. Бутовская // Семья, гендер, культура. М., 1997. С. 324-330.

2.      Волкова Э.Н. Природные и культурные факторы формирования гендерных различий / Э.Н. Волкова // Семья, гендер, культура. М., 1997. С. 330-337.

3.      Гендер: язык, культура, коммуникация. М.: МГЛУ, 1999.

  1. Гендерные тетради / Под ред. А. А. Клецина. Вып. 1. СПб.: С-Петерб. филиал Института социологии РАН, 1997.
  2. Гендерный фактор в языке и коммуникации. М.: МГЛУ, 1999.

6.      Горошко Е. Пол, гендер, язык / Е. Горошко // Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». М., 1996. С. 98-110.

7.      Горошко Е.  Мужчина и женщина (или как мы видим себя через призму гендера) / Е. Горошко //  «WE/МЫ» – Диалог женщин. 1997. № 1 (17). С. 21-26.

8.      Гусейнова Л.Н. Ценностные ориентации: гендерный аспект / Л.Н. Гусейнова // Социол. исслед. 1999. № 5.

9.      Женщина как объект социогендерных исследований // Человек в системе социальных отношений.  М., 1996. Вып. 2. С. 160-169.

10. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социол. исслед. 2000. № 11.

11. Здравомыслова О. Мужчина: роль, переписанная наново? / О. Здравомыслова // Семья и школа. 1997. № 1-97.

12. Здравомыслова Е. Социальное конструирование гендера как феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 46 - 65.

13. Ильин В. Социально-половая сегментация рынка / В. Ильин // Поведение потребителей. Сыктывкар: Сыктывкарск. ун-т, 1998. С.113-122.

14. Калабихина И. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала / И. Калабихина // Женщина. Гендер. Культура. 2000.              С. 171-183.

15. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований / Д. Кандиоти // Женщины и социальная политика. М., 1992.

16. Карелова Г.Н. Гендерная адаптация в российской реформации конца ХХ века / Г.Н. Карелова. М., 1998. С. 70-85.

17. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. 1998. № 6. С. 3-5.

18. Мендра А. Мужчины и женщины / А. Мендра // Основы социологии. М., 1994.

19. Мещеркина Е. «Зазеркалье» гендерных стереотипов // Альманах «Вы и Мы». 1997. № 1 (13).  

20. Пол, гендер, культура / Под ред. К. Хайдер. М.: РГГУ, 1999.

21. Попова Л.В. Социально-психологические особенности развития одаренных женщин в детстве и юности / Л.В. Попова // Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития: Материалы конф. / Моск. центр гендерных исследований. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. 

22. Потолок пола / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.

23. Раздельное воспитание: за и против // Обруч. 1998. № 6.

24. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений / Х. Райнпрехт // Семья и школа. 1997. № 5.

Информация о работе Социальная работа