Проблемы социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском общест-ве.

Оглавление

1. Введение

2. Учебные заведения как институт социализации молодежи.

3. Трудовой коллектив как институт социализации молодежи.

4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кон.р. по соц. работы с молодежью.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Георгиевский  технологический институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет» 
 

Контрольная работа

По  предмету

«Проблемы социальной работы с молодежью» 
 
 
 
 
 
 

                                                
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила студентка : Шевчук Лилия

                                              Группы : СРЗ-081

       Проверила : Солнышкина А.А. 
 
 
 
 
 

Георгиевск, 2012  г.                                                                         

Содержание

  1. Введение
 
  1. Учебные заведения  как институт социализации молодежи.
 
  1. Трудовой  коллектив как институт социализации молодежи.
 
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            Введение

  Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском общест-ве.  Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

                         
 
 
 
 
 
 
 
 

         Учебные заведения как институт социализации молодежи.

    В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.

    В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.

    Институт образования – один из древнейших социальных институтов человечества. Сегодня его часто трактуют как систему передачи знаний. На самом деле это не так, поскольку социальное значение и возможности его гораздо шире и глубже. Одной из основных функций образования является передача ценностей господствующей культуры и - тем самым - обеспечение стабильности и порядка в обществе. Образование определяет сегодня  многие параметры жизненного пути человека,  общества,  государства. Оно сохраняет и транслирует знания, развивает природные задатки человека, способствует росту интеллектуального потенциала  общества,  личности и страны. Образование воспитывает отношение подрастающего поколения к  труду,  расширяет свободу  выбора и реализации профессии и  деятельности, обеспечивает  повышение квалификации, социальный рост и социальную мобильность; в перспективе повышает эффективность  и  качество  производства. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе,  участию в хозяйственных, управленческих и политических  процессах, обеспечивает воспроизводство общества в процессе смены поколений.

  Сегодня  образование является базисным  социальным институтом, определяющим  уровень научно-технологического, экономического  и культурного прогресса общества. За счет развития науки и  образования большинство развитых  стран ныне 40-70% обеспечивают рост  производительности труда.  Без  образования несостоятельны никакие  современные модернизации общества. Поэтому, к примеру, нехватка  квалифицированных специалистов  сегодня на 40%  сдерживает развитие  высокотехнологичных сфер производства  в США. 

  Образование  – это мощный инструмент консолидации  общества, формирования социального  взаимодействия и взаимопонимания,  институт общественного согласия. Его роль – в уменьшении  социального неравенства, преодолении  бедности, безработицы, национальных  конфликтов, развитии социальной  мобильности, формировании качества  жизни – общепризнанна во всем мире.  Это понижающий трансформатор для социальных и национальных напряжений, средство стабилизации и удержания на плаву общественного корабля в периоды социальной нестабильности и общественных трансформаций. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для ХХI века определены четыре основополагающих цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить. Современная жизнь не позволяет оставлять невостребованной ни одну из этих функций.

    Современная система образования  России является одним из крупнейших  институтов в структуре общества. В значительной мере именно  благодаря уровню и качеству  образования наша страна удерживается  в числе наиболее развитых стран мира. Поэтому мы по праву привыкли считать наше образование одним из лучших в мире.

    Но в нашей стране, так же существует проблема социального неравенства в образовании. Современная ориентация на потребительский спрос определила состояние и остроту этой проблемы.  Это несоответствие с каждым годом усиливается. Наиболее популярные и престижные профессии экономиста и юриста сегодня в 10-20 раз (а иногда в 100 с лишним раз) перекрывают число вакансий, которые может предложить им общество.  На самом деле у этой проблемы  несколько измерений, и эта многозначность не позволяет однозначно оценивать ее как благо или зло.

  С  одной стороны, это хорошо, так  как свидетельствует о достаточно  высоком престиже высшего образования  в нашей стране. С другой стороны,  плохо, потому что молодежь  выбирает для себя наиболее  престижные, а значит, высококонкурентные профессии. Учитывая перенасыщенность рынка труда специалистами, с которыми ей будет трудно конкурировать по возрасту и профессиональному опыту, можно уже сегодня прогнозировать потенциальный процент безработных в ее среде. Либо заранее полагать, что эти «специалисты» не будут работать по специальности. Тогда налицо напрасная трата времени и ресурсов. Понятно, что здесь есть элемент плохо поставленной профориентационной работы. Ведь современное общественное производство насчитывает около 40 тысяч специализаций, наука - около 15 тысяч дисциплин, номенклатура производимой в промышленности продукции - десятки миллионов наименований. При этом нужды все усложняющегося производства уже не удовлетворяются 10-15% высококвалифицированных специалистов, а на их подготовку уходит теперь около 20-25 лет. И то, что молодежь выбирает из очень узкого перечня специальностей, говорит о ее низкой информированности о тех возможностях, которые остаются за пределами ее заинтересованного внимания. Недостаточность этого направления социализующего воздействия на молодежь со стороны системы образования находится  в противоречии с ее интересами.

  Попытки  государства повлиять на этот  негативный процесс такими средствами, как профориентационная пропаганда, обучение рабочим профессиям в системе школьных УПК, переобучение и трудоустройство силами системы учреждений Федеральной Службы занятости населения и т.п. пока достигли лишь обратного эффекта. От пропагандируемых и предлагаемых специальностей люди бегут, с упрямой настойчивостью стремясь на юридические и экономические факультеты. С точки зрения права человека на свободный выбор жизненного пути, стремления к лучшему, в этом нет ничего антисоциального. Однако в этой связи возникает целый ряд проблем, к решению которых призываются с самых разных трибун государство, граждане и общество.

  Но  адекватный ответ на обвальный  спрос населения на престижные  профессии может быть дан только  с учетом нескольких факторов. Таких, как: 1) учет мотивации поступления  в вузы; 2) учет причин непопулярности  определенных профессий и отраслей; 3) учет возможностей: а) системы  общественного производства потребить  контингент выпускников определенных  профессий; б) системы образования  удовлетворить образовательные  потребности населения; в) самого  населения реализовать свои образовательные  и социально-статусные притязания. Сейчас социальное управление  в нашей стране пробуксовывает  на каждом из этих этапов.

  Цель трудоустройства не является ведущим мотивом в жизненных целях современной молодежи.  Социологи отмечают, что к концу 1990-х годов первостепенное значение приобрел такой мотив, как «добиться успеха в жизни», что является доминирующей жизненной стратегией сегодняшних студентов. А для части первокурсников получение высшего образования выступает средством для достижения иных жизненных целей. Причем для студентов, считающих себя вполне обеспеченными, более значимы такие мотивы, как «продолжить семейные традиции», «иметь возможность работать за рубежом»; для не вполне обеспеченных – «добиться успеха в жизни», «не служить в армии», «быть материально обеспеченным».

        Итак, сегодня в российском образовании идет реформа, направленная на его коренную трансформацию. Образование в высших политико-правительственных кругах теперь трактуется как такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство и коммерция, которая должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Государство последовательно и методично снимает с себя обязанности по обеспечению социальных гарантий права молодежи на образование, превращая его в сферу частных интересов молодых людей и их родителей. При этом официальные круги не устают декларировать лозунг о правовом социальном государстве и защите прав и свобод граждан как его главной задаче. В ряду важнейших прав российских граждан провозглашается право на образование. Однако право только тогда чего-нибудь стоит, когда его границы имеют наполнение. По отношению ко все большему кругу социальных гарантий и факторов, оговариваемых в принимаемых ныне законах, наше население получает «право от» них.  Закон не может уравнять социальные возможности граждан в реализации их прав, т.е. в их способностях, материальной обеспеченности, условиях жизни.  Но закон обязан гарантировать реализацию хотя бы основных прав человека - прав на здоровье и образование. Если границы права устанавливаются государством так, что они препятствуют реализации основных прав человека, то действия государства можно расценивать как направленные против его граждан.

       Подводя итог, можно отметить, что сегодня мы уже привычно-устало говорим о социальном неблагополучии. Так же привычно отчитываемся в том, что «пусть недостаточно, но что-то делается», а где еще не делается - так ведь «нельзя объять необъятное…». Но достаточно ли четко наше понимание грядущего, с точки зрения современных проблем в системе образования?  И когда «не доработали», «не дошли руки», «отложили до лучших времен», «сделали все, что могли», то не растят ли современные  процессы, наши профессиональные, должностные и личностные позиции (нашими головами и руками) в лице подрастающего поколения могильщиков нашей социальности. Причем не локальной, «коммунистической», советской или еще какой другой, а социальности вообще, той, что «над биологией»?  Ведь именно социальность воспроизводится при посредстве образования, а не  просто транслируются знания. А если современное российское образование углубляет и закрепляет и без того чрезвычайное расслоение общества и социальные оппозиции, то на какую мельницу льет воду его современная реформа? Возможное развитие ситуации в безмерно дифференцированном обществе описано в социологических теориях конфликтологического направления, в частности в марксизме. Как известно, там итогом является социальный взрыв, революция. Сказанное заставляет не просто задуматься, а призывает действовать. 
 
 

              
 
 
 
 
 

      Трудовой коллектив как институт социализации личности

     Проходя свой жизненный путь, в период которого осуществляется процесс социализации, личность осваивает набор возрастно-специфических видов деятельности, социальных ролей, статусов, экспектаций (ожиданий) и санкций. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш), изменяющиеся в ходе исторического развития от поколения к поколению – базовая характеристика социально-возрастной периодизации.  
         В отечественной и зарубежной социологической и психологической литературе предпринимаются различные попытки моделирования основных этапов развертывания процесса социализации. 
         Пожалуй, одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить семь стадий жизни человека от рождения до старости. Он обратил внимание на развития человеческого “Я” в процессе социогенеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты. Э.Эриксон разделил развитие идентичности на фазы или ступени в рамках т.н. эпигенетических диаграмм (таблица). 
         Интересную с точки зрения последовательности и стадий модель социализации предложил чешский социальный психолог А.Юровский, различающий три основных этапа в рамках той или иной области гуманитарного знания. Первый этап связан с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм по мере его вхождения в первичные социальные группы (семья, референтные группы и т.д.), рассматриваемые в рамках социологии. Вторая стадия характеризуется межличностными связями, образующими область промежуточных переменных (статус, социальные роли и т.д.), и изучаются социальной психологией. Наконец, третья, связанная с процессом духовного обогащения личности, развитием его способностей и индивидуального опыта и всей системы социальных условий и отношений, является предметом изучения общей психологии.         Подобный междисциплинарный подход безусловно интересен, но вызывает сомнение попытка расчленить во времени процесс вхождения человека в социальную структуру, в систему межличностных отношений, с одной стороны, и с другой – процесс персонализации и самоутверждения личности, представляющие собой лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека.  
        Заслуживает внимания попытки с несколько иной стороны подойти к характеристике основных этапов социализации. Так, например, Г.М.Андреева выделяет три основных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На всех стадиях воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Общество и группа передает формирующейся личности некоторую сумму норм и ценностей посредством определенной системы знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, Г.М.Андреева называет институтами социализации. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым. Г.М.Андреева подчеркивает, что институты социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В связи с этим, она отмечает, что проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна представлять собой связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Информация о работе Проблемы социальной работы с молодежью